РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,
при секретаре Жориной Е.В.,
с участием истца Цветкова М.В.,,
представителя ответчика и третьего лица Крюковой Ю.О.,
23 августа 2024 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цветкова Максима Владимировича к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области о взыскании компенсации за несение службы в выходные и нерабочие праздничные дни и компенсации морального вреда,
установил:
Цветков Максим Владимирович обратился в суд с иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области о взыскании компенсации за несение службы в выходные и нерабочие праздничные дни и компенсации морального вреда.
Иск обоснован тем, что он походил службу в должности начальника технического отдела ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области и с 2020 года по 2023 год неоднократно привлекался к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, при этом дни отдыха впоследствии не предоставлялись.
В судебном заседании истец Цветков М.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Крюкова Ю.О. пояснила, что учреждение исковые требования не признает в связи с пропуском истцом срока для обращения в суд за разрешением служебного спора. При этом ответчик не оспаривает издание указанных в иске приказов о привлечении Цветкова М.В. к несению службы в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 2020 по 2023 год.
Ответчиком представлен письменный отзыв на иск ( л.д. 27-35).
Как представитель третьего лица УФСИН России по Ивановской области Крюкова О.Ю. пояснила, что иск не подлежит удовлетворению.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, пришел к следующим выводам.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
На основании ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с ч. 6 ст. 60 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Истец Цветков М.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности начальника технического отдела ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области.
В период службы с декабря 2020 года по декабрь 2023 года истец привлекался к работе в выходные и праздничные дни в качестве сотрудника оперативной группы для осуществления надзора за осужденными в составе дежурной смены, это имело место в выходные и праздничные дни и за пределами графика работы по занимаемой истцом должности начальника технического отдела ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области, то есть сверх установленной нормальной продолжительности рабочей недели.
Факт привлечения истца к работе сверх установленной нормальной продолжительности рабочей недели подтверждают следующие документы:
2020 год:
Приказ от 31.12.2020 № 638-лс 08:00 27.12.2020 до 17:00 27.12.2020 (8 часов);
2021 год:
Приказ от 13.01.2021 № 5-лс с 08:00 02.01.2021 до 08:00 03.01.2021(20 часов); Приказ от 13.01.2021 № 5-лс с 08:00 06.01.2021 до 08:00 07.01.2021(20 часов); Приказ от 26.02.2021 № 57-лс с 08:00 21.02.2021 до 08:00 22.02.2021(20 часов); Приказ от 11.03.2021 № 75-лс с 08:00 06.03.2021 до 08:00 07.03.2021(20 часов);Приказ от 13.09.2021 № 403-лс с 08:00 12.09.2021 до 24:00 12.09.2021(15 часов); Приказ от 21.09.2021 № 421-лс с 08:00 18.09.2021 до 08:00 19.09.2021(20 часов); Приказ от 06.10.2021 № 499-лс с 16:20 03.10.2021 до 24:00 03.10.2021(7 часов); Приказ от 20.10.2021 № 516-лс с 08:00 16.10.2021 до 17:00 16.10.2021(8 часов);Приказ от 17.11.2021 № 554-лс с 08:00 13.11.2021 до 17:00 13.11.2021 (8 часов); Приказ от 17.11.2021 № 556-лс с 08:00 06.11.2021 до 08:00 07.11.2021 (20 часов); Приказ от 02.12.2021 № 583-лс с 08:00 27.11.2021 до 17:00 27.11.2021 (8 часов); Приказ от 08.12.2021 № 587-лс с 08:00 04.12.2021 до 17:00 04.12.2021 (8 часов);
2022 год:
Приказ от 20.01.2022 № 17-лс с 08:00 16.01.2022 до 17:00 16.01.2022 (8 часов); Приказ от 21.01.2022 №18-лс с 08:00 31.12.2021 до 08:00 01.01.2022 (20часов); Приказ от 21.01.2022 № 18-лс с 08:00 08.01.2022 до 08:00 09.01.2022 (20 часов); Приказ от 24.01.2022 № 20-лс с 20:00 22.01.2022 до 08:00 23.02.2022 (12 часов);Приказ от 25.02.2022 № 60-лс с 14:00 05.02.2022 до 08:00 06.02.2022(16 часов); Приказ от 02.03.2022 № 73-лс с 00:00 26.02.2022 до 08:00 26.02.2022(7 часов); Приказ от 25.03.2022 № 109-лс с 08:00 20.03.2022 до 17:00 20.03.2023 (8 часов); Приказ от 29.06.2022 № 233-лс с 08:00 11.06.2022 до 08:00 12.04.2022(22 часа); Приказ от 09.09.2022 № 351-лс с 07:00 03.09.2022 до 20:00 03.09.2022 (12 часов); Приказ от 18.11.2022 № 464-лс с 08:00 13.11.2022 до 24:00 13.11.2022 (13 часов);
2023 год:
Приказ от 11.01.2023 № 5-лс с 08:00 01.01.2023 до 08:00 02.01.2023 (20часов); Приказ от 11.01.2023 № 5-лс с 08:00 04.01.2023 до 08:00 05.01.2023 (20часов); Приказ от 11.01.2023 № 5-лс с 08:00 08.01.2023 до 24:00 08.01.2023 (13 часов); Приказ от 26.04.2023 № 191-лс с 00:00 22.04.2023 до 08:00 22.04.2023 (7 часов);Приказ от 05.05.2023 № 202-лс с 19:00 01.05.2023 до 24:00 01.05.2023 (5 часов); Приказ от 10.05.2023 № 206-лс с 08:00 29.04.2023 до 08:00 30.04.2023 (20 часов); Приказ от 02.08.2023 № 379-лс 14:00 29.07.2023 до 08:00 30.07.2023 (16 часов); Приказ от 09.08.2023 №3 87-лс с 14:00 05.08.2023 до 08:00 06.08.2023 (16 часов);Приказ от 14.08.2023 № 400-лс с 20:00 16.07.2023 до 24:00 16.07.2023 (4 часа); Приказ от 13.09.2024 № 441-лс с 08:00 23.09.2023 до 17:00 23.09.2023 (8 часов); Приказ от 10.10.2023 № 476-лс с 00:00 07.10.2023 до 08:00 07.10.2023(7 часов); Приказ от 13.11.2023 № 505-лс с 14:00 19.11.2023 до 24:00 19.11.2023 (9 часов); Приказ от 08.12.2023 № 560лс с 08:00 16.12.2023 до 08:00 17.12.2023 (20часов); Приказ от 08.12.2023 № 560лс с 08:00 24.12.2023 до 24:00 24.12.2023 (14 часов). ( л.д. 51- 100).
А так же этот факт подтверждается табелями учета использования рабочего времени ( л.д. 109-130).
Ответчик не оспаривал привлечение истца к работе сверх установленной нормальной продолжительности рабочей недели и длительность такого привлечения.
06.03.2024 года истцом подан рапорт на имя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области с просьбой выплатить денежную компенсацию истцу за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни пропорционально отработанному времени по причине увольнения из уголовно-исполнительной системы по Ивановской области в общем количестве 499 часов ( л.д. 10-11).
Письмом ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области исх. № 38/ТО/З 9/1-1743 от 29.03.2024 года истцу отказано в выплате денежной компенсации ( л.д. 13- 15).
08.04.2024 года с истцом расторгнут контракт и истец уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона Российской Федерации от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) ( л.д.16-18).
28.06.2024 года истец обратился с иском в суд ( л.д. 24).
Ответчиком заявлено о пропуске срока для обращения в суд.
В силу ст. 392Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обраться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной штаты и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В соответствии с п. 4 ст.74 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», сотрудник, ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал о нарушенном праве.
Поскольку порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе регламентирован специальными правовыми актами, нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением указанной службы, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии. Так, в соответствии со ст. 97 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее ФЗ № 197-ФЗ) до приведения в соответствие с ФЗ № 197-ФЗ федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа уголовно-исполнительной системы, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей ФЗ № 197-ФЗ.
Следовательно, при разрешении спора применяется п. 4ст.74 ФЗ № 197-ФЗ, где срок устанавливается с момента выплаты сотруднику уголовно-исполнительной системы денежного довольствия.
Приказ ФСИН России от 16.08.2021 года (ред. от 14.03.2024) «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации установлен срок выплаты сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц, данная выплата производится один раз в период с 20 по 25 число текущего месяца.
Следовательно, три месяца будут отсчитываться с ежемесячной даты выплаты денежного довольствия данному сотруднику. Так, получая денежное довольствие Цветков М.В. М.В. мог обратиться в бухгалтерию ФКУ ИК-5 с просьбой разъяснить состав денежного довольствия и мог ознакомиться с лицевой карточкой денежного довольствия. В лицевых карточках сотрудник мог заметить, что выплаты за сверхурочную работу и работу в нерабочие праздничные и выходные дни не производились.
Таким образом, законодатель установил, что срок обращения в суд с иском истекал по каждому случаю в течение трех месяцев с даты получения денежного довольствия за каждый месяц.
При таких обстоятельствах, поскольку истец ежемесячно получал денежное довольствие, значит, ему было достоверно известно о составляющих частях денежного довольствия, поэтому он мог и должен был знать о нарушении своего права в момент получения денежного довольствия, однако за защитой своего нарушенного права обратился в суд после истечения сроков, предусмотренных ст. 74 ФЗ-197.
То есть, Цветков М.В. мог предвидеть последствия пропуска сроков, но относился к этому безразлично.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд самопо себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Однако, необходимо учитывать, что денежное довольствие должно быть начислено, но не выплачено.
В данном случае компенсация Цветкову М.В. не рассчитывалась и не начислялась.
Выплата денежного довольствия за текущий месяц сотрудникам ФКУ ИК-5 производится один раз в период с 20 по 25 число каждого месяца.
Последний факт привлечения к сверхурочной работе имел место 24.12.2023 года.
Таким образом, правоотношения сторон по выплате компенсации за привлечение ксверхурочной работе, а также за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, не носят длящегося характера, поскольку данная компенсация за работу в заявленный истцом период не начислялась, между сторонами возник спор о праве на выплату такой компенсации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 197-ФЗ сотрудник обязан: знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, обеспечивать их исполнение, проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере (подпункт 1 части 1 статьи 12); знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников) (подпункт 2 части 1 статьи 12). Как следует из материалов дела, Цветков М.В., получая ежемесячно за период с 01.01.2020 года денежное довольствие, знал о том, что компенсация за привлечение к сверхурочной работе, а также за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в предыдущем месяце, ему не выплачивается, поскольку рапорт с просьбой предоставить ему дополнительные дни отдыха, равно как и рапорт о выплате денежной компенсации за сверхурочную работу и работу в выходные и нерабочие праздничные дни в установленном порядке не подавал. Препятствий для своевременного обращения в суд за защитой нарушенного права, уважительных причин пропуска срока у него не имелось.
Однако Цветков М.В. свое право на судебную защиту не реализовал и обратился в суд лишь 28.06.2024 года, то есть с пропуском установленного статьей 392 ТК РФ срока для обращения в суд.
При этом, с учетом привлечения к сверхурочной работе в последний раз 24.12.2023 года, выплаты денежного довольствия за декабрь 2023 года в период с 20 по 25 декабря 2023 года и отказа в выплате денежной компенсации 29.03.2024 года истец имел возможность обратиться в суд с иском, но обратился только спустя 3 месяца с даты получения отказа в выплате денежной компенсации.
Доказательства наличия уважительных причин, препятствовавших подаче иска в период с 25.12.2023 года по 28.06.2024 года, истец не представил, ходатайства о восстановлении пропущенного срока истец не заявлял.
Суд не соглашается с мнением истца о том, что срок для представления выходных дней за сверхурочную работу составляет 1 год.
Время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
В соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 147-ФЗ,сотрудник уголовно-исполнительной системы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.Вслучае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединенык ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, с учетом их особого правового статуса положениями ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом в соответствии с действующим законодательством для реализации сотрудником уголовно-исполнительной системы права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем;соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы. Своевременно Цветков М.В. с рапортом не обращался.
Согласно представленнымдокументам Цветков М.В. с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дни не обращался в 2020, 2021, 2022, 2023 годах к руководству ФКУ ИК-5. Он обратился лишь 15.03.2024 года, то есть им не были выполнены определенные приведенными выше нормативными положениями обязательные условия по реализации права на предоставление дополнительных дней отдыха за указанный период - подача рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, с соблюдением срока такого обращения.
Таким образом, право требования дополнительного времени отдыха за работу в выходные, нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу за 2020 год Цветковым М.В. было утрачено в момент окончания использования ежегодного отпуска за 2020 год.
То же самое относительно права об истребовании за 2021,2022,2023 годы. Цветков М.В. воспользовался отпусками ежегодными за 2020,2021,2022 и 2023 годы.
Согласно ст. 60 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ одним из видов дополнительного ежегодного отпуска является отпуск за ненормированный служебный день.
Цветков М.В. в период службы находился в отпусках:
- с 29.01.2024 года по 28.03.2024 года в основном отпуске за 2024 год и дополнительном (Приказ №4-к от 16.01.2024);
- с 26.03.2024 года больничный лист по 01.04.2024 года;
- отпуск продлен до 04.04.2024 года (Приказ №82-к от 09.04.2024 года).
При этом,Цветков М.В. ранее заработанные дни отдыха не просил присоединить к указанным отпускам. Данные отпуска Цветкову М.В. были предоставлены. Согласно карточке-справке, при увольнении компенсация за не отгулянные отпуска выплачена (начислена) не была, что еще раз подтверждает, что истец все положенные отпуска использовал.
Согласно пункту 5 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон 197-ФЗ). Ненормированный служебный день установлен для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава.
Истец в своем исковом заявлении не ссылается на приказ Минюста России от 05.08.2021 года №132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» (далее - Приказ №132), которым установлено, что компенсация в денежном выражении для лиц, которым установлена 5 дневная рабочая неделя не предусмотрена, только для сменщиков и только за сверхурочную работу. За работу в выходные и праздничные тоже дни отдыха, (приложение 10, 11 к Приказу №132). Цветков М.В. проходил службу в графике 5/2.
В соответствии с п. 8 Приказа № 132 Предоставление дополнительною времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Истец в период службы был ознакомлен с издаваемыми, в том числе в отношении него, приказами о привлечении к работе в выходные и праздничные дни, которые представлены в материалах дела и где указано, что за выполнение указанных работ предусмотрено предоставление дополнительного отдыха.
В соответствии с п.5 приложения № 11 Приказа № 132 сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
Данная норма устанавливает единственную компенсацию за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, которая выражается в предоставлении времени или дней отдыха. Денежная компенсация -не предусмотрена.
Таким образом, в период с 08.07.2018 года по август 2021 года действовал определенный порядок привлечения: к сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни (далее - сверхустановленной работе, порядок предоставления компенсаций (в том числе денежной) и порядок расчета такой компенсации в соответствии с ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и овнесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Нормативно - правовые акты, указанные ниже применялись в соответствии со статьей 97 Закона № 197-ФЗ.
- пункт 14.3 Приказа Минюста России №76 от 06.06.2005 «О порядке применения Положения о службе в органах ОВД» (далее - приказ Минюста России №76);
- пункт 17 Приказа ФСИН России от 27.05.2013 №269 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания. материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы».
Исходя из пункта 14.3 Приказ Минюста России №76 привлечение сотрудника к сверхустановленной работе должно быть на основании приказа, в котором отражается форма компенсации (отдых или деньги).
Этот приказ является основаниям для предоставления соответствующей компенсации. При этом.согласно этой норме, именно на сотрудника возложен самостоятельный учет отработанного времени и востребование его оплаты.
Статьей 55 Закона №197-ФЗопределено, что требование компенсации в форме отгулов необходимо предъявить в течениенедели после отработки, а при невозможности присоединить к ежегодному отпуску. При этом вид отпуска не указан, т.е. к любому, но за конкретный год (так как указано, что ежегодный). В законе не указано, что невостребованные отгулы за предыдущие года могут суммироваться и присоединятся к любым очередным отпускам в последующие годы. Дни отдыха (отгулы) для правоохранителей имеют срок годности об этом высказался Верховный суд в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.08.2016 N 73-КГ16-3.
Это связано со спецификой правоохранительной службы. Сотрудник не может копить отгулы годами и все вместе востребовать, когда ему вздумается. Длительное отсутствие сотрудника на службе поставит под угрозу безопасность государства. Согласно статье 78 закона 197-ФЗ даже непрерывный отпуск ограничен 60 днями.
Что касается денежной компенсации, то если такая форма компенсации была определена приказом о привлечении к работе сверхустановленного времени, то она должна быть выплачена вместе с денежным довольствием за конкретный месяц.
Однако в отношении Цветкова М.В. во всех приказах форма компенсации - дополнительное время отдыха соответствующей продолжительности).
Если истец был не согласен с видом компенсации и хотел изменить на денежную, то у него было три месяца для обжалования приказа в соответствии со статьей 74 Закона 197- ФЗ (до августа 2021 года, так как компенсация для пятидневщиковс этого периода отменена).
Рапорт на замену вида компенсации мог быть подан и позднее трех месяцев. Но таких рапортов от Цветкова М.В. в период действия нормативно-правовых актов, которые позволяли выплачивать компенсацию пятидневщикам не поступало.
С августа 2021 действующее законодательство, регулирующее порядок привлечения к сверхустановленной работе, предоставления компенсации и порядок расчета денежной компенсации было изменено. Был издан приказ Минюста России от 05.08.2021 №132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» (далее - Приказ Минюста России №132), который в приложении 19 отменил пункт 14.3 приказа Минюста №76 и приложением 10 и 11 установил новый порядок привлечения к сверхустановленной работе, предоставления компенсации и порядок расчета денежной компенсации.
Необходимо отметить, что приложение 11 издано в целях реализации части 10 статьи 55 закона 197-ФЗ (это указано в первом абзаце приложения). Приказ ФСИН России №269 утратил силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16.08.2021 года N 704.Вместо Приказа ФСИН России №269 принят новый Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденный приказом ФСИН России от 16.08.2021года N701.
Здесь необходимо отметить, что в новом приказе ФСИН России №701 о денежном довольствии полностью отсутствуют положения о денежной компенсации за работу сверхустановленного времени.
Это согласуется со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о том, что денежная компенсация за работу сверхнормы не входит в состав денежного довольствия, а является компенсационной выплатой.
В части 5 приложения 11 Приказ Минюста России №132 определен вид компенсации работникам, которые работаю по пятидневной рабочей неделе. Только время отдыха (отгулы). Компенсация в денежной форме для сотрудниковработающих по пятидневной рабочей неделе не предусмотрена.
Вид компенсации в форме денежных средств предусмотрен исключительно для сотрудников, работающих в сменах с суммированным учетом рабочего времени.Это следует из части 11 приложения 11 Приказ Минюста России №132, а также из приказа ФСИН России №533 от 26.09.2013 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», в котором указано, что для сотрудников именно со сменным режимом устанавливается суммированный учет для сотрудников по пятидневной рабочей неделе суммированный учет рабочего времени не устанавливается и учетный период также не устанавливается.
Определено, что в пределах месячной нормы служебного времени выплачивается только денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки. Если сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки.
Цветков М.В. работал по пятидневной рабочей неделе. Не переводился на сменный режим работы с суммированным учетом рабочего времени.
Для сотрудников, работающих по пятидневной рабочей неделе учетный период не устанавливается, так как такие сотрудники не находятся на суммированном учете рабочего времени и денежное довольствие начисляется за все календарные дни месяца независимо от того, где находится сотрудник (в отпуске, на больничном, отгулах и т.п.). По сути, учетный период таких сотрудников 1 месяц.
Учитывая изложенное в настоящее время заменить вид компенсации согласованный в приказах о привлечении в предыдущие годы с отгулов на деньги не возможно.
Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службувуголовно-исполнительной системе, вправе устанавливать для этой категории гражданособые требования, обусловленные задачами, принципами организации ифункционирования органов уголовно-исполнительной системы, а также специфическимхарактером деятельности указанных лиц (постановления Конституционного СудаРоссийской Федерации от 6 июня 1995 года N 7-П от 18 марта 2004 года N 6-П;определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 460-О, от 16 апреля 2009 года N 566-0-0 и от 25 ноября 2010 года N 1547-0-0).
Трудовой кодекс в данном случае не применяется, так как сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава, проходят службу по контракту, а не работают по трудовому договору. Получают за это денежное довольствие, а не заработную плату. Кроме того, по Трудовому кодексу принимаются во внимание только рабочие дни, а для сотрудников проходящих службу календарные.
Правовые нормы Трудового кодекса Российской Федерации к правоотношениям, урегулированным вышеуказанными законодательными и иными нормативными правовыми актами, применяться не могут в соответствии с частью 6 статьи 11 этого Кодекса, поскольку его действие, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, если это установлено федеральными законами.
Согласно действующей в Российской Федерации правовой системе нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе, в случаях, прямо предусмотренных специальными нормативными правовыми актами, или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными правовыми актами и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии. Таким образом, в дело истцом не представлены доказательства востребования отгулов в течение недели; невозможности их реализации в течение такой недели, а так же доказательства подачи рапортов о присоединении таких отгулов к отпускам;доказательства обжалования приказов в связи с несогласием с видом компенсации;доказательства обращений к руководству о замене отгулов на деньги в период действия приказа Минюста № 76 и приказа ФСИН России №269.
Кроме того, специальное законодательство не предусматривает, и не предусматривало ранее автоматическую замену вида компенсации в виде отгулов на денежную и ее выплату за все ранее невостребованные дни отдыха при увольнении.
Иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Отказать в удовлетворении иска Цветкова Максима Владимировича к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области о взыскании компенсации за несение службы в выходные и нерабочие праздничные дни и компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.Н. Земскова
Мотивированное решение составлено 03.09.2024 года.