Дело № 2-324/2020
УИД 22RS0007-01-2020-000464-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2020 года г. Белокуриха
Белокурихинский городской суд Алтайского края, в составе:
председательствующего судьи Омелько Л.В.,
при секретаре Крыловой А.Д.,
с участием истицы Лещевой О.В., представителя ответчика Ч.Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лещевой Ольги Владимировны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Белокурихе о защите нарушенного права,
УСТАНОВИЛ:
Лещева О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Белокурихе (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в г.Белокурихе) о защите нарушенного права, ссылалась на то, что она работает в БСШ № 1 в должности педагога-психолога. В школе имеются дети с особенностями в развитии, в связи с чем, в школе создан психолого-медико-педагогический консилиум. Истица полагает, что период работы с 01.11.2007 по 20.10.2019г. в должности педагога-психолога в общеобразовательной школе, должен быть включен в специальный педагогический стаж дающий право на назначение страховой пенсии досрочно.
Однако, решением ГУ УПФ РФ в г.Белокурихе названный период времени не включен в специальный стаж, так как по мнению ответчика работа в общеобразовательной школе в должности педагога-психолога не влечет возникновения права на специальный стаж.
Названным решением, также не включен в страховой стаж период ее работы с 08.11.1994 по 20.11.1994г. в детском саду «Аленушка», со ссылкой на нахождение истицы в отпуске без сохранения заработной платы. Истица полагает, что поскольку в лицевых счетах имеются начисления за ноябрь месяц 1994 года в полном объеме, то в отпуске без сохранения заработной платы она не была. При оценке данного периода главенство имеет лицевой счет перед приказом по личному составу предприятия.
Истица просила суд, включить в специальный страховой стаж периоды с 08.11.1994г. по 20.11.1994г., а также период с 01.11.2007 по 20.10.2019г.
Также, истица полагает, что неверно рассчитан общий страховой стаж, не включены периоды работы с 10.09.1990 по 09.09.1991; с 21.08.1991 по 17.06.1994г.; с 01.09.1992 по 01.09.1993г.
Истица просила суд, признать решение ГУ УПФ РФ в г.Белокурихе от 31.10.2019г. незаконным; обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы с 08.11.1994 по 20.11.1994г. и с 01.11.2007 по 20.10.2019г.; включить в страховой стаж периоды с 10.09.1990 по 09.09.1991г., с 21.08.1991 по 28.08.1992, с 30.08.1993 по 17.06.1994, с 01.09.1992 по 01.09.1993г; признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью и назначить страховую пенсию с 20.10.2019г., выплату пенсии осуществлять с 20.04.2020г., взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании истица Лещева О.В. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что ответчиком не включен в специальный стаж период с 08.11.1994 по 20.11.1994г. работа в детском саду «Аленушка» как период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы – полагает, что ответчик должен был оценить не только уточняющую справку, но и все собранные документы в совокупности, так как из лицевого счета усматривается начисление заработной платы за ноябрь месяц, что свидетельствует, не смотря на наличие приказа, о ее не нахождении в отпуске без сохранения заработной платы. Период с 01.11.2007г. по 20.10.2019г. также должен быть включен в специальный стаж, в связи с осуществлением педагогической деятельности. В указанный период времени, она занимала и продолжает занимать должность педагога-психолога в общеобразовательной школе. Истица полагает, что ответчиком не верно применено толкование закона, а также редакция закона. Ответчик полагает, что в специальный стаж включается работа в должности педагога-психолога при работе только в коррекционных школах, в школах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако общеобразовательная школа № 1, в которой истица работает направлена, в том числе, и на обучение детей с особенностями развития. Именно по этому в школе создан психолого-медико-педагогический консилиум. Так например, в 2020-2021 учебном году в школе проходит обучение около 800 детей, из которых 11 детей имеют ограничения - в том числе 4 с эмоциональным поведенческим расстройством - именно с диагнозом который прописан психиатром, 6 детей имеют инвалидности, 7 детей состоят на учетах, так как это дети с отклонениями в поведении. Дети имеющие инвалидности требует к себе особого отношения, так как инвалидности очень часто связаны с неврологическими заболеваниями, а также ряд заболеваний сопровождается неврологическими расстройствами. Так в школе был мальчик, в отношении которого была избрана мера пресечения домашний арест, поэтому она выезжала к нему на дом, оказать ему психологическую поддержку при написании ВПР. Уставом школы, положениями, методиками, предусмотрено обучение в общеобразовательной школе детей с особенностями, что положительно влияет на социализацию детей в обществе. Её рабочий день начинается с 08.00 и до 15.00, т.е. 36 рабочих часов в неделю, из которых 18 часов отводится на работу с документами, а 18 часов в неделю она работает с детьми. Полагает, что периоды с 10.09.1990 по 09.09.1991 в детском саду Белочка должны быть включены в страховой стаж, так как трудовая книжка не имеет исправлений, поправок, стаж до изменений в закон, с 21.08.1991 по 28.08.1992 и с 30.08.1993 по 17.06.1994г. период обучения также должны быть включены в страховой стаж, с 01.09.1992 по 01.09.1993г. – период отпуска по уходу за ребенком. Она не согласна с первоначальным расчетом страхового стажа, так как она рассчитывала свой страховой стаж по калькулятору в интернете, и интернет рассчитал ей 29 лет 12 дней, однако с уточненным расчетом страхового стажа, произведенным ответчиком, на 31.12.2019г.- 29 лет 23 дня Лещева О.В. согласилась, при этом от требований в данной части не отказывалась.
Представитель ответчика по делу Ч.Е.А. иск не признала в полном объеме, суду пояснила, что периоды работы указанные истицей с 10.09.1990 по 09.09.1991, с 10.09.1991 по 17.06.1994 и период отпуска по уходу за ребенком включены в страховой стаж, поэтому общий стаж на 31.12.2019г. составляет 29 лет 23 дня, страховой 27 лет 09 месяцев 3 дня. Однако, не подлежит включению в специальный стаж период с 08.11.1994 по 20.11.1994г. (12 дн.) нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, что подтверждается справкой работодателя сан.Центросоюз, в подчинении которого находился детский сад Аленушка и период с 01.11.2007г. по 20.10.2019г. (11 лет 11 мес. 19 дн.), поскольку педагог-психолог в общеобразовательной школе не может претендовать на включение периодов его работы в специальный стаж.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, свидетелей, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим причинам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», здесь и далее нормы Федерального закона «О страховых пенсиях» приведены в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившего в силу с 01 января 2015 года и действующего на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на день обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).
Подпунктом «м» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»).
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 01 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 года № 1397).
Пунктом 2 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются в том числе:
работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых;
время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе работы в должности пионервожатой, предусмотрено в силу п. 4 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
Согласно записям трудовой книжки истицы Лещевой О.В., в период с 10.09.1990 года по 09.09.1991 год она работала помощником воспитателя в детском саду «Белочка» санаторий «Белокуриха» и уволена в связи с поступлением на учебу(записи № 1, 2); 21.08.1991 года зачислена в число учащихся дошкольного отделения Горно-Алтайского педагогического училища (запись № 3); 28.08.1992 года Лещевой О.В. предоставлен академический отпуск по уходу за ребенком с 01.09.1992 по 01.09.1993г. (запись № 4); 30.08.1993г. восстановлена в число учащихся педучилища после академического отпуска (запись № 5); 17.06.1994г. отчислена из училища в связи с окончанием полного курса обучения (запись № 6) 01.07.1994г. принята временно воспитателем 7 разряда в детский сад «Аленушка» санаторий Центросоюза (запись № 7), 01.09.1994г. оформлена постоянно воспитателем 7 разряда (запись № 8); 29.07.1995г. уволена в связи с переводом в отдел образования администрации г.Белокурихи по соглашению между руководителями (запись № 9); 31.07.1995г. принята на должность воспитателя в порядке перевода из санатория Центросоюза в детский сад «Аленушка» (запись № 10); 13.10.2000г. уволена по собственному желанию (запись № 13); 17.10.2000г. принята на должность воспитателя в общеобразовательную школу Минздрава (запись № 14); 01.09.2004г. переведена на должность учителя (запись № 15); 01.06.2006г. переведена воспитателем на летний период (запись № 16); 01.09.2006г. переведена учителем (запись № 17); 15.01.2007г. переведена воспитателем (запись № 18); 15.10.2007г. уволена по инициативе работника (запись № 19); 01.11.2007г. принята на работу в качестве педагога-психолога в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа № 1» (запись № 20) (л.д. 183-187).
Решением УПФ РФ в г.Белокурихе от 31 октября 2019 года, Лещевой О.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Согласно названному решению, специальный страховой стаж Лещевой О.В. составил 13 лет 03 месяца 07 дней, при требуемых не менее 25 лет. Продолжительность страхового стажа на 31.12.2018г. установлена 25 лет 08 месяцев 28 дней, индивидуальный коэффициент 57,953.
При этом, в специальный стаж включены периоды, с 01.07.1994 по 07.11.1994г., с 21.11.1994г. по 29.07.1995г. в должности воспитателя в детском саду «Аленушка» санатория Центросоюза; с 31.07.1995 по 23.10.2000г. в должности воспитателя в детском саду «Аленушка» администрации г.Белокуриха; с 17.10.2000 по 15.10.2007г. в должности учителя, воспитателя в общеобразовательной школе детского санатория «Белокуриха» МЗ РФ.
Не засчитаны периоды в специальный страховой стаж:
- с 01.11.2007 по 20.10.2019г., так как не соблюдается п. 11 Правил исчисления периодов работы на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781;
- с 08.11.1994 по 20.11.1994г. – нахождение в отпуске без сохранения заработной платы, так как постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в специальный стаж, для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости, отпуска без сохранения заработной платы не включаются (л.д. 11-12).
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Включение периодов нахождения в отпуске без сохранения содержания в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости указанными правилами не предусмотрено.
Как следует из решения ГУ УПФ РФ в г.Белокурихе от 31 октября 2019 года, а также пояснения сторон по делу, период с 08.11.1994 по 20.11.1994 год не включен в специальный страховой стаж Лещевой О.В.
Истица Лещева О.В. утверждала, что в данный период она не находилась в отпуске без сохранения заработной платы, к данному выводу следует прийти из анализа лицевого счета за ноябрь месяц 1994 года, в котором усматривается начисление заработной платы за отработанный месяц.
Согласно записям трудовой книжки, истица Лещева О.В. в период с 01.07.1994г. по 29.07.1995г. работала воспитателем в детском саду «Аленушка» санатория «Центросоюза» (л.д. 184).
Согласно справки № 1 уточняющей особый характер работы Лещевой О.В., выданной 26 сентября 2019 года, исходящий № 1978, МУ Санаторий Центросоюза РФ в г.Белокурихе, Лещева О.В. в период с 01.07.1994 по 29.07.1995г. работала полную рабочую неделю, от работы не отстранялась, совмещения профессий не имела, в командировки не направлялась, отпусками без сохранения заработной платы не пользовалась, в учебных отпусках и отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и/или трех лет не находилась, на курсы повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки с отрывом от работы не направлялась, дополнительные дни отдыха, в связи со сдачей крови не имела. Сведения предоставлены на основании трудовой книжки Лещевой О.В., книг приказов по личному составу за 1994-1995г. (л.д. 17).
Однако, согласно справки уточняющей характер работы Лещевой О.В. выданной МУ Санаторий Центросоюза РФ в г.Белокурихе за тем же номером 1978 от 26 сентября 2019 года, Лещева О.В. находилась в отпуске без сохранения заработной платы с 08.11.1994 по 20.11.1994г. (приказ № 69 от 04 ноября 1994 года). Основание: книги приказов, лицевые счета, штатное расписание, тарификационные списки за 1994-1995г. (л.д. 141).
В связи с имеющимися разночтениями в указанных справках, судом, по собственной инициативе направлен запрос работодателю, на который получен ответ о нахождении Лещевой О.В. в отпуске без сохранения заработной платы в период с 08.11.1994 по 20.11.1994г., а также ссылка на то, что в справке предоставленный в пенсионный фонд от 26.09.2019г. содержится более достоверная информация, уточненная на основании приказа (л.д. 169).
Кроме того, суду представлена копия приказа № 69 от 04.11.94г., где в параграфе 4 указано, предоставить Лещевой О.В. воспитателю отпуск без сохранения з/платы с 08.11.94 по 20.11.94г. Основание: заявление Лещевой.
В судебном заседании истица Лещева О.В. ссылалась на недостоверность названного приказа, а также на отсутствие ее подписи об ознакомлении с приказом.
В соответствии со ст. 123 ТК РФ о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.
Однако, по настоящему делу спорный период приходится на ноябрь месяц 1994 года, в который действовала редакция ст. 76 КЗоТ РСФСР (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 20.12.1983г), согласно которой, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику, по его заявлению, с разрешения предприятия, учреждения, организации либо руководителя производственной единицы может быть предоставлен кратковременный отпуск без сохранения заработной платы, который оформляется приказом (распоряжением). В необходимых случаях по соглашению сторон этот отпуск может быть отработан работником в последующий период, исходя из условий и возможностей производства.
Работнику имеющему двух и более детей в возрасте до четырнадцати дет, работнику, имеющему ребенка – инвалида или инвалида с детства до достижения им возраста восемнадцати лет, одинокой матери или одинокому отцу, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, по их заявлению ежегодно предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до четырнадцати календарных дней в удобное для них время.
При этом, редакция КЗоТ РСФСР действующая на ноябрь месяц 1994 года не предусматривала ознакомление работника с приказом под его роспись.
Кроме того, приказ № 69 от 04.11.1994г. ни кем не оспорен, не отменен.
Вопреки доводам истицы Лещевой О.В., судом проанализированы начисления заработка согласно лицевым счетам. Из начислений за 3 квартал 1994 года следует, что за ноябрь месяц 1994 года Лещевой О.В. произведено начисление заработной платы в значительно меньшем размере чем за сентябрь, октябрь месяцы 1994 года, при этом сведения о том, за сколько рабочих дней произведены начисления и какие виды выплат произведены отсутствуют.
На вопрос суда, в судебном заседании 02 декабря 2020 года, истица Лещева О.В. пояснила, что она не будет представлять дополнительные доказательства относительно начислений за ноябрь месяц 1994 года.
Таким образом, собранные по делу доказательства и представленные суду сторонами по делу, а также работодателем по запросу суда, доказывают тот факт, что Лещева О.В. в период с 08.11.1994 по 20.11.1994г. находилась в отпуске без сохранения заработной платы, в связи с чем, названный период времени не может быть включен в специальный страховой стаж дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью.
Следующим спорным периодом является период с 01.11.2007 по 20.10.2019г. работа в должности педагога-психолога в общеобразовательной школе.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 781).
Согласно пункта 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в п. 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.
При этом, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. № 1012-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лушенковой Людмилы Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Правила, которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обеспечивая тем самым реализацию права данной категории граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшийся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 869-О-О).
Также действующее пенсионное законодательство связывает возникновение права на досрочное назначение пенсии с непосредственным осуществлением педагогической деятельности, а не с фактом занятия штатной должности в общеобразовательной школе.
Согласно разъяснениям, данным в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Список № 781 предусматривает возможность зачета в специальный стаж работы в должности педагога-психолога только при условии ее осуществления в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка (п. 11 Правил № 781).
Согласно записям в трудовой книжке, Лещева О.В. принята на работу в муниципальное общеобразовательное учреждение «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа № 1» в качестве педагога-психолога.
Согласно Уставу Муниципального общеобразовательного учреждения «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа № 1» школа имеет право индивидуально обучать детей, имеющих справки региональной ПМПК по рекомендуемым программам на основании заявления родителей (законных представителей). Психолого-медико-педагогический консилиум выбирает коллективное решение о содержании обучения и способах профессионально- педагогического влияния на обучающихся. Такие решения принимаются на основе представленных учителем, педагогом-психологом, специалистами валеологической службы и врачами диагностических и аналитических данных об особенностях конкретного учащегося, группы учащихся или класса (п. 4.12; 2.10 Устава ред. от 2006г.).
Аналогичные положения закреплены и в Уставе редакции от 2008г., 2015г. Так, согласно редакции 2008г. школа оказывает социально-психологическую и педагогическую помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении (п. 3.28; 3.32).
Согласно п.3 должностной инструкции, педагог-психолог проводит просветительскую, коррекционную, консультационную, диагностическую, психопрофилактическую работу с учащимися, их родителями (законными представителями). Определяет факторы, которые препятствуют развитию учащихся, принимает меры по оказанию психокоррекционной, реабилитационной и консультативной психологической помощи. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающихся и коррекционных программ образовательной деятельности учащихся с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности несовершеннолетних. Способствует гармонизации социальной сферы общеобразовательного учреждения, осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей. Анализирует достижения и подтверждение обучающихся уровней развития и образования (должностная инструкция Лещевой О.В. от 2016г. (л.д. 92-98); от 2018г. (л.д. 21-23).
В судебном заседании истица Лещева О.В. пояснила, что она осуществляет свою трудовую деятельность полный рабочий день, 36 рабочих часов в неделю, из которых 18 часов отводится на работу с документами, а 18 часов в неделю она работает с детьми. Коррекционные классы в школе отсутствуют, так как дети с особенностями разновозрастные и поэтому не представляется возможным их объединить в один класс.
Согласно справки выданной директором МБОУ «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа № 1», в 2007-2008 учебных годах в школе обучалось 25 детей с отклонениями в развитии, в 2008-2009 – 21 ребенок, в 2009-2010 – 25, в 2010-2011 – 26, в 2011-2012 – 23, в 2012-2013 – 23, в 2013-2014 – 20, в 2014-2015 – 22, в 2015-2016 – 22, в 2016-2017 – 31, в 2017-2018 – 28, в 2018-2019 – 24, в 2019-2020 – 28 детей (л.д. 199).
Допрошенные в судебном заседании свидетели С.А.В., У.С.В. суду пояснили, что в школе создан консилиум с 01 ноября 2007 года, на котором проводится работа с детьми имеющими отклонения в развитии от нормы. Занятия с детьми проводятся индивидуальные и групповые.
Согласно информации МБОУ «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа № 1» Лещева О.В. с 01 ноября 2007 года является членом психолого-медико-педагогического консилиума (л.д. 84).
Согласно положению о деятельности консилиума, целью консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ исходя из реальных возможностей ОО и в сопровождении со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно- психического здоровья.
Задачами консилиума является, выявление и ранняя диагностика отклонений и резервных возможностей в развитии и социализации; выявление детей, нуждающихся в создании СОУ, в том числе оценка их резервных возможностей развития, и подготовка рекомендаций по направлению их на ПМПК для определения СОУ, формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, в том числе коррекции нарушений развития и социальной адаптации, на основе специальных педагогических подходов и по созданию специальных условий для получения образования; создание и реализация рекомендуемых ПМПК СОУ для получения образования; разработка и реализация специалистами консилиума программы психолого-педагогического сопровождения; оценка эффективности развития программы психолого-педагогического сопровождения; изменение при необходимости компонентов программы сопровождения, коррекция необходимых СОУ в соответствии с образовательными достижениями и особенностями психического развития ребенка с ОВЗ; подготовка рекомендаций родителям по повторному прохождению ПМПК, при наличии необходимости изменения СОУ в соответствии с изменившимся состоянием ребенка и характером овладения образовательной программой; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных компетенций, эффективность коррекционно-педагогической деятельности специалистов консилиума; констультативная и просветительская работа с родителями, педагогическим коллективом МБОУ «БСОШ № 1» в отношении особенностей психического развития и образования ребенка с ОВЗ, характера его социальной адаптации в образовательной среде; организационно-методическая поддержка педагогов МБОУ «БСОШ № 1» в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ (л.д. 85-91).
Из пояснений истицы Лещевой О.В. следует, что в 2020-2021 учебном годах, с рекомендациями специалистов на обучении в общеобразовательной школе № 1 находятся 4 детей.
Пунктом 1 названного Списка предусмотрена должность педагога-психолога, занимаемая истцом, и пунктом 1.5 наименование учреждения специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии: детский сад; начальная школа (школа) - детский сад; школа; школа-интернат; училище.
Согласно пункту 11 Правил, работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», разъяснено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Разрешая спор по существу, вопреки доводам истицы Лещевой О.В. суд оценивает собранные по делу доказательства в полном объеме, в том числе и численность детей с особенностями в развитии, и функции педагога-психолога в конкретном образовательном учреждении, и степень загруженности педагога-психолога по работе с детьми.
Исследовав представленные суду доказательства, как письменные, так и пояснения сторон, показания свидетелей, несмотря на представленные суду доказательства о создании в общеобразовательной школе программы по коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся в общеобразовательной школе детей, суд не может согласиться с доводами истицы о возникшем у нее праве во включении периода работы с 01 ноября 2007 года по 20 октября 2019 года в специальный страховой стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку как отмечено выше, пенсионное законодательство связывает возникновение права на досрочное назначение пенсии с непосредственным осуществление педагогической деятельности, а не с фактом занятия штатной должности в школе.
Истица Лещева О.В. в судебном заседании подтвердила тот факт, что при 36 часовой загруженности в течении рабочей недели, она 18 часов занимается работой с документами и соответственно только 18 часов работает с детьми, в том числе и с одарёнными детьми, с педагогами, с родителями. Рекомендации врачей, например в настоящем учебном году имеют только 4 детей из общего числа детей имеющих особенности в развитии. К числу детей с особенностями относятся как дети с психическими расстройствами, так и дети с инвалидностями (например с заболеванием сахарный-диабет, физические отклонения и пр.)
По мнению суда, заслуживает внимание довод стороны ответчика в части того, что работа в должности педагога-психолога в средней общеобразовательной школе не может быть включена в специальный стаж, так как не предусмотрена вышеуказанным Списком и Правилами.
Заявляя исковые требования, истица Лещева О.В. просила включить в общий страховой стаж периоды ее работы с 10.09.1990-09.09.1991 работа в детском саду «Белочка», с 21.08.1991-28.08.1992; с 30.08.1993-17.06.1994 период обучения; с 01.09.1992-01.09.1993 период отпуска по уходу за ребенком.
Согласно оспариваемому решению ГУ УПФ РФ в г.Белокурихе от 31.10.2019г. продолжительность страхового стажа Лещевой О.В. составляет 25 лет 08 месяцев 28 дней, специального страхового стажа – 13 лет 03 месяца 07 дней (л.д. 12).
Истица в судебном заседании утверждала, что она не согласна с расчетом общего страхового стажа, поскольку компьютер произвел иной расчет.
Данному доводу суд не дает оценку, поскольку расчет стажа производится на основании представленных в пенсионный фонд документов заверенных и удостоверенных надлежащим образом, а сам факт назначения пенсии носит заявительный характер, а не рассчитывается с использованием калькулятора сети Итернет.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В то же время законом предусмотрен ряд периодов, которые наравне с периодами работы могут быть включены в страховой стаж. Они объединяются общим понятием «иные периоды» и перечислены в ст. 12 Закона о страховых пенсиях. К ним применяется также определение «нестраховые периоды»: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»; период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности; период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Как отмечено выше, ответчиком по делу, согласно оспариваемому решению рассчитана продолжительность страхового стажа 25 лет 08 месяцев 28дней.
В судебном заседании представитель ответчика Ч.Е.А. пояснила, что сведения о периодах работы подается в ГУ УПФ РФ один раз в год, на 31 декабря, а в последующем, при предоставлении сведений за последующие года, происходит перерасчет стажа и автоматически производится перерасчет по каждому пенсионеру. Рассчитывая страховой стаж в 2019 году, пенсионный фонд владел периодами стажа истицы только по 31 декабря 2018 года. Поскольку иск предъявлен в 2020 году и сведения за 2019 год уже поступили в пенсионный фонд, то на дату рассмотрения спора по существу, ответчиком произведен перерасчет общего страхового стажа и составляет он 29 лет 00 месяцев 23 дня, при этом периоды указанные истицей в иске включены в общий страховой стаж.
Ответчиком по делу представлен суду расчет общего страхового стажа истицы, который составляет на 20 октября 2019 года, т.е. на дату обращения истицы в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, 29 лет 00 месяцев 23 дня, и в который включены в том числе и периоды с 10.09.1990-09.09.1991 работа; с 10.09.1991-17.06.1994 учеба; с 18.06.1994-30.06.1994 период ухода за ребенком.
Таким образом, вопреки доводам истицы Лещевой О.В. спорные периоды включены ответчиком в общий стаж, в добровольном порядке, до вынесения по делу судебного решения, в связи с чем, в данной части требования истицы в данной части не подлежат удовлетворению.
Поскольку судом не установлено наличие специального страхового стажа не менее 25 лет, а также не установлено наличие не включенных в общий страховой стаж периодов работы на дату рассмотрения дела судом, суд не находит оснований для признания решения ГУ УПФ РФ в г.Белокурихе от 31 октября 2019 года незаконным, а также не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лещевой Ольги Владимировны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд, через Белокурихинский городской суд, в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2020 года.
Судья Белокурихинского
городского суда Л.В.Омелько