Решение по делу № 2-1761/2024 от 29.02.2024

№ 2-1761/2024

УИД: 50RS0016-01-2024-001324-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2024 года?                                                                                г. Королёв МО

Королёвский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.Б.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Окружному управлению социального развития № 6 Министерства социального развития Московской области о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Окружному управлению социального развития № 6 Министерства социального развития Московской области о признании решения незаконным. В обоснование исковых требований истец указал, что являлся опекуном недееспособного ФИО1 с 2012 года. В 2023 году узнал о том, что решением опеки от 2021 года он освобожден от обязанностей опекуна, опекуном назначена ФИО15. Полагает, что оснований для освобождения его от обязанностей опекуна у органа опеки не было, в связи с чем данное распоряжение является незаконным.

Истец просит суд: признать незаконным и отменить решение Королевского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении ФИО2 от исполнения обязанностей опекуна недееспособного ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил для участия в деле своего представителя.

Представитель истца ФИО2 ФИО4 в судебное заседание явился, требования иска поддерживал по доводам, изложенным в нем, отказался от исковых требований в части признания незаконным и отмене решения ответчика о назначении ФИО15 опекуном недееспособного ФИО1, обязании передать ФИО1

Представитель ответчика Окружного управления социального развития Министерства социального развития Московской области ФИО5, по требования возражала, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Ответчик ФИО15 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила для участия в деле своего представителя.

Представитель ответчика ФИО15 ФИО6 в судебное заседание явилась, по требованиям возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, рассмотрев дело, выслушав стороны, исследовав письменные материалы, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Королевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. по делу , ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. признан недееспособным.

Распоряжением Министерства социальной защиты населения Московской области в лице Королевского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначен опекуном недееспособного ФИО7

ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 (мать недееспособного ФИО1) обратилась в Королевское управление социальной защиты населения с заявлением, в соответствии с которым просила назначить своему сыну нового опекуна - ФИО15, указав, что действовавший на тот момент опекун ФИО2 по состоянию здоровья не может исполнять обязанности опекуна, поскольку в 2021 году ФИО2 заболел и длительно находился на стационарном лечении.

В материалы дела представлена справка из ГБУЗ МО «Мытищинская областная клиническая больница», подтверждающая нахождение ФИО2 на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с диагнозом: covid-19.

Согласно ч. 3 ст. 39 ГК ФР в случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Согласно п. 1.ч 5 ст. 5Федерального закона от 42 апреля 208 года № 48-Ф3 «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей.

В соответствии с п. 3 ч. 1ст. 92 Федерального закона от 24 апреля 208 года № 48-Ф3 «Об опеке и попечительстве» опека или попечительство прекращается при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей.

На основании обращения ФИО8, в целях обеспечения защиты интересов недееспособного лица, а также с учетом решения комиссии Королевского управления социальной защиты населения, принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении от исполнения обязанностей опекуна ФИО2 по состоянию здоровья. ФИО1 в соответствии с распоряжением Королевского управления социальной зашиты населения от ДД.ММ.ГГГГ. передан под опеку ФИО15.

В силу п. 3, 4, 5, 1 ч. 1и ч. 3ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-Ф3 «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: установление опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей; освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.

В силу ч. 2 этого же Федерального закона опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.04.2008 г. №48-Ф3 «Об опеке и попечительстве» временное пребывание подопечного в медицинской организации, организации, в целях получения медицинских, услуг не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного.

Частью 6 ст. 1 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-Ф3 «Об опеке и попечительстве» предусмотрено, что основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении то 27 июня 2012 года № 15-П, опека над гражданами, признанными судом недееспособными, устанавливается для защиты их прав и интересов, с тем, чтобы опекуны - лица, являющиеся представителями подопечных в силу закона, имели возможность совершать от их имени и в их интересах все необходимые сделки и выступать в защиту их прав и законных интересов в любых отношениях, в том числе в судах (пункт 2 статьи 29, пункт 1 статьи 13 и пункт 2 статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1статьи 2ичасть 2статьи 15 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-Ф3 «Об опеке и попечительстве»).

Согласно ч. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Таким образом, основной целью установления опеки является защита интересов недееспособного лица, неспособного самостоятельно и без посторонней помощи обеспечить свои потребности. Опекуны и попечители должны исполнять свои функции, учитывая мнение подопечного, с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от него самого, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

Освобождение и отстранение опекунов от исполнения ими своих обязанностей закреплено в качестве полномочия органов опеки и попечительства в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Осуществление органами опеки и попечительства данного полномочия регламентировано частью 1 статьи 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями частей 3 - 7 статьи 29 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности (часть 3 статьи 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 1 и 2 части 5 статьи 29 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей; нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ). Отношения, указанные в части 1 статьи 3, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности (пункт 3 статьи 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 29 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей.

Проведение органом опеки и попечительства внеплановых проверок условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей при поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, предусмотрено Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927 (далее по тексту - Правила).

При осуществлении плановых и внеплановых проверок оцениваются жилищно-бытовые условия совершеннолетнего недееспособного гражданина, состояние его здоровья, внешний вид и соблюдение гигиены, эмоциональное и физическое состояние, отношение с опекуном, возможность опекуна обеспечить потребности совершеннолетнего недееспособного гражданина, включая выполнение реабилитационных мероприятий, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (пункт 5 Правил).

В соответствии с пунктом 7 Правил, при поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекунами своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов совершеннолетнего недееспособного гражданина, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку. Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании соответствующего акта.

Также, исходя из положений пунктов 9, 10, 11 и 12 указанных Правил, по результатам плановых и внеплановых проверок исполнения обязанностей по опеке в отношении совершеннолетнего недееспособного гражданина составляется акт о проверке условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдении опекуном прав и законных интересов совершеннолетнего недееспособного гражданина, обеспечении сохранности его имущества, а также о выполнении опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - акт о проверке условий жизни).

В акте о проверке условий жизни указывается оценка соблюдения прав и законных интересов совершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также оценка обеспечения его уходом и лечением, соблюдения условий его содержания.

По результатам плановых и внеплановых проверок выполнения обязанностей по попечительству в отношении совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина составляется акт о выполнении попечителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - акт об исполнении попечителем своих обязанностей), в котором указывается исполнение попечителем установленных органом опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничений или обязательных требований.

При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в акте о проверке условий жизни или в акте об исполнении попечителем своих обязанностей указываются: а) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения; б) рекомендации опекуну или попечителю о принятии мер по исполнению возложенных на него обязанностей; в) предложения о привлечении опекуна или попечителя к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости).

При выявлении фактов нарушения опекуном прав и законных интересов совершеннолетнего недееспособного гражданина в акте о проверке условий жизни дополнительно указываются выявленные нарушения и сроки их устранения, рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина.

Акт о проверке условий жизни и акт об исполнении попечителем своих обязанностей оформляются в течение 10 дней со дня проведения соответствующей проверки, подписываются проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждаются руководителем органа опеки и попечительства.

Акт о проверке условий жизни и акт об исполнении попечителем своих обязанностей оформляются в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну или попечителю в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 14 Правил, в случае если действия опекуна или попечителя осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному состоянию совершеннолетнего подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки принимает акт об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну или попечителю.

Свидетели, ФИО9, ФИО10 допрошенные в судебном заседании пояснили, что истец надлежащим образом осуществлял свои обязанности по обеспечении недееспособного ФИО1 Он выделал денежные средства на его содержание, приезжал, чтобы навестить его. В то время когда работал за ним ухаживала ФИО9, которую истец нанял для обеспечения надлежащего содержания ФИО1, также последняя возила его на диспансеризацию по поручению ФИО2 Также свидетели пояснили, что мать ФИО1 неоднократно говорила о том, что сожалеет о том, что написала такое заявление в опеку для отстранения ФИО2 от исполнения обязанностей опекуна.

Свидетель ФИО11, показала, что она общается с ФИО15 и неоднократно видела, что последняя покупала продукты для ФИО1

ФИО12, показала, что знакома с ФИО15, но также знает ее представителя, поскольку неоднократно обращалась к ней за юридической помощью. Указала, что также видела, как ФИО15 покупала продукты, и относила их ФИО1

ФИО13 показал, что лично с ФИО15 не знаком, однако с матерью ФИО1 была знакома его жена. Однажды, гуляя по парку, свидетель ФИО13 и его жена встретили ФИО8 – маму ФИО1, которая начала им рассказывать, что она переживает о том, что когда ее не станет, некому будет заботиться о ее сыне, так как ФИО2 приезжает редко, всегда работает, внимание ФИО1 не уделает.

Из материалов дела установлено, что по факту обращения ФИО8 проверок не проводилось, актов не составлялось, ФИО2 извещен надлежащим образом не был. Более того, само по себе обращение ничем не подкреплено, не обосновано.

Аналогичная позиция отражена и в ответе Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указано, что принимая во внимание, что заявления об освобождении от обязанностей опекуна ФИО1 от самого истца не поступало, указания на наличие противоречий между интересами подопечного и интересами истца, и (или) сведений о наличии оснований для отстранения от обязанностей опекуна в распоряжении Королевского управления социальной защиты населения (далее Управление) от ДД.ММ.ГГГГ «Об освобождении от обязанностей опекуна недееспособного ФИО1» (далее – распоряжение ) не содержится, Министерство полагает, что указанное распоряжение издано с нарушением норм законодательства Российской Федерации в сфере опеки и попечительства. Также отдельные нарушения были допущены при осуществлении сотрудниками Управления полномочий органа опеки и попечительства, в том числе в части неуведомления ФИО2 об освобождении от обязанностей опекуна, неоказания ФИО2 содействия в подготовке ежегодного отчета опекуна, проведения контрольных мероприятий, в связи с чем Окружному управлению социального развития Министерства социального развития Московской области (в настоящее время является правопреемником Управления) указано на недопустимость вышеуказанных нарушений законодательства.

Доводы ответчика о том, что ФИО2 не мог осуществлять уход в силу состояния здоровья, суд находит несостоятельными, ввиду того, то истец находился на стационарном лечении не более 10 дней, после выписан домой, перенесенный covid-19 не включен в перечень заболеваний, не позволяющих лицу осуществлять уход за опекаемым.

Доводы ответчика о том, что истцом не сдаются отчеты о расходовании денежных средств судом учитываются, вместе с тем, указанное само по себе не свидетельствует о том, что истец ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, как опекуна, ввиду того, что первоочередное в обязанности опекуна входит забота о совершеннолетнем недееспособным.

Доказательств того, что обязанности ФИО2 в данной части не исполняются, своего отражения в материалах дела не нашли.

Более того, представленные в материалы дела акты о необходимости предоставления отчетов составлены в одностороннем порядке, ФИО2 о них уведомлен не был, подпись свою не ставил. Как указано в ответе Министерства социального развития Московской области, отдельные нарушения были допущены при осуществлении сотрудниками Управления полномочий органа опеки и попечительства неоказания ФИО2 содействия в подготовке ежегодного отчета опекуна.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Королевского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении ФИО2 от исполнения обязанностей опекуна недееспособного ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Производство по делу в части требований ФИО2 к Окружному управлению социального развития № 6 Министерства социального развития Московской области о признании незаконным и отмене решения ответчика о назначении ФИО15 опекуном недееспособного ФИО1 – прекратить.

Разъяснить сторонам ст. 221 ГПК РФ, что в указанной части повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Королёвский городской суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                    ?Т.Б. Родина

Мотивированное решение составлено 21.08.2024

Судья                                                                                                    ?Т.Б. Родина

2-1761/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
НИКУЛИН ИГОРЬ АЛЕКСЕЕВИЧ
Ответчики
Министерство социального развития Московской области
Гордеева Наталья Петровна
Суд
Королевский городской суд Московской области
Дело на странице суда
korolev.mo.sudrf.ru
29.02.2024Регистрация административного искового заявления
29.02.2024Передача материалов судье
05.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
05.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2024Подготовка дела (собеседование)
26.03.2024Рассмотрение дела начато с начала
26.04.2024Подготовка дела (собеседование)
26.04.2024[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
27.05.2024Подготовка дела (собеседование)
27.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
30.07.2024Судебное заседание
12.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее