Решение по делу № 2-316/2018 от 05.07.2018

Дело № 2-316/2018                                копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

10 августа 2018 года                         с.Орда Пермский край

Ординский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кузовлевой Н.Б.,

при секретаре Шнейдмиллер И.В.,

с участием истца Ильдусановой М.В,

представителя ответчика отдела Пенсионного фонда РФ в Ординском районе Беляковой Н.А., действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ

представителя третьего лица ГБУЗ «Ординская центральная районная больница» Новокрещенных Л.Л., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

представителя третьего лица администрации Карьевского сельского поселения Ординского муниципального района Пермского края Габсатарова Г.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Орда гражданское дело по иску Ильдусановой М.В к отделу Пенсионного фонда России в Ординском районе Пермского края о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец Ильдусанова М.В. обратилась в суд с иском к отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Ординском районе Пермского края, с учетом уточнения иска в судебном заседании просит обязать ответчика включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном исчислении следующие периоды ее трудовой деятельности в должности врача-стоматолога в фельдшерско - акушерском пункте администрации Карьевского сельского совета Ординского муниципального района Пермского края с ДД.ММ.ГГГГ а также курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить Ильдусановой М.В. трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ..

Заявленные требования истец обосновывает тем, что решением УПФ РФ (ГУ) в Ординском районе Пермского края ДД.ММ.ГГГГ г. истцу отказано в назначении пенсии. С решением не согласна в части исключения из стажа периодов работы в должности врача-стоматолога в ФАП администрации Карьевского сельского совета с ДД.ММ.ГГГГ периодов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Истец считает, что право на пенсию дает фактически исполняемая работа, а поскольку в спорные периоды она осуществляла лечебную деятельность в ФАП администрации Карьевского сельского совета, то периоды ее работы в должности врача-стоматолога в ФАП администрации Карьевского сельского поселения подлежат включению в специальный     страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании Постановления Совета Министров от 6 сентября 1991 г. № 464, Постановления Правительства от 22.09.1999 г. № 1066.

Кроме того, в специальный страховой стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости должны быть включены и периоды нахождения ее на учебах, курсах повышения квалификации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 400 в страховой стаж включаются периоды уплаты страховых взносов в пенсионный фонд. Согласно действующего трудового законодательства при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Повышение квалификации медицинских работников является обязательным условием для исполнения должностных обязанностей, качественного оказания услуг и для получения лицензии учреждением.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены администрация Карьевского сельского поселения и ГБУЗ «Ординская центральная районная больница».

В судебном заседании истец заявленные требования с учетом их уточнения поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ она работала в Карьевском ФАП, была принята на работу администрацией Карьевского сельского поселения, о том, что ФАП не включен в структуру Ординской ЦРБ ей было известно. При приеме на работу главный врач Ординской ЦРБ пояснил, что не может принять ее на работу в Ординскую ЦРБ поскольку в штатном расписании отсутствует ставка врача-стоматолога в Карьевском ФАП. На протяжении спорного периода она осуществляла медицинскую деятельность в указанном ФАП, обслуживала взрослое и детское население, лечила и удаляла зубы, обрабатывала инструмент. Всеми расходными материалами (пломбировочный материал, инструментами) стоматологический кабинет обеспечивала Ординская центральная районная больница, которые, как правило, привозили в ФАП или передавали через заведующую ФАПом Хаматову М. Какого-либо журнала, в котором бы велся учет полученных расходных материалов, не велось. По итогам своей работы она ежемесячно отчитывалась в Ординскую центральную больницу о количестве принятых пациентов. Заработную плату и учет рабочего времени производила администрация Карьевского сельсовета.

Представитель ответчика Белякова Н.А. по заявленным требованиям возражает, представил письменный отзыв. Также в судебном заседании пояснила: Ильдусанова М.В. обратилась в отдел Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ. Ильдусановой М.В. было отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия требуемого для назначении досрочной пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Закона РФ № 400-ФЗ, в виду отсутствия необходимого трудового стажа 30 лет. При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден «Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 «ФЗ О трудовых пенсиях в РФ». Указанный список содержит перечень учреждений относящихся исключительно к учреждениям здравоохранения. Согласно трудовой книжке Ильдусанова М.В. была принята на работу администрацией Карьевского сельского совета Ординского района на должность врача-стоматолога с ДД.ММ.ГГГГ г. Администрация Карьевского сельсовета не относится к структурным подразделениям учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Ранее действовавшие постановления Совмина РСФСР от 6.09.1991 г. № 464, а также постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в связи с чем, указанные периоды не были включены Пенсионным в специальный стаж работы Ильдусановой. Также не подлежат включению в специальный стаж работы истца и период нахождения ее на курсах повышения квалификации, поскольку в правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях» № 516 определены условия, при которых в стаж работы дающей право на досрочную пенсию включаются периоды работы на соответствующих видах работ, выполняемых постоянно в течение полного рабочего дня за которые уплачивались страховые взносы. Для медицинских работников это означает непосредственное выполнение трудовых обязанностей согласно занимаемой должности. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не поименованы в указанных правилах, а следовательно, не подлежат и включению в специальный трудовой стаж.

Представитель третьего лица ГБУЗ «Ординская ЦРБ» решение суда по иску Ильдусановой М.В. оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица администрации Карьевского сельского поселения Габсатаров Г.Х. требования истца поддержал.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вопросы, связанные с назначением, выплатой и перерасчетом трудовых пенсий, регулируются вступившим с 01.01.2015 года Федеральным Законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселке городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу ч. 2 ст. 30 Закона 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности) дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:

    список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ г. включительно;

список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ. включительно.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ, трудовая книжка основной документ, подтверждающий трудовой стаж гражданина.

Судом установлено:

ДД.ММ.ГГГГ Ильдусанова М.В. обратилась в отдел Пенсионного фонда в Ординском районе с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400–ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 15-20 отказное пенсионное дело).

Согласно заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Отдела ПФ Ординского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Ильдусановой М.В. отказано во включении в специальный стаж периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности врача-стоматолога в ФАП администрации Карьевского сельского совета; с ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации (л.д. 7).

Специальный стаж работы истца составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней (л.д. 7).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Ильдусанова М.В. была принята на работу администрацией Карьевского сельсовета в ФАП на должность врача-стоматолога по согласованию с главным врачом Ординской ЦРБ (л.д. 25).

Из трудовой книжки истца и справки администрации Карьевского сельского поселения следует, что Ильдусанова М.В. работала в фельдшерско-акушерском пункте (ФАП) в должности врача-стоматолога с ДД.ММ.ГГГГ г. принята на работу администрацией Карьевского сельского совета в лице главы поселения (л.д. 24, 29-30).

Из штатных расписаний и смет расходов Карьевской сельской администрации за ДД.ММ.ГГГГ следует, что ставка врача-стоматолога была включена в штат администрации Карьевского сельского совета (л.д. 158-169), указанные обстоятельства подтверждаются и лицевыми карточками администрации Карьевского сельского совета за период с ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которых именно администрацией сельсовета в спорный период начислялась и выплачивалась истцу заработная плата (л.д. 15-22).

Представитель третьего лица Габсатаров Г.Х. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время является главой Карьевского сельского поселения Пермского края. Ранее возглавлял Карьевский сельский совет. В ДД.ММ.ГГГГ администрация Карьевского сельского поселения было построено и поставлено на баланс здание фельдшерско-акушерского пункта, содержанием которого до ДД.ММ.ГГГГ года занималась администрация поселения. Финансирование ФАП осуществлялось за счет средств местного бюджета. На тот момент в ФАП работали фельдшер, акушерка санитарка, которые были приняты Ординской ЦРБ. Ставки врача-стоматолога в ФАП предусмотрено не было. Поскольку была необходимость во враче стоматологе, и отсутствии указанной ставки в ЦРБ, им по согласованию с главным врачом Ординкой центральной районной больницы ДД.ММ.ГГГГ в ФАП с.Карьево была принята на работу Ильдусанова М.В. на должность врача-стоматолога. Администрация Карьевского сельского совета выступала в качестве работодателя Ильдусановой М.В., ставка врача-стоматолога была включена в штатное расписание администрации, Ильдусановой М.В. выплачивалась заработная плата. При этом, все обеспечение Ильдусановой М.В. как врача-стоматолога, то есть расходными материалами, инструментами осуществлялось Центральной районной больницей. Стоматологическая установка была передана на баланс администрации сельского совета в ДД.ММ.ГГГГ г. также больницей. Документов о передаче оборудования не сохранилось. Ильдусановой был установлен оклад на основании письма главного врача о размере заработной платы врача-стоматолога, представленного на основании запроса главы администрации Карьевского сельского совета. Какой-либо разряд Ильдусановой М.В. как медицинскому работнику при приеме на работу, а также в последующий период ее работы администрацией Карьевского сельского совета не устанавливался. Должностной инструкции врача-стоматолога не было. До ДД.ММ.ГГГГ устава у Карьевсого сельского совета не имелось. Здание ФАП с.Карьево было передано администрацией Карьевского сельского поселения в оперативное управление ММУ «Ординская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информационного письма главного врача Ординской центральной районной больницы заработная плата врача стоматолога с годичным сроком работы на 0,5 ставки – составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> копеек, ставка действительна до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 170).

Из Устава ММУ «Ординская центральная районная больница» утвержденному ДД.ММ.ГГГГ г. фельдшерско-акушерские пункты в структуру ММУ «Ординская центральная районная больница» не входили (л.д. 192-201).

Сведения о внесении изменений в указанный Устав в материалах дела отсутствуют.

Из штатных расписаний Ординской ЦРБ за ДД.ММ.ГГГГ. следует, что фельдшерско-акушерский пункт в с.Карьево включен в структуру ГБУЗ «Ординская ЦРБ» в ДД.ММ.ГГГГ, однако, ставка врача-стоматолога указанными штатными расписаниями не предусмотрена (л.д. 125-151), аналогичные сведения содержат и выписки из тарификационных списков за ДД.ММ.ГГГГ г.г. (л.д. 152-159).

Из пояснений третьего лица представителя ГБУЗ «Ординская центральная районная больница» Новокрещенных Л.Л. следует, что Карьевский ФАП введен в структуру ГБУЗ «Ординская центральная районная больница» в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными в суд штатными расписаниями. Изменения в устав о включении в структуру Ординской ЦРБ внесены только в ДД.ММ.ГГГГ. утвержден новый устав, однако, ФАПы которые включены в структуру не были поименованы. При включении ФАП С.Карьево в структуру центральной районной больницы ставка врача-стоматолога в штатное расписание Ординской ЦРБ включена не была, об этом свидетельствуют также и представленные в суд тарификационные списки. Истец была принята в ФАП с.Карьево на работу администрацией Карьевского сельского совета, заработная плата на протяжении всего спорного периода работы Ильдусановой М.В. выплачивалась администрацией сельского совета. Какое-либо соглашение между Ординской ЦРБ и администрацией Карьевского сельсовета о приеме на работу врача-стоматолога в ФАП с.Карьево отсутствует. Это была исключительно инициатива администрации сельского совета. Вместе с тем, всеми расходными материалами необходимыми для работы ФАП в с.Карьево, в том числе стоматологического кабинета обеспечивала Ординская ЦРБ, документов подтверждающих указанный факт в настоящее время не имеется. Должность врача –стоматолога была включена в штатное расписание и тарификационные списки ММУ«Ординская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ. Ильдусанова М.В. была принята ММУ «Ординская ЦРБ» на работу в Карьевский ФАП с установлением <данные изъяты> разряда - ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, согласно приказов ММУ «Ординская ЦРБ» и ГБУЗ «Ординская ЦРБ» Ильдусанова М.В. в период работы в центральной районной больнице была направлена на курсы повышения квалификации, что является обязательным условием для осуществления лечебной деятельности и допуском медицинских работников к работе. Направление на повышение квалификации в соответствии с действующим трудовым законодательством является обязанностью работодателя. На указанный период за работником сохраняется заработная плата, место работы, производятся страховые отчисления. Указанный период подлежит зачету в специальный трудовой стаж.

По ходатайству истца в предварительном судебном заседании были опрошены свидетели.

Из показаний свидетеля Гусевой И.Ф. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она работала в Ординской центральной районной больнице в должности зам.главного врача по организационно-методической работе и врачом-стоматологом. В населенных пунктах <адрес> были фельдшерско - акушерские пункты, которые входили в структуру ЦРБ, но с какого года ей не известно. Знает, что в указанных населенных пунктах были ставки зубного врача и стоматолога. Как была принята на работу Ильдусанова М.В. и кем, относилась ли она к Ординской ЦРБ ей не известно. Вопросами кадрового обеспечения она не занималась. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ г. г. она занимала должность главного врача стоматолога. В ее должностные обязанности как главного врача стоматолога входила выдача медицинских материалов, которые она выдавала по заявкам. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ г.г. Ильдусанова М.В. действительно работала стоматологом в ФАП с<адрес>, лечила население. Кому выдавались ЦРБ расходные материалы самой Ильдусановой или заведующей ФАПом она не помнит. Какой-либо учет по выданным расходным материалам в то время не велся. Отчитывались только по количеству принятых пациентов, этот отчет предоставляли ФАПы, а она составляла готовой отчет и направляла его в Министерство здравоохранения. В ДД.ММ.ГГГГ она в отчете указывала зубного врача в с.<адрес>, поскольку Ильдусанова там работала и представляла отчеты не смотря на то, что согласно штатного расписания Карьевский ФАП не входил в структуру ЦРБ как и должность врача стоматолога не была предусмотрена штатным расписанием. В последующие годы с ДД.ММ.ГГГГ. более отчет по врачу-стоматологу не указывала в отчетах возможно потому, что не была предусмотрена должность штатным расписанием больницы. Прохождение курсов повышения квалификации для медицинских работников, в частности для врачей является обязательным, в какие периоды Ильдусанова проходила обучение ей не известно.

Согласно годового отчета о работе районной больницы за ДД.ММ.ГГГГ г. составленные главным стоматологом района Гусевой И.Ф. в количестве кабинетов района в том числе указан зубной кабинет в с<адрес> <данные изъяты> рабочее место (л.д. 38-42, 62-68).

В последующих годовых отчетах с ДД.ММ.ГГГГ г. в объяснительных записках по стоматологической помощи Ординского района сведения о работе зубного кабинета в с.Карьево отсутствуют, при этом в объяснительной записке к годовому отчету за ДД.ММ.ГГГГ г. содержатся сведения о запланированном открытии стоматологического кабинета в Карьевском ФАПе в <данные изъяты> полугодии ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 69-117).

Свидетель Хаматова М. в судебном заседании показала, что с ДД.ММ.ГГГГ г. работала в Карьевском ФАП в должности заведующей, а также фельдшера. Она была принята на работу в ФАП Ординской ЦРБ задолго до того, как в ФАП пришла работать Ильдусанова. Истец была принята на работу в ДД.ММ.ГГГГ году на должность врача-стоматолога, кто принял ее на работу ей не известно, но отчитывалась она и перед Ординской ЦРБ и перед администрацией Карьевского сельского совета. Ставки врача-стоматолога по штату в Карьевском ФАП не было, она появилась значительно позже. Все расходные материалы на стоматологический кабинет она получала в Ординской ЦРБ у Гусевой И.Ф. и передавала их Ильдусановой М.В. Ей известно, что Ильдусанова М.В. готовила отчеты в Ординскую ЦРБ. Отчетов по расходным материалам как такового в то время не велось.

Свидетель Хатмуллина Г.Г. в судебном заседании пояснила, что Ильдусанова М.В. с ДД.ММ.ГГГГ г. работала в Карьевском ФАП врачом стоматологом. Жителям села было известно о том, что ставки врача-стоматолога в с<адрес> фактически не было, а Ильдусанову М.В. приняли по просьбам жителей села.

Согласно записям, содержащимся в трудовой книжке истца, а также уточняющих условия работы справок Ильдусановой М.В. следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ильдусанова М.В. принята на работу ММУ «Ординская ЦРБ» врачом-стоматологом в Карьевский ФАП с оплатой по <данные изъяты> разряду. С ДД.ММ.ГГГГ Ильдусанова М.В. переведена в сельскую врачебную амбулаторию с. Ашап врачом-стоматологом на <данные изъяты> ставку с оплатой по <данные изъяты> разряду, где продолжает работать по настоящее время. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Ильдусановой М.В. присвоена первая категория и определена оплата по <данные изъяты> разряду (л.д. 29-30).

На основании приказа по ММУ «Ординская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ года Ильдусанова М.В. врач-стоматолог Ашапской СВА, была командирована в г.Пермь для прохождения специализации по ц-лу «Хирургическая и терапевтическая стоматология» с ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> календарных дня (л.д. 27). По итогам пройденного истцом обучения ею было получено удостоверение о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 33).

Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ по ММУ «Ординская ЦРБ» Ильдусанова М.В. врач-стоматолог Ашапской СВА была командирована в г.Пермь на повышение квалификации в ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия имени Вагнера Федерального агентства по здравоохранению и специальному развитию «ОУ Хирургическая и терапевтическая стоматология» с ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> календарных дней (л.д. 28). По окончании указанного курса обучения истцом был получено свидетельство (л.д. 35).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ МБМУ Ординская ЦРБ Ильдусанова М.В. врач-стоматолог была командирована МАМУ «Ленская ЦРБ» для повышения квалификации «ОГбучение по специальности «Профпатология» с ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> календарных дня (л.д. 203). По итогам пройденной истцом учебы ею было получено свидетельство о повышении квалификации (л.д.204).

Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ г. по МБМУ «Ординская ЦРБ» Ильдусанова М.В. врач-стоматолог Ашапской СВА была командирована в г.Пермь на повышение квалификации в ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия имени Вагнера Федерального агентства по здравоохранению и специальному развитию «ОУ Стоматология» с ДД.ММ.ГГГГ года на <данные изъяты> календарных дней (л.д. 26). По окончании указанного курса обучения истцом было получено удостоверение о повышении квалификации (л.д. 34).

Согласно представленных лицевых карточек, а также справки ГБУЗ ПК «Ординская ЦРБ» в период нахождения на курсах повышения квалификации в командировках в связи с характером работы (лечебная деятельность) Идьдусановой М.В. за ней сохранялось место работы, начислялась средняя заработная плата, производились отчисления (л.д. 8, 9-14, 207, 211-214).

Оценив в совокупности исследованные судом доказательства, суд считает возможным согласиться с доводами ответчика отдела ПФ в Ординском районе Пермского края об отсутствии законных оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Ильдусановой М.В. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ в силу следующего.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселке городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу ч. 2 ст. 30 Закона 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно разъяснениям пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке.

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464).

В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

С ДД.ММ.ГГГГ был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.

Согласно Правил исчисления периодов работы в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Так в судебном заседании установлено, что Ильдусанова М.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ г. осуществляла свою деятельность в Карьевском ФАП, куда была принята на работу администрацией Карьевского сельского поселения в лице главы сельского совета. Из представленных суду документов следует, что администрация Карьевского сельского совета не входила в структуру Ординской центральной больницы. Финансирование деятельности ФАП с.Карьево осуществлялось за счет собственных средств и средств местного бюджета. Ставка врача-стоматолога в Карьевском ФАП на протяжении всего спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ г. включительно отсутствовала и была введена лишь с ДД.ММ.ГГГГ года, с этого времени Ильдусанова М.В. была принята ММУ Ординская ЦРБ на должность врача-стоматолога в Карьевский ФАП.

Согласно исследованных в судебном заседании штатных расписаний Карьевский ФАП включен в структуру Ординской ЦРБ только в ДД.ММ.ГГГГ, однако, ставка врача-стоматолога ни штатным расписанием, ни тарификационными списками, представленными ГБУЗ Ординская ЦРБ не была предусмотрена. В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ Ильдусанова М.В. вновь была принята в Карьевский ФАП врачом стоматологом на основании приказа главы администрации Карьевского сельского поселения на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.30).

Хотя Ильдусанова М.В. на протяжении всего спорного периода и осуществляла лечебную деятельность в Карьевском ФАП, вместе с тем, она была принята на работу в администрацию Карьевского сельского совета, которая списками профессий, учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не поименована, и не относится к учреждениям здравоохранения, как и к их структурным подразделениям.

Доказательств обратного, суду не представлено.

Сам по себе факт осуществления Ильдусановой М.В. лечебной деятельности в учреждении, не относящемся к учреждению здравоохранения не может служить основанием для включения спорных периодов работы в специальный трудовой стаж дающий право на досрочную страховую пенсию.

В соответствии с разъяснениями в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" судам предоставлено право разрешать вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для зачета этих периодов в специальный стаж, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах, либо неправильном, нетипичном наименовании учреждения.

Действующим в настоящее время постановлением Правительства РФ не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим в должности врачей в органах местного самоуправления. Вид учреждения, в котором осуществляла трудовые функции истец к лечебно-профилактическому и санитарно-эпидемиологическому учреждению всех форм собственности не относится, государственным или муниципальным учреждением здравоохранения не является. Врачи администраций поселений и сельских советов в Списке, утвержденном нормативным правовым актом, не предусмотрены, в Номенклатуру учреждений не включены.

Правительством Российской Федерации утвердило Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению на раскрытие понятий «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», обеспечивая реализацию прав граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Таким образом, законодательством закреплено право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом не только специфики их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионные обеспечение.

При указанных обстоятельствах суд не находит законных оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.

При этом, не может суд согласиться с доводами ответчика, об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ в силу следующего.

Согласно представленных суду документов (приказов, лицевых карточек, счетов, свидетельств, удостоверений и т.д.) следует, что Ильдусанова М.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации, в командировках в связи с характером работы (лечебная деятельность). За указанные периоды за Ильдусановой М.В. сохранялось место работы, начислялась средняя заработная плата, производились отчисления.

Суд, руководствуясь положениями действующего пенсионного и трудового законодательства, считает необоснованным отказ ответчика включить в специальный стаж истца указанных периодов.

Трудовым законодательством РФ предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, в связи с чем работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При этом в соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размере, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки.

В соответствии с Основами Законодательства "Об охране здоровья населения" от 22.07.1993 г., Федеральным закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положением о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утвержденным Приказом Минздравмедпрома России от 19.12.1994 г. N 286, прохождение курсов повышения квалификации для медицинских работников является обязательным, а отказ от прохождения курсов влечет отказ в продлении (выдаче) сертификата специалиста, основанием для отказа в допуске к врачебной работе, и, соответственно, увольнения.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности» (п. 5) лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.

Следовательно, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Включение данных периодов в специальный страховой стаж не противоречит приведенному выше пункту 4 Правил N 516, так как нахождение в командировках в связи с повышением профессиональной квалификации является периодом работы, выполняемой постоянно в течение дня.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованным заявленные истцом требования о возложении на ответчика обязанности включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации и командировках, связанных с повышением профессионального уровня по занимаемой должности, в специальный стаж. Доводы представителя ответчика о том, что в период нахождения на курсах повышения квалификации    деятельность истца не была связана с повышенной сложностью, интенсивностью, психофизической нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности, что истец не вырабатывала норму рабочего времени, судом отклоняются.

При указанных обстоятельствах суд считает, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ г. подлежат включению в специальный стаж работы Ильдусановой М.В., дающий право на досрочное назначение пенсии в календарном исчислении.

Учитывая, что на момент обращения Ильдусановой М.В. в отдел ПФР по Ординскому району, а также на день рассмотрения гражданского дела судом, право на досрочную пенсию у Ильдусановой М.В., в связи с отсутствием необходимого для досрочного назначения страховой пенсии стажа работы не наступило, в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности назначить Ильдусановой М.В. трудовую пенсию по старости с 7.03.2018 г. также следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ильдусановой М.В к отделу Пенсионного фонда РФ в Ординском районе о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии, удовлетворить частично.

Обязать отдел Пенсионного фонда РФ в Ординском районе Пермского края включить Ильдусановой М.В в специальный стаж в календарном исчислении следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ

В удовлетворении требований в части включения в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ г., а также назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ истцу отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 15 августа 2018 г.

Председательствующий судья: (подпись)                    Н.Б.Кузовлева

.

2-316/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Ординский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
orda.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее