Судья Волкова С.Ю. Дело № 33-10334/2020
2-630/2020
25RS0030-01-2020-000975-67
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 декабря 2020 г. г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Л.Н.
судей Рябенко Е.М., Рыженко О.В.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Хасанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о возложении обязанности
по апелляционной жалобе администрации Хасанского района на решение Хасанского районного суда Приморского края от 08.10.2020, которым иск удовлетворен. На администрацию Хасанского муниципального района Приморского края возложена обязанность создать места накопления твердых коммунальных отходов и контейнеров для складирования ТКО на территории Барабашского и Безверховского сельских поселений согласно Перечням мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Барабашского и Безверховского сельских поселений, приведенному в Приложениях №№ 1, 2 к постановлению администрации Хасанского муниципального района от 15.07.2019 № 257-па, в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Н., объяснения прокурора Румянцева И.И., судебная коллегия
установила:
Прокурор Хасанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Хасанского муниципального района Приморского края, просил с учетом уточнения требований возложить на администрацию Хасанского муниципального района Приморского края обязанность создать места накопления твердых коммунальных отходов и контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Барабашского и Безверховского сельских поселений согласно Перечню мест (площадок) накопления ТКО на территории Барабашского и Безверховского сельских поселений, приведенному в Приложениях №№ 1, 2 к постановлению администрации Хасанского муниципального района от 15.07.2019 № 257-па, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что постановлением администрации Хасанского муниципального района от 15.07.2019 № 257-па «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и утверждении порядка создания и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отхлодов на территориях Барабашского и Безверховского сельских поселений Хасанского муниципального района» определены места (площадки) накопления ТКО на территориях Барабашского и Безверховского сельских поселений, а также утверждены схемы размещения площадок. Согласно Перечню мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Барабашского сельского поселения, приведенному в Приложении № 1 к постановлению администрации Хасанского муниципального района от 15.07.2019 № 257-па, на территории Барабашского сельского поселения расположено 22 места (площадки) накопления ТКО, в том числе: 11 - в <адрес> по следующим адресам: <адрес>), сельское кладбище; 2 - в <адрес> по адресам: <адрес>. Вместе с тем, по информации администрации Хасанского муниципального района по состоянию на 19.06.2020 в <адрес> расположено всего 3 площадки накопления ТКО по адресам: <адрес>, а также по трем адресам: <адрес> установлены контейнеры для складирования. В <адрес> расположено 4 площадки по адресам: <адрес> этом в утвержденных местах накопления ТКО в <адрес> и <адрес> площадки фактически отсутствуют. Ранее в ходе выездной проверки с участием представителя администрации <адрес> прокуратурой района было выявлено отсутствие на территории <адрес> мест накопления ТКО по <адрес>, д.<адрес> (все дома), <адрес>, <адрес>, <адрес>. 21.01.2020 прокуратурой Хасанского района в адрес администрации Хасанского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений. Фактически нарушения в полном объеме не устранены. В настоящее время в целях устранения допущенных нарушений администрацией Хасанского муниципального района поставлено на кадастровый учет 6 земельных участков под места накопления ТКО. Иные меры по устранению нарушений, в том числе, по приобретению мусорных контейнеров администрацией района не приняты.
Представитель администрации Хасанского муниципального района иск не признал, пояснил, что в целях устранения допущенных нарушений на кадастровый учет поставлено 6 земельных участков под места накопления ТКО, а КГУП «Приморский экологический оператор» принял на себя обязательство по указанным в иске территориям обустроить площадки накопления ТКО согласно реестра мест (площадок) и установить контейнеры для складирования.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 13.4 указанного Федерального закона установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.3), органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 4).
Из приведенных положений законодательства следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесены к компетенции, в том числе органов местного самоуправления муниципальных районов.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039.
В соответствии с пунктом 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
В ходе выездной проверки с участием представителя администрации Хасанского района прокуратурой Хасанского района было выявлено отсутствие на территории <адрес> мест накопления ТКО по <адрес>, д.<адрес> (все дома), <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
21.01.2020 прокуратурой Хасанского района в адрес администрации Хасанского муниципального района вынесено представление № 7-25-2020 об устранении нарушений выявленных в ходе проведенных проверок.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных законом на орган местного самоуправления обязанностей в области обращения с отходами на территории муниципального района, направленных на создание и обустройство в местах накопления ТКО контейнерных площадок, что нарушает санитарно-эпидемиологические нормы и права неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизнедеятельности.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они основаны на правильном установлении обстоятельств дела и согласуются с положениями законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности факта непринятия ответчиком мер по созданию и обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов судебной коллегией отклоняются.
Разрешая заявленные прокурором исковые требования, суд установил, что ответчиком, несмотря на издание постановления от 15.07.2019 № 257-па, надлежащие меры по созданию и обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не приняты, что приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В ходе проверки прокуратурой района установлено, что фактически площадки накопления ТКО в местах, утвержденных в Приложениях №№ 1,2 к данному постановлению, отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, возложив на ответчика обязанность по созданию, в том числе контейнеров для складирования ТКО, отклоняется, поскольку из протокола судебного заседания (л.д. 113) следует, что прокурором были заявлены требования о возложении на ответчика обязанности создать места накопления ТКО и контейнеров для складирования ТКО.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасанского районного суда Приморского края от 08.10.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи