Решение по делу № 3а-209/2022 (3а-571/2021;) от 23.09.2021

УИД № 34OS0000-01-2021-000545-47 Дело № 3а-209/2022

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд в составе

председательствующего судьи Коноваловой Ю.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Харламовой Э.А.,

рассмотрев 3 августа 2022 г. в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное исковое заявление Даниловой Н.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 1 января 2020 г.,

установил:

административный истец Данилова Н.А., являясь сособственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, обратилась в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование своих требований указала, что кадастровая стоимость названного участка установлена по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 51050 150,00 рублей. Полагает ее завышенной, в связи с чем, по ее мнению, необоснованно увеличен размер земельного налога.

В дальнейшем представитель административного истца Даниловой Н.А. – Б.С.А. уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость в отношении спорного земельного участка в размере 25968 837,00 рублей по состоянию на 1 января 2020 г.

Административный истец Данилова Н.А., представитель административного истца Даниловой Н.А. – З.С.А., административные ответчики: комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки», заинтересованные лица: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрация Большинского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, а также заинтересованные лица, сособственники спорного земельного участка, согласно выписки из ЕГРН, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, в судебное заседание не явились.

Кроме того, представитель административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области – Ш.Ю.В. в письменном заявлении, с учетом поступившего в суд заключения эксперта, просила рассмотреть данное административное дело в отсутствие представителя.

Иные участвующие в деле лица объяснений по заявленным требованиям не представили.

Учитывая, что участие сторон при рассмотрении дела не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Из материалов дела следует, что административный истец Данилова Н.А. является сособственником земельного участка с кадастровым номером № <...> (т. 1 л.д. 11-64, т. 2 л.д. 1-54).

Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 г. № 78-н утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков категории «Земли сельскохозяйственного назначения» на территории Волгоградской области по состоянию на 1 января 2020 г.

Согласно данным кадастровой справки филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером № <...> установлена по состоянию на 1января 2020 г. в размере 51050150,00 рублей (т. 1 л.д. 9).

Из представленных в суд письменных доказательств, в том числе из сообщения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области следует, что количественные и качественные характеристики спорного объекта оценки после 1 января 2020 г. не изменялись, его кадастровая стоимость определена на указанную дату (т. 1 л.д. 247-248).

Таким образом, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость спорного земельного участка, является дата, установленная приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 г. № 78-н, - 1 января 2020 г.

Согласно положениям части 1 статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В силу требований статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц (часть 1). При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

При этом рыночная стоимость объекта недвижимости в силу прямого указания цитируемого Федерального закона может быть установлена в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

В соответствии со статьей 6 Закона об оценочной деятельности физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Оспаривая установленную в результате массовой оценки кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил отчет, подготовленный ООО <.......>, согласно которому по состоянию на 1 января 2020 г. рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 14 568 400,00 рублей (т. 1 л.д. 65-226).

В связи с сомнениями и неясностями в выводах оценщика судом назначена судебная оценочная экспертиза.

Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта ООО ОФ <.......>, отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2020 г. составляет 16453 000,00 рублей (т. 2 л.д. 120-246).

По основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 83 КАС РФ, судом назначена повторная судебная оценочная экспертиза о величине рыночной стоимости спорного объекта оценки на указанную дату, с учетом замечаний представленных административными ответчиками комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области и ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки».

Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта <.......>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 1января 2020 г. составляет 25968837,00 рублей (т. 3 л.д. 44-71).

Суд приходит к выводу, что, заключение судебной экспертизы ООО ОФ <.......> в части ответа на первый вопрос и повторной судебной экспертизы <.......> в части ответа на второй вопрос, отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности, являются надлежащими доказательствами. Заключение эксперта <.......>, проводившего повторную судебную оценочную экспертизу, подтверждает рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки и опровергает сведения, содержащиеся в отчете первичной судебной оценочной экспертизы в указанной части. Данных, опровергающих выводы эксперта <.......>, свидетельствующих, что избранная им методика оценки привела к неправильному определению рыночной, не представлено, в связи с чем, суд кладет в основу вывода о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости заключение эксперта повторной судебной оценочной экспертизы.

Учитывая изложенное, суд отмечает, что указанные в заключении повторной судебной оценочной экспертизы, проведенной <.......>, выводы подтверждают доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость (менее чем в два раза).

При таких обстоятельствах административные исковые требования (с учетом уточнения исковых требований) к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежат удовлетворению, следует установить кадастровую стоимость в размере рыночной равной величине, рассчитанной при проведении повторной судебной оценочной экспертизы экспертом <.......>.

В удовлетворении административных исковых требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка к ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» необходимо отказать.

Оценивая доводы представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о том, что Учреждение не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, суд находит их несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 38 КАС РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной оценке.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Как следует из материалов дела, датой подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения административного истца в суд – 23 сентября 2021 г.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Даниловой Н.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 1 января 2020 г. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м, категория земель – <.......>, вид разрешенного использования – <.......>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 25968837,00 (двадцать пять миллионов девятьсот шестьдесят восемь тысяч восемьсот тридцать семь) рублей по состоянию на 1 января 2020 г.

Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 23 сентября 2021 г.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.

Судья Ю.Ю. Коновалова

3а-209/2022 (3а-571/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Данилова Наталья Анатольевна
Ответчики
ГБУ ВО Центр государственной кадастровой оценки
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
администрация Большинского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области
Заруднев Сергей Александрович
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Коновалова Юлия Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
23.09.2021Регистрация административного искового заявления
23.09.2021Передача материалов судье
28.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2021Подготовка дела (собеседование)
14.10.2021Производство по делу приостановлено
10.12.2021Производство по делу возобновлено
10.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2021Судебное заседание
03.08.2022Производство по делу возобновлено
03.08.2022Судебное заседание
03.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.08.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
22.09.2022Судебное заседание
03.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее