Дело № 2а-488/2022
УИД 33RS0017-01-2022-000637-50
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 мая 2022 года
г. Собинка Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Стародубцевой А.В.,
при секретаре Бусуриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Владимирской области к Карпенко Ольге Евстафьевне о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Владимирской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 12 по Владимирской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Карпенко О.Е. о взыскании задолженности по уплате земельного налога за период 2018 г. в размере 380 рублей, пени за период 2018 г. с 3 декабря 2019 г. по 16 ноября 2020 г. в размере 23,33 рублей, земельного налога за период 2019 г. в размере 418 рублей, пени за период 2019 г. со 2 декабря 2020 г. по 9 декабря 2020 г. в размере 0,47 рублей, пени за период 2016 г. со 2 декабря 2017 г. по 27 октября 2019 г. в размере 145,81 рублей.
В обоснование административного иска указано, что Карпенко О.Е. является плательщиком земельного налога, поскольку имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <...>, за который начислен земельный налог за 2018 г. в размере 380 рублей и за 2019 г. в размере 418 рублей. Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области налогоплательщику были направлены налоговые уведомления NN от 25 июля 2019 г. и NN от 1 сентября 2020 г. на уплату транспортного налога за 2018 г. и 2019 г. со сроком уплаты не позднее 2 декабря 2019 г. и 1 декабря 2020 г. соответственно. Вместе с тем, Карпенко О.Е. обязанность по уплате земельного налога в установленный НК РФ срок не исполнена. На основании ст. 75 НК РФ Карпенко О.Е. начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога за 2018 г. в размере 23,33 рублей, пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога за 2019 г. в размере 0,47 рублей. Земельный налог за налоговый период 2016 г. был взыскан с Карпенко О.Е. на основании судебного приказа № 2а-1346-3/2019. Пени за неуплату земельного налога за 2016 г. за период со 2 декабря 2017 г. по 27 октября 2019 г. составила 145,81 рублей. Административным истцом в адрес Карпенко О.Е. направлены требования NN от 11 февраля 2020 г. с добровольным сроком уплаты до 27 марта 2020 г., NN от 17 ноября 2020 г. с добровольным сроком уплаты до 28 декабря 2020 г., № 37732 от 10 декабря 2020 г. с добровольным сроком уплаты до 12 января 2021 г., которые административным ответчиком не исполнены. До настоящего времени задолженность по уплате земельного налога и пени за вышеуказанные периоды не погашена. Определением мирового судьи судебного участка № 3 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 20 октября 2021 г. судебный приказ, выданный мировым судьей 13 августа 2021 г. о взыскании с Карпенко О.Е. недоимки по налогам на общую сумму в размере 2694,21 рублей, отменен.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области не явился, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 49).
Административный ответчик Карпенко О.Е. в судебное заседание также не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом (л.д. 50). Представила заявление о рассмотрении административного дела в ее отсутствие, в котором указала на признание административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области.
На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся лиц, учитывая, что неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ст. 390 НК РФ). Порядок определения налоговой базы установлен ст. 391 - 392 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании п.п. 1, 4 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Пунктом 2 статьи 57 НК РФ установлено, что при уплате налога с нарушением срока уплаты, налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога (сбора) согласно ст. 69 НК РФ представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п. п. 1-3 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное ст. 48 НК РФ, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством. При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
При этом в силу ч. 4 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Судом установлено, что по данным Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области, полученным в соответствии со ст. 85 НК РФ, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Владимирской области» Карпенко О.Е. в 2016 г., в 2018 г. и в 2019 г. являлась собственником земельных участков: с кадастровым номером NN, расположенного по адресу: <...>; с кадастровым номером NN2, расположенного по адресу: <...> (л.д. 21-23, 44).
Следовательно, административный ответчик Карпенко О.Е. являлась в спорный период плательщиком земельного налога в силу ст. 388 НК РФ.
В соответствии с налоговым уведомлением NN от 25 июля 2019г. сумма земельного налога за 2018 г. составила 380 рублей, подлежащая уплате в срок не позднее 2 декабря 2019 г. При исчислении земельного налога использованы следующие данные: налоговая база (кадастровая стоимость) – 284568 рублей, доля в праве – 1, налоговая ставка – 0,30, количество месяцев владения в году – 12 (л.д. 7).
Вышеуказанное налоговое уведомление направлено по месту жительства Карпенко О.Е., получено адресатом 28 августа 2019 г., однако, административным ответчиком в установленный срок сумма земельного налога за 2018 г. не уплачена, в связи с чем, за период с 3 декабря 2019 г. по 16 ноября 2020 г. на сумму неуплаченного налога в вышеуказанном размере начислены пени в сумме 23,33 рублей (л.д. 29, 66).
В связи с неуплатой в установленный законом срок земельного налога по налоговому уведомлению NN от 25 июля 2019 г. за 2018 г. в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ Карпенко О.Е. направлено требование NN от 17 ноября 2020 г. об уплате задолженности по земельному налогу в размере 380 рублей, пени по земельному налогу в размере 23,33 рублей в срок до 28 декабря 2020 г. (л.д. 13), которое административным ответчиком не исполнено. Данное требование получено административным ответчиком через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 14).
В соответствии с налоговым уведомлением NN от 1 сентября 2020 г. сумма земельного налога за 2019 г. составила 418 рублей, подлежащая уплате в срок не позднее 1 декабря 2019 г. При исчислении земельного налога использованы следующие данные: налоговая база (кадастровая стоимость) – 284568 рублей, доля в праве – 1, налоговая ставка – 0,30, количество месяцев владения в году – 12 (л.д. 9).
Вышеуказанное налоговое уведомление направлено по месту жительства Карпенко О.Е., получено адресатом 16 октября 2020 г., однако, административным ответчиком в установленный срок сумма земельного налога за 2019 г. не уплачена, в связи с чем, за период со 2 декабря 2020 г. по 9 декабря 2020 г. на сумму неуплаченного налога в вышеуказанном размере начислены пени в сумме 0,47 рублей (л.д. 10, 27, 68).
В связи с неуплатой в установленный законом срок земельного налога по налоговому уведомлению NN от 1 сентября 2020 г. за 2019 г. в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ Карпенко О.Е. направлено требование NN от 10 декабря 2020 г. об уплате задолженности по земельному налогу в размере 418 рублей, пени по земельному налогу в размере 0,47 рублей в срок до 12 января 2021 г. (л.д. 11), которое административным ответчиком не исполнено. Данное требование получено административным ответчиком через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 12).
На основании заявления Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области, поступившего 2 августа 2021 г. мировому судье судебного участка № 3 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области, 13 августа 2021 г. в отношении Карпенко О.Е. был вынесен судебный приказ, согласно которому с административного ответчика взыскана, в том числе и задолженность по земельному налогу за 2018 г. и 2019 г. в общей сумме 798 рублей, пени за неуплату земельного налога за 2016 г., за 2018 г. и 2019 г. в размере 715,60 рублей по требованиям NN от 11 февраля 2020 г., NN от 17 ноября 2020 г., NN от 10 декабря 2020 г. (л.д. 54-58).
Следовательно, налоговый орган шестимесячный срок, предусмотренный абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ, не пропустил.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 20 октября 2021 г. вышеуказанный судебный приказ о взыскании с Карпенко О.Е. отменен по заявлению административного ответчика (л.д. 64-65).
С настоящим административным иском Межрайонная ИФНС России № 12 по Владимирской области обратилась в суд 29 марта 2022 г., т.е. в пределах установленного ст. 48 НК РФ срока (л.д. 33).
Таким образом, обязанность по уплате земельного налога и пени за 2018г. и 2019 г. административным ответчиком не исполнена, доказательств обратного суду не представлено.
Общая сумма задолженности Карпенко О.Е. по земельному налогу за 2018 г. и 2019 г. составляет 821,80 рублей, из которой: земельный налог за 2018 г. – 380 рублей, пени по земельному налогу за 2018 г. – 23,33 рублей, земельный налог за 2019 г. - 418 рублей, пени по земельному налогу за 2019 г. – 0,47 рублей. Расчет сумм земельного налога, осуществленный налоговым органом, проверен судом и признан правильным. Административным ответчиком данный расчет не оспаривался.
Кроме того, Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области своевременно, то есть в установленные ст. 48 НК РФ сроки, предприняты меры к принудительному взысканию земельного налога за 2016 г. в размере 854 рублей по налоговому уведомлению от 23 сентября 2017 г. NN (л.д. 19, оборот).
3 июля 2019 г. мировым судьей судебного участка № 2 г. Собинка, Собинского района и ЗАТО г. Радужный, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 3 г. Собинка, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области, вынесен судебный приказ в отношении Карпенко О.Е. о взыскании с нее недоимки по налогам и пени за 2014-2016 гг. в общей сумме 2640,68 рублей (л.д. 53).
Из карточки расчета с бюджетом следует, что Карпенко О.Е. исполнена обязанность по уплате земельного налога за 2016 г. 22 января 2020 г. (л.д. 17).
При наличии у административного ответчика Карпенко О.Е. обязанности по уплате земельного налога, а также при установленном факте ненадлежащего исполнения данной обязанности у налогового органа имелись основания для начисления пени как меры гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства в соответствии со ст. 75 НК РФ.
Так, в связи с неуплатой земельного налога за 2016 г. в срок до 1 декабря 2017 г. и фактической уплатой указанного налога 22 января 2020 г. налоговым органом административному ответчику начислены пени за период со 2 декабря 2017 г. по 27 октября 2019 г. в размере 145,81 рублей.
На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ Межрайонная ИФНС России № 12 по Владимирской области в адрес Карпенко О.Е. выставила и направила требование NN от 11 февраля 2020 г. об уплате пени в общем размере 145,81 рублей, начисленных за несвоевременную уплату земельного налога со сроком исполнения до 27 марта 2020 г. (л.д. 15). Требование получено административным ответчиком 26 февраля 2020 г., однако Карпенко О.Е. не исполнено (л.д.16, 67).
При этом налоговым органом приняты меры ко взысканию с Карпенко О.Е. пени в судебном порядке путем обращения за судебным приказом (л.д. 53).
На основании изложенного, с Карпенко О.Е. подлежит взысканию пени за неуплату земельного налога за 2016 г. за период со 2 декабря 2017 г. по 27 октября 2019 г. в размере 145,81 рублей.
Учитывая, что в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то с административного ответчика на основании ст. 114 КАС РФ также подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области к Карпенко Ольге Евстафьевне о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пени удовлетворить.
Взыскать с Карпенко Ольги Евстафьевны, зарегистрированной по адресу: <...>, задолженность по уплате земельного налога и пени в размере 967,61 рублей, в том числе: земельный налог за 2018 г. - 380 рублей, пени по земельному налогу за 2018 г. за период с 3 декабря 2019 г. по 16 ноября 2020 г. – 23,33 рублей, земельный налог за 2019 г. – 418 рублей, пени по земельному налогу за 2019 г. за период со 2 декабря 2020 г. по 9 декабря 2020 г.– 0,47 рублей, пени по земельному налогу за 2016 г. за период со 2 декабря 2017 г. по 27 октября 2019 г. – 145,81 рублей.
Взыскать с Карпенко Ольги Евстафьевны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Стародубцева
Решение суда принято в окончательной форме 30 мая 2022 г.