дело 2-501/2022
72RS0013-01-2021-011725-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 29 сентября 2022 года
Калининский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Зарецкой О.Ф.,
при секретаре ФИО5,
с участием прокурора ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Администрации <адрес> к ФИО2 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности на недвижимое имущество и признании права собственности на недвижимое имущество,
по встречному иску ФИО2 к Администрации <адрес> о признании объекта недвижимости жилым одноквартирным домом, прекращении права собственности на квартиру, признании права собственности на жилой одноквартирный дом,
установил:
Администрация <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО2 о принудительном изъятии для муниципальных нужд жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права собственности на недвижимое имущество и признании права собственности на недвижимое имущество. Требования мотивированы тем, что на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рк, принято решение о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по адресу: <адрес> (заключение от ДД.ММ.ГГГГ №). В связи с чем распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено изъять для муниципальных нужд муниципального образования городской округ <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, площадью 608 кв.м., и жилое помещение общей площадью 52,8 кв.м (<адрес>) в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером №, общей площадью 52,8 кв.м, по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО2, а также земельный участок с кадастровым номером №, площадью 608 кв.м. по адресу: <адрес> (528/1054 доли). ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено уведомление с приложением указанного распоряжения. В соответствии с выполненным ООО «Центр экономического содействия» отчетом № рыночная стоимость права требования выкупной цены изымаемого жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, при изъятии земельного участка для муниципальных нужд по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 311 000,00 рублей. ДД.ММ.ГГГГ ответчику был направлен проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд с приложениями. До настоящего дня подписанное соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд ответчиком в Администрацию <адрес> не представлено. В соответствии с п. 6 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного п. 3 ст. 56.10 ЗК РФ указанного проекта соглашения заказным письмом. Проект соглашения был направлен в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением о вручении, получен адресатом ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ у Администрации <адрес> возникло право на обращение с иском о принудительном изъятии жилого помещения для муниципальных нужд. В связи с чем Администрация <адрес> просит принудительно изъять для муниципальных нужд муниципального образования городской округ <адрес> у ФИО2 жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером №, общей площадью 52,8 кв.м, и 528/1054 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 608 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> по цене выкупа 3 311 000,00 рублей. Прекратить право собственности ФИО2 на изымаемое имущество. Признать право собственности за муниципальным образованием городской округ <адрес> на: жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером 72:23:0214002:3845, общей площадью 52,8 кв.м, и 528/1054 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 608 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Ответчик ФИО2 обратился со встречным иском к Администрации <адрес>, с учетом заявления об уточнении встречных исковых требований, просит признать объект недвижимости квартиру по адресу: <адрес> жилым одноквартирным отдельно стоящим жилым домом, прекратить право собственности ФИО2 на <адрес> кадастровым номером №, общей площадью 52,8 кв.м по адресу: <адрес>, признать за ФИО2 право собственности на жилой одноквартирный отдельной стоящий жилой дом общей площадью 52,80 кв.м, жилой площадью 20,60 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что ФИО2 является собственником квартиры по адресу: <адрес> общей площадью 35,20 кв.м на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с изменением методики подсчета площадей (помещение веранды ранее не было включено в общую площадь), общая площадь квартиры составляет 52,80 кв.м, жилая площадь 20,60 кв.м. В настоящее время жилой дом по адресу: <адрес> состоит из двух обособленных частей (<адрес> №) с разными входами. Из технического паспорта на жилой дом следует, что жилой дом является одноэтажным домом, состоит из двух частей, не имеет общего имущества.
Определением Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление росреестра по <адрес> (л.д. 127 том 1).
Определением Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО3, ФИО10 в лице законного представителя ФИО2 (л.д. 181 том 2).
Представитель истца-ответчика ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, встречные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на встречное исковое заявление.
Ответчик – истец ФИО2, действующий в том числе в интересах третьего лица ФИО10, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Представители ответчика-истца ФИО8, ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление с дополнениями, встречный иск поддержали по основаниям, изложенным во встречном иске с заявлением об уточнении встречных исковых требований.
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании с иском Администрации <адрес> не согласилась, встречные исковые требования ФИО2 считала подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, допросив эксперта, находит исковое заявление Администрации <адрес> неподлежащим удовлетворению, встречное исковое заявление ФИО2 – подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (ч. 3 ст. 279 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
Лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных или муниципальных нужд, до дня прекращения данных прав владеют, пользуются и распоряжаются в соответствии с законом таким земельным участком по своему усмотрению. При этом лица, указанные в настоящей статье, несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений, со дня уведомления их о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (ст. 280 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером №, общей площадью 52,8 кв.м, по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО2, а также земельный участок с кадастровым номером №, площадью 608 кв.м. по адресу: <адрес> (528/1054 доли) (л.д. 17-25 том 1).
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 9-11 том 1).
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда на основании заключения межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ № о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, было решено изъять земельный участок с кадастровым номером №, площадью 608 кв.м. с разрешенным использованием: под многоквартирный дом, для жилищного строительства с описанием местоположения <адрес> для муниципальных нужд муниципального образования городской округ <адрес>, и жилое помещение площадью 52,8 кв.м. по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд муниципального образования городской округ <адрес> (л.д.16 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> ФИО2 направлено уведомление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес> проект соглашения об изъятии жилого помещения (л.д. 36-46 том 1), получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование размера выкупной цены истцом-ответчиком представлен отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ООО «Центр экономического содействия», в соответствии с которым размер возмещения за жилое помещение и долю общего имущества в многоквартирном доме, возникающие в связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка под жилым домом, определенная в рамках затратного подхода составляет 3 311 000,00 рублей (л.д. 47-100 том 1).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Частью 9 названной статьи предусмотрено, что, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 32, указывает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
Содержащийся в п. 47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Надлежащим доказательством установления пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения является акт межведомственной комиссии, составленный в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47. При этом суд проверяет соблюдение процедуры оценки жилого помещения требованиям закона и соответствие акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии форме, установленной приложениями N 1 и 2 к Положению.
Разрешая заявленные требования о принудительном изъятии для муниципальных нужд жилого помещения у собственника в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, суд исходит из того, что распоряжением Территориального управления по Калининскому АО Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт приемки в эксплуатацию самовольно реконструированной однокомнатной <адрес> общей площадью 35,2 кв.м, жилой площадью 20,6 кв.м по <адрес> и разрешен ввод в эксплуатацию в установленном порядке (л.д. 84 том 2), согласно технического паспорта здания по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год постройки 1953 год, переоборудовано (надстроено) в 2016 году, общая площадь <адрес> составляет 52,80 кв.м, жилая площадь – 20,60 кв.м (л.д. 129-140 том 2), согласно технического паспорта квартиры по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая площадь <адрес>,2 кв.м, жилая площадь 20,6 кв.м (л.д. 135-140 том 3), согласно Акту приемки законченного строительством (реконструкцией) объекта приемочной комиссией Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 произведена реконструкция <адрес>, в том числе организован пристрой: фундаменты бетонные, стены щитовые, перекрытия деревянные, кровля шифер, реконструкция квартиры выполнена в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам и вводится в действие. С учетом анализа вышеприведенных доказательств суд делает вывод о том, что на момент принятия заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, которым многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, <адрес> указанного дома была уже реконструирована.
Согласно выводов Экспертного строительно-технического заключения Проектная фирма ООО Творческая Мастерская «Рустика» от ДД.ММ.ГГГГ состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома в части <адрес> по адресу: <адрес> оценивается удовлетворительно. Прочность, устойчивость и долговечность конструктивных элементов здания удовлетворяет существующим нормативным требованиям, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права третьих лиц. Здание отвечает требованиям СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные». В соответствии с п. 4.5 СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» категория состояния основных конструктивных элементов <адрес> исправное, работоспособное, эксплуатация конструкций при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений. По заключению эксперта в дальнейшем <адрес> по адресу: <адрес> после проведения ремонта без каких-либо конструктивных ограничений может использоваться в соответствии с назначением и может быть принята в эксплуатацию (л.д. 41-58 том 2).
Согласно выводов заключения комиссии экспертов №А-103/2022 ООО «АРБИТР» Центр Независимых Экспертиз от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не является жилым домом блокированной застройки. Квартира № по адресу: <адрес> не является блок-секцией № жилого <адрес>. Категория технического состояния <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> определена в соответствии со СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» как «работоспособное состояние». Конструктивная надежность и эксплуатационная безопасность обеспечена (л.д. 4-107 том 3).
Суд принимает в качестве допустимого доказательства вышеуказанное заключение, поскольку оно отвечает требованиям, установленным статьей 25 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», при этом суд учитывает, что эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Заключение эксперта является ясным, полным, не вызывает сомнений в достоверности.
Согласно ч. 3 ст. 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).
На основании ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации.
Жилым домом, как это вытекает из ч. 2 ст. 16 ЖК РФ, признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании.
С учетом допроса в судебном заседании эксперта ФИО11, которая пояснила, что <адрес> выстроена на отдельном фундаменте, не имеет общих стен, перекрытий, крыши, общего имущества с квартирой № <адрес>, суд соглашается с выводами, содержащимися в исследовательской части заключения судебной экспертизы, в части того, что <адрес> является домом жилым одноквартирным отдельно стоящим.
При таких обстоятельствах выводы межведомственной комиссии сделаны без учета степени и категории технического состояния основных строительных конструкций жилого дома в целом, степени фактического износа, условий обеспечения санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, противоречат выводам судебной экспертизы.
Принимая во внимание, что в судебном заседании нашел подтверждение факт того, что <адрес> является жилым отдельно стоящим домом, встречные исковые требования ФИО2 о признании квартиры жилым отдельно стоящим домом, прекращении права собственности ФИО2 на <адрес> и признании за ФИО2 права собственности на жилой отдельно стоящий дом общей площадью 52,80 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению, в удовлетворении исковых требований Администрации <адрес> об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности на недвижимое имущество, признании права собственности на недвижимое имущество следует отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 15, 280-281 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 16, 32, 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 14, 35, 54, 56, 67, 98, 194-199, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Администрации <адрес> к ФИО2 об изъятии недвижимого имущества жилого помещения (<адрес>) с кадастровым номером: №, общей площадью 52,8 кв.м и 528/1054 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес> для муниципальных нужд, прекращении права собственности на недвижимое имущество и признании права собственности на недвижимое имущество отказать.
Встречные исковые требования ФИО2 к Администрации <адрес> о признании объекта недвижимости квартиры жилым одноквартирным отдельно стоящим жилым домом, прекращении права собственности на квартиру, признании права собственности на жилой одноквартирный отдельно стоящий жилой дом удовлетворить частично.
Признать объект недвижимости жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером: №, общей площадью 52,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, жилым отдельно стоящим домом.
Прекратить право собственности ФИО2 на <адрес> по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, общей площадью 52,8 кв.м.
Признать за ФИО2 право собственности на жилой отдельно стоящий дом общей площадью 52,80 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
В остальной части встречных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Калининский районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья О.Ф. Зарецкая
Копия верна
Судья О.Ф. Зарецкая