Решение по делу № 2-384/2022 от 15.11.2022

Дело № 2-384/2022

УИД 19RS0008-01-2022-000580-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Копьёво                     14 декабря 2022 года

    Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия

в составе судьи Южаковой М.Н.,

при секретаре судебного заседания Горбацевич Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «... районная больница» и Министерству здравоохранения Республики Хакасия о возложении обязанностей по обеспечению бесперебойным электроснабжением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Копьевская районная больница» и Министерству здравоохранения Республики Хакасия о возложении обязанностей по обеспечению бесперебойным электроснабжением. В обоснование требований указал, что прокуратурой района была проведена проверка на предмет бесперебойного электроснабжения лечебных учреждений, в результате которой в деятельности ГБУЗ РХ «... районная больница» выявлены нарушения закона. Проведенной проверкой установлено, что электроприемники медицинских учреждений законом отнесены к электроприемникам первой и второй категории надежности, в связи с чем, у медицинских учреждений имеется обязанность по обеспечению зданий резервными источниками электроснабжения. В ГБУЗ РХ «... районная больница» альтернативных источников питания не имеется. Отсутствие резервного электропитания создает угрозу жизни и здоровья персонала, пациентов организации, нарушает их права на безопасные и благоприятные условия работы и получения качественных медицинских услуг. Проведенной проверкой установлено, что в ГБУЗ РХ «... районная больница» по адресу: ..., имеется круглосуточный стационар, однако источники бесперебойного электроснабжения, способные обеспечить функционирование учреждения отсутствуют. Устранение выявленных нарушений потребовано в представлении, адресованном главному врачу ГБУЗ РХ «... районная больница» от ../../... Из ответа следует, что для обеспечения бесперебойного электроснабжения подана заявка в Министерство здравоохранения Республики Хакасия, однако, до настоящего времени она не исполнена. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.08.2012 № 569 муниципальные медицинские бюджетные учреждения приняты в государственную собственность Республики Хакасия.

Прокурор просил возложить обязанность на Министерство здравоохранения Республики Хакасия в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу выделить денежные средства для выполнения мероприятий по обеспечению бесперебойным энергоснабжением ГБУЗ РХ «... районная больница», расположенного по адресу: ..., и возложить обязанность на ГБУЗ РХ «... районная больница» в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств Министерством Здравоохранения Республики Хакасия выполнить мероприятия по обеспечению бесперебойным энергоснабжением ГБУЗ РХ «... районная больница», расположенного по адресу: ....

В судебном помощник прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Янькова Ю.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в иске, уточнила срок для исполнения решения ГБУЗ РХ «... районная больница» – в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств Министерством здравоохранения Республики Хакасия.

Представители ответчика ГБУЗ РХ «... районная больница» Матвеева Т.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями согласна, просила предоставить срок для исполнения решения ГБУЗ РХ «... районная больница» – в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств Министерством здравоохранения Республики Хакасия.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Хакасия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок. От представителя ФИО4, действующей на основании доверенности, в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.06.2009 № 260 (далее- Положение), Министерство здравоохранения Республики Хакасия (далее- Минздрав Хакасии) является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и управлению в сфере здравоохранения, включая вопросы организации оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения. Минздрав Хакасии не имеет собственных источников дохода, в связи с чем, денежные средства на приобретение источников бесперебойного электроснабжения отсутствуют. В соответствии с пунктом 4.5.8 Положения, Минздрав Хакасии осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий. Законом Республики Хакасия от 17.12.2021 № 116-ЗРХ. «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» утверждены основные характеристики республиканского бюджета на три года. Денежные средства, выделенные Минздраву Хакасии в 2022 году, имеют строго целевой характер и не могут быть распределены на другие цели. В соответствии с Планом мероприятий по оснащению социально значимых объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Хакасия резервными источниками снабжения электроэнергией, утвержденным постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.09.2022 №161-п, мероприятия по обеспечению ГБУЗ РХ «... РХ» бесперебойным электроснабжением запланированы на 2026 год. В связи с чем, считает необходимым уточнение требований прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия об обязании Министерства здравоохранения Республики Хакасия выделения денежных средств на выполнение мероприятий по обеспечению электроснабжением объектов ГБУЗ РХ «...» по адресу: ..., и их приведения в соответствии с действующим нормативным правовым актом.

Выслушав мнение помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав приобщенные к делу документы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Одним из основных принципов охраны здоровья граждан, закрепленных в ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ, является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии с п. 5 ст. 19 ФЗ № 323-ФЗ пациенту предоставлены права, в том числе, на выбор врача и выбор медицинской организации; профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно - гигиеническим требованиям.

Согласно положениям ст. 10 ФЗ № 323-ФЗ, доступность и качество медицинской помощи обеспечивается лечебным учреждением, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу применения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68- ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68- ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны обеспечить создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу ч. 1 ст. 18 указанного Закона, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф.1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.

Согласно подп. «а» п. 1 ст. 32 Федерального закона № 123-ФЗ, здания больниц отнесены к классу Ф.1.1 функциональной пожарной опасности.

На основании п. 5.1 раздела 5 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий», введенный в действие с 01.01.2004, в зданиях лечебно-профилактических учреждений электроприемники операционных и родильных блоков, отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, кабинетов лапароскопии, бронхоскопии и ангиографии, противопожарных устройств и охранной сигнализации, эвакуационного освещения и больничных лифтов должны иметь первую степень обеспечения надежности электроснабжения, комплекс остальных электроприемников - вторую степень.

Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например, путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.

Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований, рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 утверждены Правила устройства электроустановок.

Согласно предисловию к Правилам устройства электроустановок, требования Правил обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

В соответствии с пунктом 1.2.7 вышеуказанных Правил, приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.Согласно п. 1.2.18 названных Правил, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

В силу п. 1.2.20 указанных Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

В соответствии с п. 14(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.

Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых допустим лишь на время автоматического ввода резервного источника снабжения электрической энергии и может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.

Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности, а также для энергопринимающих устройств, относящихся к энергопринимающим устройствам аварийной брони, должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания соответствующей мощности.

Автономные резервные источники питания в случае, если их наличие предусмотрено техническими условиями, подлежат установке владельцем энергопринимающих устройств и технологическому присоединению в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. Владелец энергопринимающих устройств обязан поддерживать установленные автономные резервные источники питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.

В соответствии с п. 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, если необходимость установки автономных резервных источников питания возникла после завершения технологического присоединения, то потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить его установку и подключение в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Таким образом, электроприемники медицинских учреждений законом отнесены к электроприемникам первой и второй категории надежности, в связи с чем, у медицинских учреждений имеется обязанность по обеспечению зданий резервными источниками электроснабжения.

Проведенной проверкой установлено, что ГБУЗ РХ «... районная больница», вопреки приведенным нормам закона, резервными источниками электропитания не обеспечено, бесперебойное электроснабжение не обеспечено.

Отсутствие резервного электропитания создает угрозу жизни и здоровья, персонала, пациентов организации, нарушает их права на безопасные и благоприятные условия работы и получения качественных медицинских услуг.

Проведенной прокуратурой Орджоникидзевского района Республики Хакасия проверкой установлено, что в ГБУЗ РХ «... больница» по адресу: ..., имеется круглосуточный стационар, однако, источники бесперебойного электроснабжения, способные обеспечить функционирование учреждения, отсутствуют.

Прокурором Орджоникидзевского района от ../../.. внесено представление ГБУЗ РХ «... больница» с требованием устранить выявленные нарушения.

Из ответа главного врача ГБУЗ РХ «... больница» следует, что для обеспечения бесперебойного электроснабжения подана заявка в Министерство здравоохранения Республики Хакасия, однако, до настоящего времени она не исполнена.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.08.2012 № 569 муниципальные медицинские бюджетные учреждения приняты в государственную собственность Республики Хакасия.

В соответствии с п. 1.5, 1.6, раздела 1 Устава ГБУЗ РХ «... больница» (далее - Больница) от ../../.. №.., учредителем Больницы является Правительство Республики Хакасия. Отдельные полномочия и функции учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Республики Хакасия. Отдельные полномочия и функции учредителя Учреждения в сфере управления и распоряжения имуществом осуществляет Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом (в настоящее время - Министерство имущественных и земельных отношений Республики). Собственником имущества Учреждения является ....

Пунктом 1.9. раздела 1 Устава закреплено право учреждения для достижения целей своей деятельности приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 2.1., 2.2. раздела 2 Устава, предметом деятельности Учреждения является оказание первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи детям. Целью деятельности Учреждения является обеспечение квалифицированной диагностической, профилактической, лечебной и паллиативной медицинской помощи.

В соответствии с п.п.3.1., 3.2 раздела 3 Устава, имущество Учреждения находится в государственной собственности Республики Хакасия, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Имущество Учреждения относится к объектам здравоохранения, функционально предназначенным и используемым Учреждением в целях здравоохранения. Источниками формирования имущества Учреждения являются: имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления; субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия; средства, поступающие от приносящей доход деятельности; добровольные имущественные взносы и пожертвования; другие не запрещенные законом поступления.

Пунктом 4.3. раздела 4 Устава к компетенции Министерства здравоохранения Республики Хакасия отнесены следующие полномочия: назначение и освобождение от должности главного врача в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия; формирование и утверждение государственного задания для Учреждения; определение приоритетных направлений деятельности Учреждения; согласование плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения; согласование отчетов о деятельности Учреждения, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности Учреждения; согласование создания и ликвидации филиалов и представительств Учреждения; осуществление контроля за деятельностью Учреждения в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Хакасия; осуществление иных полномочий учредителя, установленных нормативными правовыми актами Республики Хакасия.

Учитывая, что распорядителем бюджетных средств для Учреждения является Министерство здравоохранения Республики Хакасия, требования о выделении денежных средств подлежат исполнению названным ведомством, а выполнение мероприятий по обеспечению бесперебойного электроснабжения подлежат выполнению ГБУЗ РХ «... больница».

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

На основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не предоставлено доказательств, опровергающих доводы, указанные истцом.

В возражениях, предоставленных представителем Министерства здравоохранения Республики Хакасия, не указано каких – либо конкретных возражений на заявленные прокурором исковые требования, также как и не указано в связи с чем и каким образом, по мнению представителя, прокурором должны были быть уточнены исковые требования.

С учетом всех обстоятельств дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований. Срок, который истец просит установить ответчикам – для Министерства здравоохранения Республики Хакасия в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, для ГБУЗ РХ «... больница» в течение шести месяцев с момента выделения денежных средств Министерством здравоохранения Республики Хакасия, суд считает обоснованным и достаточным для исполнения решения суда и устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Орджоникидзевского района удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Хакасия в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу выделить денежные средства для выполнения мероприятий по обеспечению бесперебойным электроснабжением ГБУЗ РХ «... больница», расположенного по адресу: ....

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «... больница» в течение шести месяцев с момента выделения денежных средств Министерством здравоохранения Республики Хакасия выполнить мероприятия по обеспечению бесперебойным электроснабжением ГБУЗ РХ «... больница», расположенного по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия.

Решение в окончательной форме принято ../../...    

Судья                                 М.Н. Южакова

2-384/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия
Ответчики
ГБУЗ РХ "Копьевская районная больница"
Суд
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
Судья
Южакова Марина Николаевна
Дело на сайте суда
ordzhonikidzevsky.hak.sudrf.ru
15.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2022Передача материалов судье
18.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2022Подготовка дела (собеседование)
14.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2022Судебное заседание
21.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее