50RS0039-01-2021-014162-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2022г. г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Балашовой А.А.,
при секретаре Трифоновой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-696/2022 по административному иску председателя СНТ «Парус» Евсеевой В.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета сведений о местоположении границ земельного участка, обязании осуществить государственный кадастровый учет сведений о местоположении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Председатель СНТ «Парус» Евсеева В.М. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, которым просит признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от <дата>. № <номер> о приостановлении государственного кадастрового учета сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <номер>.
В обоснование административного иска указано, что СНТ «Парус» было создано <дата>, общая площадь отведенная товариществу составляла 5,9 Га, из которых 4,0 Га было выделено из земель колхоза «Путь Ленина», 1,2 Га из земель Виноградовского мехлесхоза Бронницкого лесничества и дополнительно из земель колхоза «Путь Ленина»- 0,7 Га. В сентябре 1990 года вся территория СНТ была огорожена общим забором, который существует до настоящего времени. Земельные участки, принадлежащие членам СНТ, были оформлены в их собственность, а земли общего пользования площадью Постановлением Главы Администрации Раменского района Московской области от <дата> <номер> были предоставлены бесплатно в собственность СНТ в виде земельного участка площалью 11000 кв.м с кадастровым номером <номер> с видом разрешенного использования — «для общего пользования земель» в границах, указанных в кадастровом паспорте. На основании указанного Постановления право собственности СНТ «Парус» на данный земельный участок было зарегистрировано в ЕГРН, а также участок был поставлен на кадастровый учет <дата>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. При этом границы данного земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В настоящее время кадастровым инженером ООО «ГеоПлюс» подготовлен межевой план с указанием местоположения границ земельного участка общего пользования СНТ «Парус», который был представлен в Управление Росреестра по МО для постановки на кадастровый учет указанных сведений. Уведомлением от <дата> государственный кадастровый учет местоположения границ земельного участка был приостановлен по причине пересечения с землями лесного фонда. Данный отказ считает незаконным и необоснованным, поскольку СНТ «Парус» является собственником земельного участка КН <номер>, который относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования - для общего пользования земель (садоводческого товарищества). В соответствии с разъяснением Министерства экономического развития РФ о применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ, сведения государственного лесного реестра, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории). Аналогичная правовая позиция по данному вопросу имеется и у Комитета лесного хозяйства Московской области, что подтверждается письмом Первого заместителя председателя Комитета Капиталинина Д.Ю.
Административный истец председатель СНТ «Парус» Евсеева В.М. в судебное заседание не явилась, извещенная надлежащим образом, своего представителя к участию в деле не направила, в адрес суда представлены письменные объяснения (л.д. 95-99).
Административный ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенный надлежащим образом, своего представителя к участию в деле не направил, ранее в адрес суда представлены письменные возражения по иску (л.д. 46-47).
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, исследовав материалы дела, полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основанием для государственного кадастрового учёта является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, согласно п.6 ч.5 названной статьи государственный кадастровый учёт осуществляется без одновременной регистрации прав в связи с изменениями основных характеристик объектов недвижимости. К основным характеристикам объекта недвижимости относится характеристики, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков (ч.2 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, представляемые для государственного кадастрового учёта, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, составленный на основе выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены необходимые для внесения в Единый государственный реестр сведения о земельном участке.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с ч.8 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 26.1 ФЗ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном ФЗ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном ФЗ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
На основании пунктов 5 и 7 части 2, части 3 статьи 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты, межевой план. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости.
Согласно части 7 статьи 1 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
В силу частей 4, 5 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со ст. 27 данного Федерального закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, СНТ «Парус» было создано <дата>, общая площадь отведенная товариществу составляла 5,9 Га, из которых 4,0 Га было выделено из земель колхоза «Путь Ленина», 1,2 Га из земель Виноградовского мехлесхоза Бронницкого лесничества и дополнительно из земель колхоза «Путь Ленина»- 0,7 Га. В сентябре 1990 года вся территория СНТ была огорожена общим забором, который существует до настоящего времени. Земельные участки, принадлежащие членам СНТ, были оформлены в их собственность, а земли общего пользования площадью Постановлением Главы А. Р. <адрес> от <дата> <номер> были предоставлены бесплатно в собственность СНТ в виде земельного участка площадью 11000 кв.м с кадастровым номером <номер> с видом разрешенного использования — «для общего пользования земель» в границах, указанных в кадастровом паспорте (л.д. 101-102). На основании указанного Постановления право собственности СНТ «Парус» на данный земельный участок было зарегистрировано в ЕГРН, а также участок был поставлен на кадастровый учет <дата>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 105-108). При этом границы данного земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
СНТ «Парус» является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер>, который относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования - для общего пользования земель (садоводческого товарищества) (л.д. 100).
Для постановки на кадастровый учет сведений о местоположении границ названного земельного участка <дата>. административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>, куда были представлены документы, в том числе подготовленный кадастровым инженером ООО «ГеоПлюс» межевой план с указанием местоположения границ земельного участка общего пользования СНТ «Парус».
<дата> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было вынесено уведомление № <номер> о приостановлении государственного кадастрового учета в соответствии с п.20, 20.1 ч.1 ст.26, п. 21 ч. 1 ст. 26, п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», а именно было выявлено пересечение границ земельных участков - Уточняемый земельный участок <номер> пересекается с земельным участком <номер>, площадь пересечения 243.67 кв.м., точность проведения проверки: 0.03.; пересечение с земельным участком <номер> площадь пересечения 298.83 кв.м., точность проведения проверки: 0.03.; пересечение с земельным участком <номер> площадь пересечения 338.68 кв.м, точность проведения проверки: 0.03. Уточняемый Земельный участок <номер> не полностью входит в границы (обнаружено пересечение) лесничества, лесопарка с номером <номер> - 660.03 кв.м. Точность проведения проверки: 0.20 м. Согласно актуальным сведениям Единого государственного реестра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером <номер> - 660.03 кв.м. Точность проведения проверки: 0.20 м. и пересекает лесные земельные участки <номер> и <номер>. В соответствии со статьей 10 Федерального закона <номер> от <дата> «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», далее - ФЗ <номер>), в совокупности с пунктом 5 статьи 60.2 Закона о регистрации, в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка. Наименование разрешенного использования по документу (для общего пользования земель), категория земель (Земли сельскохозяйственного назначения) участка с кадастровым номером <номер> отличается от перечисленных выше. Таким образом применить положения статьи 60.2 (без согласования границ земель Лесного фонда) не предоставляется возможным. Представленный Акт согласования границ не соответствует требованиям указанным в ст.40 Закона о кадастровой деятельности и п.82 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921, а именно отсутствует Чертеж на обратной стороне Акта.. В нарушении части 1 ст.22 Закона во взаимодействии с пунктом 21 Требований в реквизите «1»
раздела «Исходные данные» не внесены сведения о кадастровом плане территории, на основании которого был составлен межевой план. В нарушении п.76 Требований на «Схеме расположения земельных участков» не отображены границы всех территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории. В нарушении пункта 10 ст. 22 Закона в представленном межевом плане отсутствует документ подтверждающий местоположение (конфигурацию) границ уточняемого земельного участка, а именно документ, подтверждающий право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документе, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Согласно разъяснениям Минэкономразвития России, изложенным в письме от 08.10.2013 № ОГ-Д23-5470, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу ГКН, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы. В межевом плане имеются противоречия в конфигурации уточняемого земельного участка со сведениями представленными в картографическом материале. В разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует достаточное обоснование в отношении конфигурации и местоположении уточняемого земельного участка.
Осуществление действий по государственному кадастровому учету было приостановлено до <дата>.
<дата> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вынесено уведомление № <номер> об отказе государственного кадастрового учета, ввиду не устранения недостатков, указанных в уведомлении о приостановлении.
Административным истцом требований о признании незаконным уведомления № <номер> об отказе государственного кадастрового учета от <дата> не заявлено.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что СНТ «Парус» является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040846:75, который относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования - для общего пользования земель (садоводческого товарищества).
Федеральным законом № 280- ФЗ от 29.07.2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель (далее Федеральный закон 280-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 года № 172 « О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и в Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с Федеральным законом № 280-ФЗ, внесшим изменения в статью 60.2 Федерльного закона 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», установлено, что если при осуществлении государственного учета земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственнй реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного земельного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
В соответствии с разъяснением Министерства экономического развития РФ о применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ, сведения государственного лесного реестра, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории).
Вместе с тем, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области установлено пересечение границ земельного участка <номер> с земельным участком <номер>, площадь пересечения 243.67 кв.м., точность проведения проверки: 0.03, принадлежащему физическому лицу, что и не оспаривается самим административным истцом.
В рамках рассмотрения настоящего административного дела решение об отказе в государственном кадастровом учете от <дата> не обжаловано, доказательств признания его незаконным не представлено, в связи с чем, административный истец вправе обжаловать указанное решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области путем подачи самостоятельного административного искового заявления.
Таким образом, несмотря на доводы представителя административного истца, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик действовал в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством, вынесенное им уведомление № <номер> о приостановлении государственного кадастрового учета от <дата> является законным и не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем, административное исковое заявление председателя СНТ «Парус» Евсеевой В.М. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска председателя СНТ «Парус» Евсеевой В.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от <дата> № <номер> о приостановлении государственного кадастрового учета сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Мособлсуд через Раменский городской суд Московской области.
Судья: