Дело №3а-22/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Калуга 12 марта 2018 года
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жудова Н.В.,
при секретаре Деминой О.В.,
с участием: от административного истца: прокуроров Земскова А.Ю., Антиповой Е.Ю.,
от административного ответчика Пристяжнова П.В.
от заинтересованных лиц: Губернатора Калужской области Романова Н.Г. и Афонькиной Л.М.; Министерства труда и социальной защиты Калужской области Алексеевой Н.Е., Помозовой Е.А., Степановой О.В.; Министерства финансов Калужской области Бондарева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Калужской области А.М.Клокова к Законодательному Собранию Калужской области о признании недействующими отдельных положений Закона Калужской области №13-ОЗ от 30 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию» и Закона Калужской области от 1 ноября 2008 года №476-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области»,
установил:
7 декабря 2017 года заместитель прокурора Калужской области А.М.Клоков обратился в суд с административным иском о признании недействующими с момента принятия отдельных положений следующих нормативных правовых актов:
статьи 2, пункта 1 статьи 3 Закона Калужской области №13-ОЗ от 30 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию» (в редакции Закона Калужской области от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ) и пункта 2 статьи 1 Закона Калужской области от 1 ноября 2008 года №476-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области» (в редакции Закона Калужской области от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ) в части, устанавливающей в зависимости от уровня дохода фиксированный размер компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги 1000 руб. и 500 руб., работающим в сельской местности педагогическим, медицинским, фармацевтическим работникам, а также специалистам государственной ветеринарной службы, а также указанным специалистам, вышедшим на пенсию;
преамбулу, а также положения статей 2 и 3 Закона Калужской области №13-ОЗ от 30 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию» (в редакции Закона Калужской области от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ) и положения статьи 1 Закона Калужской области от 1 ноября 2008 года №476-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области» (в редакции Закона Калужской области от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ), исключающие из числа получателей мер социальной поддержки членов семьи педагогических работников сельской местности, вышедших на пенсию.
В обоснование административного иска, с учетом объяснений представителей административного истца Земскова А.Ю., Антиповой Е.Ю., данных в судебном заседании (в том числе в письменном виде), указано следующее. Статьей 2 и пунктом 1 статьи 3 Закона о мерах социальной поддержки от 30 декабря 2004 года (в редакции Закона №157-ОЗ от 21.12.2016), пунктом 2 статьи 1 Закона о порядке предоставления мер социальной поддержки от 1 ноября 2008 года (в редакции Закона №157-ОЗ от 21.12.2016) работающим в сельской местности педагогическим, медицинским, фармацевтическим работникам, специалистам государственной ветеринарной службы, а также указанным специалистам, вышедшим на пенсию, установлена мера социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 1000 руб., а в случае если их доход превышает 1,5 величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Калужской области – в размере 500 руб. До принятия Закона Калужской области №157-ОЗ от 21.12.2016 г., вышеуказанные категории граждан пользовались мерами социальной поддержки по оплате за жилое помещение, за отопление и электроснабжение в размере 100%. Кроме того, положения преамбулы, статей 2 и 3 Закона о мерах социальной поддержки от 30 декабря 2004 года и статьи 1 Закона о порядке предоставления мер социальной поддержки от 1 ноября 2008 года, в редакции Закона №157-ОЗ от 21.12.2016 г., исключили из числа получателей указанной компенсации, членов семьи педагогических работников сельской местности, вышедших на пенсию. Действие Закона №157-ОЗ от 21.12.2016 г. распространено на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2017 года. Такое регулирование привело, начиная с указанной даты, к снижению уровня льготной обеспеченности названной категории граждан. Так, с апреля 2017 года размер среднемесячной выплаты на одного получателя компенсации уменьшился по сравнению с ранее существовавшим (в 2016 году 889,04 руб. в среднем на 1 чел., а с 1 апреля 2017 г. по октябрь 2017 года – 614,25 руб.), что противоречит действующему федеральному законодательству, а именно части 2 статьи 153 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 г., не допускающей снижения уровня социальной защиты граждан относительно уровня, достигнутого по состоянию на 31 декабря 2004 года. Также, одновременно со снижением уровня льготной обеспеченности, такая мера социальной поддержки для специалистов сельской местности, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, как право на ежегодную денежную выплату для приобретения топлива и его доставку, отменена с 1 апреля 2017 года без установления соразмерной компенсации. Кроме этого, региональный законодатель превысил свои полномочия, устанавливая размер компенсации в зависимости от уровня дохода их получателей (применив т.н. критерий нуждаемости), поскольку установление мер социальной поддержки льготным категориям граждан, отнесенных к таковым федеральным законодательством, в зависимость от уровня их доходов, не допускается. Помимо этого, исключение из числа получателей мер социальной поддержки членов семьи педагогических работников сельской местности, вышедших на пенсию, противоречит подпункту «а» пункта 1 сохраняющих свою силу разъяснений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22, согласно которому право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками просвещения в сельской местности, перешедшими на пенсию, и за совместно проживающими с ними членами их семей.
Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Калужской области Пристяжнов П.В. просил в иске отказать. Существо объяснений административного ответчика сводится к тому, что оспариваемые положения регионального законодательства приняты в соответствии с законодательно установленной компетенцией органа власти, и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Губернатор Калужской области, Министерство труда и социальной защиты Калужской области, Министерство финансов Калужской области, также представившие свои возражения по существу заявленных прокурором требований.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон и заинтересованных лиц, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Закон Калужской области №13-ОЗ от 30 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию», принят постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 23 декабря 2004 года №35, первоначальная редакция которого опубликована в газете «Весть» №4-9 от 06.01.2005 г. Закон вступил в силу через десять дней после его официального опубликования и распространен на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года (далее Закон о мерах социальной поддержки от 30 декабря 2004 года).
Закон Калужской области от 1 ноября 2008 года №476-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области», вступивший в силу с 1 января 2009 года, принят постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 22 октября 2008 года №1096, первоначальная редакция которого опубликована в газете «Весть» №397-398 от 07.11.2008 года (далее Закон о порядке предоставления мер социальной поддержки от 1 ноября 2008 года).
В указанные региональные нормативные правовые акты законом Калужской области от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ, опубликованным 30 декабря 2016 года в газете «Весть» №51, были внесены изменения. Данный Закон вступил в силу через десять дней после его официального опубликования и распространен на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2017 года (далее Закон от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ).
Официальное опубликование названных законодательных актов осуществлено в соответствии с положениями статьи 53 Закона Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" от 25 июля 1995 года №12.
Как следует из преамбулы Закона о мерах социальной поддержки от 30 декабря 2004 года (в редакции Закона от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ), настоящий Закон устанавливает меры социальной поддержки специалистов в организациях, финансируемых из областного или местного бюджетов, работающих в сельской местности Калужской области, а также указанных специалистов и специалистов ведомственных организаций <*>, вышедших на пенсию.
<*> сноска в настоящем решении не приводится.
В предыдущей редакции, преамбула Закона имела следующее содержание:
«Настоящий Закон устанавливает меры социальной поддержки специалистов в организациях, финансируемых из областного или местного бюджетов, работающих в сельской местности Калужской области, и проживающих совместно с ними членов их семей, а также указанных специалистов и специалистов ведомственных организаций <*>, вышедших на пенсию, и проживающих совместно с ними членов их семей.»
<*> сноска в настоящем решении не приводится.
На момент разрешения спора статья 2 Закона о мерах социальной поддержки от 30 декабря 2004 года действует в редакции Закона от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ:
«Статья 2. Меры социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются специалистам, указанным в статье 1 настоящего Закона, работающим в сельской местности, в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 1000 рублей, а в случае, если их доход превышает 1,5 величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Калужской области, - в размере 500 рублей».
При этом, как следует из упомянутой выше статьи 1 данного Закона, к категории специалистов, работающих в сельской местности, на которых распространяются меры социальной поддержки, в частности были отнесены педагогические работники; медицинские и фармацевтические работники; специалисты государственной ветеринарной службы.
До внесения Законом от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ изменений, названная статья была изложена в следующей редакции:
«Статья 2. Меры социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, и совместно с ними проживающих членов их семей
(в ред. Закона Калужской области от 03.06.2016 N 87-ОЗ)
Специалисты, работающие в сельской местности, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеют право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов:
платы за пользование жилым помещением (плата за наем) и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений, в пределах социальной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с законодательством;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 100 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Калужской области, и занимаемой общей площади жилых помещений, в пределах социальной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с законодательством;
платы за электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
платы за электрическую энергию, тепловую энергию, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за электрическую, тепловую энергию рассчитывается исходя из нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Компенсация расходов на оплату отопления (теплоснабжения) предоставляется с учетом социальной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с законодательством.
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений, электрической энергии, тепловой энергии предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления соответствующих коммунальных услуг.
Указанные меры социальной поддержки распространяются на членов семей специалистов, работающих в сельской местности, совместно с ними проживающих, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Специалисты, работающие в сельской местности, указанные в статье 1 настоящего Закона, проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, имеют право на ежегодную денежную выплату для приобретения топлива и его доставки в следующих размерах:
- 7000 рублей для приобретения дров при наличии печного отопления;
- 14000 рублей для приобретения угля при наличии угольного котла.
Порядок и условия предоставления ежегодной денежной выплаты для приобретения топлива и его доставки определяются Правительством Калужской области.»
В настоящее время статья 3 Закона о мерах социальной поддержки от 30 декабря 2004 года также действует в редакции Закона от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ:
«Статья 3. Меры социальной поддержки специалистов, вышедших на пенсию
(в ред. Закона Калужской области от 21.12.2016 N 157-ОЗ)
1. Специалисты, указанные в статье 1 настоящего Закона, вышедшие на пенсию, а также специалисты ведомственных организаций, вышедшие на пенсию до 2005 года, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) не менее 10 лет, имеют право на меры социальной поддержки, указанные в статье 2 настоящего Закона, при условии, если на момент выхода на пенсию они относились к категории специалистов, указанных в статье 1 настоящего Закона.
(п. 1 в ред. Закона Калужской области от 21.12.2016 N 157-ОЗ)
2. Меры социальной поддержки, указанные в статье 2 настоящего Закона, сохраняются в случае переезда указанных в пункте 1 настоящей статьи специалистов, вышедших на пенсию, на новое место жительства в сельскую местность, в поселок городского типа (рабочий поселок) и в случае изменения административно-территориального статуса сельского населенного пункта, поселка городского типа (рабочего поселка) в город.
(в ред. Закона Калужской области от 03.06.2016 N 87-ОЗ)
3. Утратил силу. - Закон Калужской области от 21.12.2016 N 157-ОЗ.
3. Меры социальной поддержки, указанные в статье 2 настоящего Закона, сохраняются за членами семей умершего пенсионера из числа специалистов, указанных в статье 1 настоящего Закона, если на момент смерти пенсионера они пользовались этими мерами социальной поддержки и после смерти пенсионера получают пенсию, являющуюся для них единственным источником средств существования.
(в ред. Закона Калужской области от 03.06.2016 N 87-ОЗ)
5. Исключен. - Закон Калужской области от 09.03.2010 N 644-ОЗ.»
До внесения Законом от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ изменений, названная статья действовала в следующей редакции:
«Статья 3. Меры социальной поддержки специалистов, вышедших на пенсию, и совместно с ними проживающих членов их семей
1. Специалисты, указанные в статье 1 настоящего Закона, вышедшие на пенсию, а также специалисты ведомственных организаций, вышедшие на пенсию до 2005 года, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) не менее 10 лет, и проживающие совместно с ними члены их семей, достигшие возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом О страховых пенсиях", имеют право на меры социальной поддержки, указанные в статье 2 настоящего Закона.
(в ред. Законов Калужской области от 26.12.2014 N 671-ОЗ, от 03.06.2016 N 87-ОЗ)
2. Меры социальной поддержки, указанные в статье 2 настоящего Закона, сохраняются в случае переезда указанных в пункте 1 настоящей статьи специалистов, вышедших на пенсию, на новое место жительства в сельскую местность, в поселок городского типа (рабочий поселок) и в случае изменения административно-территориального статуса сельского населенного пункта, поселка городского типа (рабочего поселка) в город.
(в ред. Закона Калужской области от 03.06.2016 N 87-ОЗ)
3. Специалисты, вышедшие на пенсию, проработавшие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Калужской области не менее 10 лет, имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, при условии, что на момент выхода на пенсию они относились к категории специалистов, указанных в статье 1 настоящего Закона.
(п. 3 введен Законом Калужской области от 06.06.2007 N 313-ОЗ)
4. Меры социальной поддержки, указанные в статье 2 настоящего Закона, сохраняются за членами семей умершего пенсионера из числа специалистов, указанных в статье 1 настоящего Закона, если на момент смерти пенсионера они пользовались этими мерами социальной поддержки и после смерти пенсионера получают пенсию, являющуюся для них единственным источником средств существования.
(в ред. Закона Калужской области от 03.06.2016 N 87-ОЗ)
5. Исключен. - Закон Калужской области от 09.03.2010 N 644-ОЗ.»
В соответствии с преамбулой, Закон о порядке предоставления мер социальной поддержки от 1 ноября 2008 года определяет форму и порядок предоставления гражданам установленных законодательством мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
На момент разрешения спора статья 1 Закона о порядке предоставления мер социальной поддержки от 1 ноября 2008 года действует в редакции Закона от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ:
«Статья 1
1. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в денежной форме (далее - меры социальной поддержки) путем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании и в размерах, определенных следующими нормативными правовыми актами:
- Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
- постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
(в ред. Закона Калужской области от 25.10.2013 N 491-ОЗ)
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах";
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
- Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.03.1993 N 253 "О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий";
- решение Президиума Калужского областного Совета народных депутатов от 05.04.1991 N 76 "О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий, медицинского и торгового обслуживания лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и проживающих в Калужской области";
- Закон Калужской области от 05.05.2000 N 8-ОЗ "О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки";
- Закон Калужской области от 30.12.2004 N 11-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";
- Закон Калужской области от 30.12.2004 N 12-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны";
- абзац утратил силу. - Закон Калужской области от 21.12.2016 N 157-ОЗ;
- Закон Калужской области от 27.03.2008 N 416-ОЗ "О ветеранах труда Калужской области".
1.2. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в денежной форме в виде ежемесячной выплаты на основании и в размерах, определенных Законом Калужской области от 30 декабря 2004 г. N 13-ОЗ "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию".
(п. 1.2 введен Законом Калужской области от 21.12.2016 N 157-ОЗ)
2. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются педагогическим работникам образовательных организаций Калужской области, муниципальных образовательных организаций, работающим в рабочих поселках (поселках городского типа), в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 1000 рублей, а в случае, если их доход превышает 1,5 величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Калужской области, - в размере 500 рублей.
(п. 2 в ред. Закона Калужской области от 21.12.2016 N 157-ОЗ)
3. Финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, указанных в пункте 2 настоящей статьи, педагогическим работникам образовательных организаций, работающим в рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется за счет предоставления субвенции местным бюджетам из областного бюджета.
(п. 3 введен Законом Калужской области от 26.04.2013 N 414-ОЗ; в ред. Законов Калужской области от 25.10.2013 N 491-ОЗ, от 21.12.2016 N 157-ОЗ)
4. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в части предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, для приобретения твердого топлива, кроме педагогических работников образовательных организаций, работающих в рабочих поселках (поселках городского типа).
(в ред. Законов Калужской области от 26.04.2013 N 414-ОЗ, от 25.10.2013 N 491-ОЗ)
5. Порядок предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается Правительством Калужской области.»
До внесения Законом от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ изменений, названная статья действовала в следующей редакции (указанный выше пункт 1 статьи 1, как не претерпевший существенных изменений, не приводится) :
«Статья 1
2. Педагогические работники образовательных организаций Калужской области, муниципальных образовательных организаций, работающие в рабочих поселках (поселках городского типа), в соответствии с законодательством имеют право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений, в пределах социальной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с законодательством;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 100 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Калужской области, и занимаемой общей площади жилых помещений, в пределах социальной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с законодательством;
платы за электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
платы за электрическую энергию, тепловую энергию, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за электрическую энергию, тепловую энергию рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Компенсация расходов на оплату отопления (теплоснабжения) предоставляется с учетом социальной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с законодательством.
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений, электрической энергии, тепловой энергии предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Указанные меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников образовательных организаций Калужской области, муниципальных образовательных организаций, работающих в рабочих поселках (поселках городского типа), совместно с ними проживающих, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Педагогические работники образовательных организаций Калужской области, муниципальных образовательных организаций, работающие в рабочих поселках (поселках городского типа), проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, имеют право на ежегодную денежную выплату для приобретения топлива и его доставки в следующих размерах:
- 7000 рублей для приобретения дров при наличии печного отопления;
- 14000 рублей для приобретения угля при наличии угольного котла.
Порядок и условия предоставления ежегодной денежной выплаты для приобретения топлива и его доставки определяются Правительством Калужской области.
(п. 2 в ред. Закона Калужской области от 03.06.2016 N 87-ОЗ)
3. Финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, указанных в пункте 2 настоящей статьи, педагогическим работникам образовательных организаций, работающим в рабочих поселках (поселках городского типа), и проживающим совместно с ними членам их семей осуществляется за счет предоставления субвенции местным бюджетам из областного бюджета.
(п. 3 введен Законом Калужской области от 26.04.2013 N 414-ОЗ; в ред. Закона Калужской области от 25.10.2013 N 491-ОЗ)
4. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в части предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, для приобретения твердого топлива, кроме педагогических работников образовательных организаций, работающих в рабочих поселках (поселках городского типа).
(в ред. Законов Калужской области от 26.04.2013 N 414-ОЗ, от 25.10.2013 N 491-ОЗ)
5. Порядок предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается Правительством Калужской области.»
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", в редакции действовавшей до 1 января 2005 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частями второй и третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), городах районного подчинения, имеют право на бесплатные коммунальные услуги, на другие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Право на бесплатные коммунальные услуги сохраняется за специалистами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации - пенсионерами, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там.
Впоследствии, статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты" было установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частями второй и третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. При этом положения указанных в статье 2 данного Федерального закона законодательных актов об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг подлежали применению до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года (статья 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ).
Таким образом, федеральное законодательство предусматривало предоставление поименованным выше категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.
22 августа 2004 года принят Федеральный закон N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступивший в силу, за исключением отдельных положений, с 1 января 2005 года.
Как указано в преамбуле к названному закону, к одной из его задач отнесено решение вопроса о замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации.
Согласно той же преамбуле, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях Федерального закона №122-ФЗ, субъекты Российской Федерации должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования; предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений; не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.
Изменяя с 1 января 2005 года правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ законодатель также указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Одновременно Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ " абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" дополнен указанием на то, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Кроме этого, названным Федеральным законом признана утратившей силу часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I и введена часть пятая, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В свою очередь статья 6 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" была изложена в новой редакции, согласно которой специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
29 декабря 2010 г. принят федеральный закон N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", вступивший в силу с 11 января 2011 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 данного Федерального закона в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" был внесен ряд изменений, в частности из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 исключены слова "на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)". При этом законодатель в новой редакции второго предложения данного абзаца предусмотрел право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Упомянутым Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ, в его статье 3, также было предусмотрено, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу этого закона.
Статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ утратила силу с 1 сентября 2013 года, в связи с принятием и вступлением в силу с указанной даты Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которым в части 8 статьи 47 закреплено правовое регулирование, аналогичное содержавшемуся в абзаце 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции закона №439-ФЗ).
Так, согласно действующей в настоящее время редакции части 8 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратили силу с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 10 части 2 статьи 99).
Согласно части 2 статьи 72 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Прокурор, оспаривая статью 2, пункт 1 статьи 3 Закона о мерах социальной поддержки от 30 декабря 2004 года (в редакции Закона Калужской области от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ) и пункт 2 статьи 1 Закона о порядке предоставления мер социальной поддержки от 1 ноября 2008 года (в редакции Закона Калужской области от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ), ссылается на то, что изменение механизма компенсаций в данном случае привело к нарушению требований части 2 статьи 153 Закона №122-ФЗ от 22.08.2004 г., что выразилось в уменьшении (по сравнению с предыдущими годами) средней суммы выплаты на одного человека, начиная с 1 апреля 2017 года.
Соответствующие сведения прокурором приводятся в письменных пояснениях на л.д.149, согласно которым (с учетом полученных сведений из Министерства труда и социальной защиты Калужской области, имеющихся на л.д.28, 45, 48) в среднем на одного человека сумма выплат в месяц в 2015 году составила 705,76 руб., в 2016 году – 889,04 руб., в 2017 году (с 1 апреля по октябрь) – 614,25 руб.
Вместе с тем, избранная прокурором в качестве правового критерия соответствия оспариваемых норм федеральному законодательству динамика среднемесячных выплат, не подтверждает его довод об уменьшении социальных выплат в отношении работающих в сельской местности специалистов (включая пенсионеров из их числа) в 2017 году. Напротив, согласно представленной Министерством труда и социальной защиты Калужской области информации, средняя сумма выплат на одного человека в 2017 году составила 850,68 руб. (педагогические работники), 1116,87 руб. (педагогические работники - пенсионеры), 922,14 руб. и 1245,88 руб. (медицинские и фармацевтические работники и пенсионеры соответственно), 771,23 руб. и 1025,69 руб. (специалисты государственной ветеринарной службы и пенсионеры соответственно) (л.д.170).
Кроме того, суд считает приведенный здесь довод прокурора вообще не имеющим правового значения для разрешения административного спора.
Как отмечалось выше, с 11 января 2011 года, федеральный законодатель вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), установил педагогическим работникам образовательных учреждений право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в устанавливаемом нормативным правовым актом регионального уровня размере. С 1 января 2005 года натуральная форма социальной поддержки для медицинских и фармацевтических работников, а также специалистов государственной ветеринарной службы также была исключена, с возможностью предоставления мер социальной поддержки по усмотрению регионального законодателя.
Реализуя гарантированное право на компенсацию оплаты жилья, отопления и освещения исключительно для педагогических работников, а также создавая условия получения названных компенсаций остальными работающими специалистами села, административный ответчик 30 декабря 2004 года принял Закон о мерах социальной поддержки, действие которого началось с 17 января 2005 года, а 1 ноября 2008 года принял Закон о порядке предоставления мер социальной поддержки, вступивший в силу с 1 января 2009 года.
Учитывая изложенное, исходя из содержания названных нормативных правовых актов, до внесения в них изменений Законом Калужской области от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ, принимая во внимание содержание правовых предписаний указанного выше федерального законодательства, суд приходит к выводу, что принятие Закона Калужской области от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ не было связано с изменением формы предоставления мер социальной поддержки с натуральной на денежную, из чего по сути исходит административный истец.
В этой связи довод административного истца о противоречии оспариваемых им законоположений, в редакции Закона Калужской области от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ, требованиям части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122 –ФЗ суд считает несостоятельным.
Так как вопрос о размере выплачиваемых в счет мер социальной поддержки денежных средств отнесен к исключительной компетенции регионального законодателя, и указанные средства не должны покрывать любой объем фактических затрат по оплате за жилье и коммунальные услуги (что не оспаривалось и административным истцом), судом также отклоняется и приведенный довод об ухудшении условий предоставления мер социальной поддержки, вызванный отменой ежегодных денежных выплат для приобретения топлива и его доставки, без предоставления соразмерной компенсации.
Оспаривая статью 2, пункт 1 статьи 3 Закона о мерах социальной поддержки от 30 декабря 2004 года (в редакции Закона Калужской области от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ) и пункт 2 статьи 1 Закона о порядке предоставления мер социальной поддержки от 1 ноября 2008 года (в редакции Закона Калужской области от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ), административный истец также сослался на недопустимость установления мер социальной поддержки названным выше категориям специалистов, в том числе вышедшим на пенсию, в зависимость от уровня их доходов, поскольку в отношении указанных категорий граждан действуют специальные нормы, закрепленные в федеральных законах. Кроме этого, такое регулирование противоречит части 2 статьи 153 Федерального закона №122-ФЗ.
Оценивая данный довод, как необоснованный, суд исходит из следующего.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета, относит решение различных вопросов, в числе которых вопросы предоставления рассматриваемых мер социальной поддержки специалистам, указанным в статье 1 Закона о мерах социальной поддержки от 30 декабря 2004 года и проживающих совместно с ними членов их семей, а также указанных специалистов, вышедших на пенсию, и проживающих совместно с ними членов их семей, не названы.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами (ч. 2 ст. 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ).
С 1 января 2014 года органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренных ст. 26.3-1, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии такой возможности (ч. 3,4 ст. 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ).
С 1 января 2005 г. федеральное законодательство не предусматривает медицинским, фармацевтическим работникам, специалистам государственной ветеринарной службы предоставление социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (в отношении специалистов из их числа, достигших пенсионного возраста, федеральный законодатель и ранее не устанавливал таких мер).
Учитывая изложенное, оспариваемые прокурором нормы, применительно к медицинским, фармацевтическим работникам, специалистам государственной ветеринарной службы (включая пенсионеров из указанной категории специалистов), а также к вышедшим на пенсию педагогическим работникам, устанавливают дополнительные меры социальной поддержки, финансируемые исключительно из областного бюджета. В этой связи региональный законодатель, руководствуясь положениями статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, вправе был предусмотреть для указанных лиц, в качестве условия возникновения права на получение меры социальной поддержки, наличие дохода, не превышающего 1,5 величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Калужской области.
Что касается педагогических работников, работающих в сельской местности Калужской области, то суд при разрешении административного спора исходит из следующего.
Часть 8 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, прямо гарантируя право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения для педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в тоже время содержит специальное правило, согласно которому размер, условия и порядок возмещения таких расходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Суд, анализируя содержащееся в указанной норме правило, учитывая отсутствие федерального регулирования самого порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки, считает, что в данном случае применение критерия нуждаемости при предоставлении таких мер названной категории работников является правомерным и за пределы полномочий области не выходит.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предоставление административным ответчиком педагогическим работникам, работающим в сельской местности Калужской области мер социальной поддержки исходя из критерия нуждаемости, положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит.
Кроме того, такое правовое регулирование соответствует основным принципам бюджетного законодательства, закрепленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе принципам результативности и эффективности, адресности использования бюджетных средств (статьи 34, 38 Бюджетного кодекса РФ) и направлено на максимальную финансовую поддержку прежде всего тех педагогических работников, которые в ней действительно нуждаются.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 были утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", в подпункте "а" пункта 1 которых указывается на то, что право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за руководящими и другими педагогическими работниками просвещения, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности и за совместно проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы каждого из названных работников в сельских общеобразовательных школах, межшкольных учебно - производственных комбинатах и средних профессионально - технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, а для работников дошкольных учреждений - в сельских дошкольных учреждениях, для работников детских домов и домов ребенка в детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
Административный истец ссылается на несоответствие указанному нормативному правовому акту преамбулы, а также положений статей 2 и 3 Закона Калужской области №13-ОЗ от 30 декабря 2004 года и положений статьи 1 Закона Калужской области от 1 ноября 2008 года №476-О, в редакции Закона Калужской области от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ, исключивших из числа получателей мер социальной поддержки членов семьи педагогических работников сельской местности, вышедших на пенсию.
Вместе с тем, приводимое истцом в этой части суждение также не может быть признано обоснованным, поскольку, как указывалось выше, федеральный законодатель вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), установил педагогическим работникам образовательных учреждений право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в устанавливаемом нормативным правовым актом регионального уровня размере.
На момент принятия Закона Калужской области от 21 декабря 2016 года №157-ОЗ, не имелось какого – либо федерального закона (или иного нормативного правового акта большей юридической силы) гарантирующего членам семьи педагогических работников сельской местности, вышедших на пенсию право на получение указанной компенсации.
Такое право гарантируется только педагогическим работникам.
В этой связи, содержащееся в оспариваемых положениях правовое регулирование, предусматривающее (начиная с 1 апреля 2017 года) утрату названными членами семьи права на меры социальной поддержки, в полном объеме соответствует положениям частей 2, 4 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ и не может быть поставлено под сомнение со ссылкой на совместное постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22, не устанавливающего к тому же по этому вопросу каких-либо финансовых обязательств Калужской области, как субъекта РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 177- 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать заместителю прокурора Калужской области А.М.Клокову в удовлетворении административного иска о признании недействующими отдельных положений Закона Калужской области №13-ОЗ от 30 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию», принятого постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 23 декабря 2004 года №35 и Закона Калужской области от 1 ноября 2008 года №476-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области», принятого постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 22 октября 2008 года №1096.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Калужский областной суд.
Председательствующий Н.В.Жудов
Мотивированное решение составлено 16 марта 2018 года.