Решение по делу № 2-2542/2024 от 11.06.2024

№ 2-2542/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2024 года г.Аксай

Аксайский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Чимидова М.В.

при помощнике судьи Москаленко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора Аксайского района к Администрации Ольгинского сельского поселения об обязании обустроить контейнерную площадку для сбора ТКО,

УСТАНОВИЛ:

Зам. прокурор Аксайского района обратился в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование предъявленных требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами. Установлено, что многоквартирный дом с непосредственным управлением №12 по пер.Ленинскому в ст.Ольгинской Аксайского района не оборудован контейнерной площадкой (местом сбора) для ТКО. Удаленность дома до ближайших мест составляет 199 м. (площадка по пер. 7-ому) и 322 м. (площадка по ул.Красноармейской). Собственной территорией объект капитального строительства не обладает. Вывоз отходов региональным оператором с прилегающей территории бестарным способом не предусмотрен. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки. Администрацией Ольгинского сельского поселения утверждены реестр и схема мест размещения контейнерных площадок для временного хранения твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения. Однако до настоящего времени не приняты меры к определению и обустройству места сбора ТКО, соответствующие реестр и схема с учетом возникших потребностей не актуализированы. С учетом изложенного прокуратурой района ... главе Ольгинского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого надлежащие меры к определению места для новой контейнерной площадки посредством актуализацией соответствующей схемы и ее обустройству не приняты, что подтверждается информацией органа местного самоуправления от ... .... Не принятие мер к организации деятельности по обращению с отходами создает угрозу причинения вреда окружающей среде. На основании изложенного истец просит суд обязать администрацию Ольгинского сельского поселения (ИНН ...) определить место и обустроить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов в зоне обслуживания многоквартирного дома №12 по пер.Ленинскому в ст.Ольгинская Аксайского района.

В судебном заседании помощник прокурора Ченакал А.Ю. поддержала исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Ольгинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом, согласно заявления просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами.

В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом с непосредственным управлением №12 по пер.Ленинскому в ст.Ольгинской Аксайского района не оборудован контейнерной площадкой (местом сбора) для ТКО. Удаленность дома до ближайших мест составляет 199 м. (площадка по пер. 7-ому) и 322 м. (площадка по ул.Красноармейской). Собственной территорией объект капитального строительства не обладает. Вывоз отходов региональным оператором с прилегающей территории бестарным способом не предусмотрен. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.

Администрацией Ольгинского сельского поселения утверждены реестр и схема мест размещения контейнерных площадок для временного хранения твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения. Однако до настоящего времени не приняты меры к определению и обустройству места сбора ТКО, соответствующие реестр и схема с учетом возникших потребностей не актуализированы.

... главе Ольгинского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого надлежащие меры к определению места для новой контейнерной площадки посредством актуализацией соответствующей схемы и ее обустройству не приняты, что подтверждается информацией органа местного самоуправления от ... ....

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон N 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Крупногабаритные отходы - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах (п. 2 Правил об обращении с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 N 1156).

Согласно статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).

Согласно п. 1 ст. 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 3 ст. 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ и п. 2. Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (далее Правила N 1039) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пунктом 3 Правил N 1039 предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 4 Правил об обращении с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее Правила N 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 10 Правил N 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Пунктом 11 Правил N 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 12 Правил N 1156).

При подтверждении в ходе рассмотрения дела оснований заявленных в иске прокурора о нарушении органом местного самоуправления вышеуказанных норм действующего законодательства Российской Федерации, что является недопустимым и подлежит незамедлительному устранению, поскольку непринятие мер к организации деятельности по обращению с отходами создает угрозу причинения вреда окружающей среде, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Аксайского района к Администрации Ольгинского сельского поселения об обязании обустроить контейнерную площадку для сбора ТКО удовлетворить.

Обязать администрацию Ольгинского сельского поселения (ИНН ...) определить место и обустроить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов в зоне обслуживания многоквартирного дома №12 по пер.Ленинскому в ст.Ольгинская Аксайского района.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

    В окончательной форме решение изготовлено 23 августа 2024 года.

Председательствующий М. В. Чимидов

2-2542/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель Прокурора Аксайского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Ольгинского сельского поселения
Суд
Аксайский районный суд Ростовской области
Судья
Чимидов Мерген Владимирович
Дело на странице суда
aksajsky.ros.sudrf.ru
11.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2024Передача материалов судье
11.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2024Судебное заседание
16.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее