(номер дела в суде 1 инст. № 2-137/2022)
УИД 26RS0015-01-2021-002467-63
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 24 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи ФИО19,
судей ФИО18, ФИО5,
при секретаре судебного заседания ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчиков ФИО1, ФИО2 по доверенности ФИО7
на решение Ипатовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению администрации Ипатовского городского округа <адрес> к ФИО1, ФИО2 о взыскании социальной выплаты,
заслушав доклад судьи ФИО18,
установила:
Администрация Ипатовского городского округа <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1, ФИО2, в котором просила взыскать солидарно с ответчиков средства, полученные в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 1 288 980 рублей, из которых: 64449 рублей – средства бюджета Ипатовского городского округа <адрес>, 1224531 рубль – средства бюджета <адрес>.
В обоснование иска указано, что молодая семья ФИО20 составом 5 человек, включая супругов ФИО1 и ФИО2 и их 3-х несовершеннолетних детей на основании постановления главы администрации Ипатовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ включена в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации указанной программы молодой семье ФИО20 было выдано извещение о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 1 288 980 руб.
В нарушение п. 3 Правил предоставления в 2020 году молодым семьям, являющимся участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, утвержденных Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении государственной программы <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» указанная социальная выплата была использована ответчиками на приобретение жилого дома и земельного участка, распложенных по адресу: <адрес>, аул Малый Барханчак, <адрес>, по договору купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО8, являющейся матерью ответчика ФИО1
Семья ФИО20 получила социальную выплату из бюджетных средств в общей сумме 1 288 980 руб., из которых: 64 449 руб. - средства бюджета Ипатовского городского округа <адрес>, 1 224 531 руб. - средства бюджета <адрес>.
В целях устранения выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о возврате социальной выплаты, которое осталось неисполненным.
Обжалуемым решением Ипатовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования администрации Ипатовского городского округа <адрес> к ФИО1, ФИО2 удовлетворены в полном объеме.
Суд взыскал солидарно с ФИО1 и ФИО2 в пользу администрации Ипатовского городского округа <адрес> денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, в размере 1 288980 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 14644 рубля.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков ФИО1, ФИО2 по доверенности ФИО9просит решение Ипатовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указала, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что 1224531 рубль являются средствами бюджета <адрес>, распорядителем которых администрация Ипатовского городского округа не является, в связи с чем администрация Ипатовского городского округа является ненадлежащим истцом по требованию о взыскании средств бюджета <адрес> в размере 1224531 рубль. Указала также, что ответчик ФИО1 для получения социальной выплаты добросовестно и открыто предоставила все необходимые и требуемые администрацией документы для истребуемой социальной выплаты. Суд первой инстанции не назначил по делу судебную почерковедческую экспертизу и пришел к необоснованному выводу о том, что все подписи под документами учетного дела представленными стороной истца являются подписями ФИО1
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца администрации Ипатовского городского округа <адрес> ФИО10 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры <адрес> по доверенности ФИО11 просила решение Ипатовского районного суда <адрес> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции явились: представитель истца по доверенности ФИО12, представитель ответчиков по доверенности ФИО13 От представителя третьего лица Министерства строительства и архитектуры <адрес> по доверенности ФИО11 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства. Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили. В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчиков по доверенности ФИО9, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя истца по доверенности ФИО12, возражавшую против ее удовлетворения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует, что молодая семья ФИО20, состоящая из 5 человек, включая супругов: ФИО1 и ФИО2 и их несовершеннолетних детей: ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления администрации Ипатовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации Ипатовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья ФИО1, составом семьи 5 человек, включена в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с присвоением очереди среди молодых семей №.
05.09.2019 ФИО1 было вручено уведомление о признании молодой семьи участником вышеуказанной программы, а также вручена памятка участника мероприятия ведомственной целевой программы, что подтверждается подписью ФИО1 на указанном уведомлении
В пункте 9 Памятки указано, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилья у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 как участник вышеуказанной программы получила извещение о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 1 288 980 рублей.
Платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ № и № на расчетный счет ФИО1 были перечислены денежные средства на приобретение жилья в общей сумме 1 288 980 рублей.
Указанная социальная выплата была использована ФИО1 на приобретение жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, аул Малый Барханчак, <адрес>, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО8, являющейся матерью ФИО1
Согласно имеющимся в деле выпискам из ЕГРН указанное недвижимое имущество зарегистрировано на праве общей долевой собственности за ФИО1, ФИО2 и их детьми (каждому по 1/5 доли).
Постановлением администрации Ипатовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 составом семьи 5 человек снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В октябре 2021 года рамках проведенной комплексной проверки Министерством строительства и архитектуры <адрес> было выявлено нарушение п. 3 Правил, выразившееся в использовании средств социальной выплаты в размере 1288980 рублей на приобретение жилого помещения, принадлежащее близкому родственнику ФИО8, которая приходится матерью ФИО1
В целях устранения выявленного нарушения администрация округа направила в адрес ФИО1 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о возврате социальной выплаты в размере 1 288 980 руб. в течение 30 календарных дней, которое получено последней ДД.ММ.ГГГГ и осталось неисполненным.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования администрации Ипатовского городского округа <адрес> о солидарном взыскании с супругов ФИО1 и ФИО2, являющихся также законными представителями их троих несовершеннолетних детей, социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере 1288980 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что истребуемая социальная выплата использована семьей ФИО20 на приобретение жилого помещения у ответчика ФИО8, приходящейся матерью ответчика ФИО1, т.е. с нарушением запрета, установленного пунктом 2(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также - пунктом 3 Правил, утвержденных Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении государственной программы <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», запрещающих использование молодой семьей денежных средств, предоставляемых государством в качестве безвозмездной меры социальной поддержки для граждан указанной категории, не имеющих достаточных собственных средств, на приобретение жилого помещения у их близких родственников, к которым относится, в том числе, и родители одного из супругов, входящих в состав молодой семьи.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598), в связи с жалобой гражданки ФИО17»).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Одним из наиболее эффективных способов обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является механизм предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья посредством выдачи государственных жилищных сертификатов.
Указанный механизм использовался для обеспечения жильем граждан в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050.
В соответствии с пунктом 1 указанного выше Постановления, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Реализация указанной подпрограммы способствовала разработке и принятию в субъектах Российской Федерации программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования.
Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем.
Предоставление социальных выплат молодым семьям за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050.
В соответствии с пунктом 2 (1) Правил, введенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. № 609, социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
Аналогичный запрет содержится в пункте 3 Правил предоставления в 2020 году молодым семьям, являющимся участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края от 29.12.2018 № 625-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры».
Вместе с тем, правоотношения, связанные с обратным взысканием выделенных молодой семье в качестве социальной выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, регулируются положениями главы 60 «Обязательства вследствие неосновательного обогащения» Гражданского кодекса РФ, нормы которой не были применены судом первой инстанции при рассмотрении данного спора.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ).
Из изложенного следует, что по смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно, излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Суд первой инстанций, сославшись на нарушение ответчиками п.2(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, а также – п.3 Правил предоставления в 2020 году молодым семьям, являющимся участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края от 29.12.2018 № 625-п, положения подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ, подлежащего применению к спорным отношениям, не учел, и не дал правовой оценки действиям ответчиков ФИО1 и ФИО2 при получении истребуемой социальной выплаты, с точки зрения их добросовестности, тогда как это имеет существенное значение для разрешения данного спора.
Суд первой инстанции не принял во внимание социально значимый характер полученной ответчиками ФИО20 в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы социальной выплаты, а также отсутствие, как следует из обжалуемого судебного решения недобросовестного, противоправного поведения со стороны семьи ФИО20 в спорных правоотношениях.
Основными целями федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, осуществляемой в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» являлось обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан и соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.
В частности, предполагается предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения (в том числе по договору участия в долевом строительстве) или создание объекта индивидуального жилищного строительства (разд. III Особенностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050; пункты 1, 2 Приложения № 1 к Постановлению № 1050 (далее - Правила)).
В соответствии с пунктом 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
Пунктом 22 указанных правил установлены основания для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы.
Согласно пункту 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил (пункт «а»); непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил (пункт «б»); недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах (пункт «в»); ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала (пункт «г»).
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г. № 2-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 13 декабря 2016 г. № 28-П, от 10 марта 2017 г. № 6-П, от 11 февраля 2019 г. № 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на приобретение (строительство) жилья молодой семье представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан определенной категории, не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения.
Следовательно, исходя из характера и предназначения предоставленной семье ФИО20 меры социальной поддержки - социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на территории <адрес>, эта социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки, что не было учтено судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения об удовлетворении исковых требований.
Разрешая исковые требования администрации Ипатовского городского округа <адрес>, суд первой инстанции не принял во внимание конкретные обстоятельства включения семьи ФИО20 в список участников мероприятий - получателей социальной выплаты в отсутствие одного из условий, предусмотренных Правилами предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в <адрес>, возложив бремя неблагоприятных последствий допущенных нарушений на гражданина, тем самым допустив формальный подход к разрешению настоящего спора.
Между тем из материалов дела (т.1 л.д.57-145) следует, что заявителем ФИО1 для включения в состав участников подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан <адрес>», государственной программы <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» были предоставлены все необходимые документы, в том числе свидетельство о заключении брака с ФИО2, согласно которому ее девичья фамилия соответствует фамилии продавца – ее матери ФИО8 (т.1 л.д.32-36).
При подаче ФИО1 заявления от ДД.ММ.ГГГГ на включение в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, главой Ипатовского городского округа от ФИО1 и ФИО2 также было отобрано «Согласие на обработку персональных данных». (т.1 л.д.64-73).
По результатам рассмотрения этих документов и проведения соответствующих проверочных мероприятий семье ФИО20 в составе 5 человек была включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году в размере 1288 980 рублей.
Полученная ФИО1 социальная выплата использована по целевому назначению: на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в общую долевую собственность ФИО1, ФИО2 и их троих несовершеннолетних детей: ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ, года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобретена квартира, расположенная по адресу: за 1 300 000 рублей, из которых 1288980 рублей – социальная выплата на приобретение жилья. (т.1 л.д.32-36).
Доказательств того, что в процессе реализации права на социальную выплату со стороны ФИО1, ФИО2 были допущены недобросовестные, противоправные действия, суду не представлено.
Представитель истца по доверенности ФИО12 в суде апелляционной инстанции, подтвердив, что ФИО1 были представлены все документы, требуемые для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья молодой семье, не смогла пояснить, на основании каких документов проверяющим органом - Министерством строительства и архитектуры <адрес> было установлено в октябре 2021 года допущенное при выделении молодой семье ФИО20 социальной выплаты на приобретение жилого помещения нарушение, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Вместе с тем, из текста искового заявления (т.1 л.д.7-8) следует, что факт заключения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ между близкими родственниками – ФИО1 и ее матерью ФИО8 был установлен при проведении Министерством строительства и архитектуры <адрес> комплексной проверки учетного дела ФИО1
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, что истцом в условиях состязательности гражданского судопроизводства при рассмотрении настоящего дела не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестность поведения ответчиков при получении ими социальной выплаты молодой семье на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1288980 рублей, предусмотренных ст.1102 Гражданского кодекса РФ оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с них указанных денежных средств не имеется.
Поскольку при рассмотрении данного дела судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, не установлены все юридически значимые обстоятельства для данного дела, на основании п.п.3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ обжалуемое решение подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч.3 ст.98 ГПК РФ в связи с отказом в иске в полном объеме, не подлежат взысканию с ответчиков в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 14644 рубля.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ипатовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Администрации Ипатовского городского округа <адрес> к ФИО1, ФИО2 о взыскании денежных средств, полученных в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сумме 1288980 рублей – отказать.
Апелляционную жалобу представителя ответчиков ФИО1 и ФИО2 по доверенности ФИО7 – удовлетворить.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок со дня составления мотивированного апелляционного определения в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ.
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи: