Решение по делу № 12-13/2021 от 09.12.2020

Дело № 12-13/2021                         24RS0046-01-2020-005169-48

Шарыповский городской суд Красноярского края

662311, Красноярский край, город Шарыпово, Пионерный микрорайон, д. 11.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Шарыпово 17 февраля 2021 года

    Судья Шарыповского городского суда Красноярского края Гаврицкая И.Н., с участием Варжинского Д.Г. (действующего на основании доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации Шарыповского района (Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края) Варжинского Д.Г. на постановления заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

    

Постановлениями заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , и юридическое лицо - Администрация Шарыповского района Красноярского края признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за каждое правонарушение.

Не согласившись с указанными постановлениями, представитель юридического лица – Варжинский Д.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановления отменить, в связи с тем, что фактически за совершение одного и того же длящегося правонарушения, выразившегося в форме бездействия с начала пожароопасного сезона с 27.03.2020 на всей территории Шарыповского района, в отношении администрации Шарыповского района Красноярского края составлены двенадцать протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, по которым юридическое лицо привлечено к административной ответственности, с назначением наказаний в виде штрафов. Указанное, по мнению заявителя, противоречит положениям ч.5 ст.4.1 КоАП РФ, в которой закреплено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Кроме того, протоколы об административном правонарушении составлены с грубыми нарушениями закона, так как доказательства, на основании которых вынесены протоколы, являются недопустимыми.

Так, в актах натурного осмотра не указано, что они проводятся в связи с административным расследованием, а имеется ссылка только на приказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края КГКУ «Лесная охрана» от 27.03.2020 № 47-лн, в которых нет указания на проведение действий, а именно составление актов, фототаблиц, схем к ним и т.д. Данные акты, которые согласно приказа должны иметь название – акты обследования территории (лесного участка) на предмет соблюдения обязательных требований, не содержат сведений о приложении к ним план-схем, факт проведения фотосьемки подтвержден одной фотографией неинформативного характера, составленной с нарушением общих требований привязки к местности, в виде детального снимка, без приложения узловых, обзорных и ориентирующих снимков, не указано при помощи какого фиксирующего устройства проводилась фотосьемка (марка, идентификационные параметры фотоаппарата). Схемы примыкания земельного участка к лесу, а также фототаблица, какого-либо отношения к актам натурного осмотра не имеют и не могут носить доказательственного значения. Также, в тексте актов натурного осмотра, указано о применении GPS-навигатора, который не обладает фотографирующими свойствами, не указаны его идентификационные параметры, сведения о сертификации и прохождении метрологической проверки, координаты места, где государственным инспектором проводился осмотр, не соответствуют координатам указанным в актах о пожаре и от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о том, в каком муниципальном районе и субъекте РФ проводился осмотр, привязка к населенным пунктам отсутствует.

Акты о пожаре и от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ также составлены с существенными нарушениями закона, в них не указаны координаты GPS, отсутствуют записи о применении GPS навигатора, его модели, идентификационных параметрах, сведения о сертификации и прохождении метрологической проверки. При этом в данных актах отсутствует указание о наличии каких-либо сведений способствующих установлению причин возникновения пожара, а указана, без наличия каких либо доказательств (объяснения очевидцев, лиц обнаруживших возгорание и т.д.), одна причина пожара – переход с земель иных категорий. В связи с чем, факт перехода пожара в лесной фонд с земель иных категорий, а именно с принадлежащих Администрации Шарыповского района участков, КГКУ «Лесная охрана» не доказан.

Более того, в результате пожаров ни одно дерево лесного фонда не пострадало, а ущерб указанный в актах пожара в суммах 5853,9 рублей, 128345 рублей, 5500,8 рублей и 22012 рублей, является предполагаемым.

Определением Шарыповского городского суда Красноярского края от 15.02.2021, административные дела № 12-13/2020, 12-17/2020Ю 12-18/2020 и 12-23/2020 в отношении Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу № 12-13/2020. (т.4 л.д.103).

В судебном заседании представитель юридического лица, доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнив, что в настоящее время администрация Шарыповского района Красноярского края преобразована в Шарыповский муниципальный округ Красноярского края. Администрация привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ двенадцать раз, с вынесением по каждому постановлению административного штрафа. По всем делам об административных правонарушениях фактически не установлено место совершения правонарушения, так как акты натурных осмотров составлены с грубыми нарушениями закона и не могут являться допустимыми доказательствами по делу.

Представитель КГКУ «Лесная охрана», уведомленный судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания дела суду не заявил, письменных возражений не представил.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, и проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

    

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением является противоправное, виновное действие, бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъекта РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Обязанность доказывания вины лежит на административном органе, поскольку в соответствии с ч.3 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от пожаров.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ, правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» и устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

Ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законном основании.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах, влечет административную ответственность по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что во время патрулирования были обнаружены и локализованы пожары:

ДД.ММ.ГГГГ в районе <адрес> в лесном массиве выдела квартала ЗАО <данные изъяты> Шарыповского участкового лесничества КГКУ «Шарыповское лесничество» (т.1 л.д.132);

ДД.ММ.ГГГГ в районе <адрес> в лесном массиве выдела квартала ЗАО <данные изъяты> Шарыповского участкового лесничества КГКУ «Шарыповское лесничество» (т.2 л.д.81-83);

ДД.ММ.ГГГГ в районе <адрес> в лесном массиве выдела квартала ЗАО <данные изъяты> Шарыповского участкового лесничества КГКУ «Шарыповское лесничество» (т.3 л.д.81);

ДД.ММ.ГГГГ в районе <адрес> в лесном массиве выделов , квартала ЗАО <данные изъяты> Шарыповского участкового лесничества КГКУ «Шарыповское лесничество» (т.4 л.д.80).

Согласно докладным о тушении пожаров и причиной возникновения пожаров явился переход с земель иных категорий.

ДД.ММ.ГГГГ в отдел лесного и пожарного надзора КГКУ «Лесная охрана» поступили сообщения о возникновении указанных лесных пожаров (т.1 л.д.131).

В соответствии с п. 3 приказа КГКУ «Лесная охрана» от 27.03.2020 № 47-лн «Об определении начала пожароопасного сезона в 2020 году на территории Балахтинского, Ермаковского, Идринского, Ирбейского, Каннского, Каратузского, Майского, Минусинского, Саяно-Шушенского, Саянского, Сухобузимского, Ужурского, Усинского, Шарыповского лесничеств Красноярского края» (л.д. 116-117), после поступления акта о лесном пожаре, инспекторский состав КГКУ «Лесная охрана» обязаны незамедлительно в соответствии с ч.2 ст.28.7 КоАП РФ возбудить дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, для установления причин и условий возникновения лесных пожаров с целью выявления и привлечения к административной ответственности виновных лиц в возникновении лесных пожаров.

На основании вышеизложенного, в связи с поступлением актов о лесных пожарах, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором КГКУ «Лесная охрана» Поповым А.В. вынесены определения , , и о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т.1 л.д.126, т.2 л.д.76, т.3 л.д.76, т.4 л.д.75).

Единолично проведенным государственным инспектором натурным осмотром лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.127-128, т.2 л.д.77-78, т.3 л.д.77-78, 4 л.д.76-77) установлено, что к выделу квартала ЗАО <данные изъяты> к выделу квартала ЗАО <данные изъяты> к выделу квартала ЗАО <данные изъяты> и к выделам , квартала ЗАО <данные изъяты> Шарыповского участкового лесничества КГКУ «Шарыповское лесничество», где были обнаружены и локализованы пожары, непосредственно примыкают земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером и не состоящие на кадастровом учете, на территории которых, отсутствовала очистка от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от леса, отсутствовала противопожарная минерализованная полоса полосой или иной противопожарный барьер. При этом согласно данным актам натурного осмотра лесных участков, при их составлении иные лица, а также представитель юридического лица не присутствовал, координаты земельных участков установлены с помощью GPS навигатора Garmin Oregon 650, проводилась также фотосьемка, однако техническое устройство не указано. Приложением к актам служат фотоснимки (т.1 л.д.129, т.2 л.д.79, т.3 л.д.79, 4 л.д.78) на котором изображена полоса леса и полоса земельного участка, покрытого растительностью, без привязки к каким либо объектам, а также приложена схема (т.1 л.д.130, т.2 л.д.80, т.3 л.д.80, 4 л.д.78) представляющая собой часть карты, с цифровыми обозначениями.

ДД.ММ.ГГГГ на основании полученной выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости должностным лицом установлено, что правообладателем участка с кадастровым номером является муниципальное образование Шарыповский район Красноярского края (т.1 л.д.82-86).

Из сообщений Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, исходя из фрагмента публичной кадастровой карты, земельные участки, прилегающие к выделу квартала ЗАО <данные изъяты> (кадастровый квартал ), к выделу квартала ЗАО <данные изъяты> (кадастровый квартал ) и к выделам , квартала ЗАО <данные изъяты> (кадастровый квартал ) Шарыповского участкового лесничества КГКУ «Шарыповское лесничество», не являются собственностью Красноярского края, в Реестре государственности собственности Красноярского края не учитываются. (т.2 л.д.37, т.3 л.д.39, т.4 л.д.34).

В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Указанные земельные участки расположены на территории сельских поселений <адрес>, <адрес>, <адрес>, входящих в состав Шарыповского района.

В связи с выявленными нарушениями правил пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации Шарыповского района Красноярского края составлены протоколы №, и об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ (т.1 л.д.47-49, т.2 л.д.40-42, т.3 л.д.42-44, т.4 л.д.37-39) и постановлениями по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо признано виновным в совершении указанного правонарушения (т.1 л.д.31-35, т.2 л.д.23-27, т.3 л.д.25-29, т.4 л.д.23-27) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей за каждое правонарушение.

Между тем с данными выводами должностного лица нельзя согласиться ввиду следующего.

Так, в силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

По смыслу данной нормы, законодательство об административных правонарушениях позволяет собирать по делу и оценивать любые доказательства, не запрещенные законом (в том числе фотографии, видеозаписи, документы и т.п.). Однако если порядок получения определенных доказательств прямо предусмотрен законом, несоблюдение такого порядка влечет признание таких доказательств недопустимыми.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в силу положений ст. 27.1 КоАП РФ является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела видно, что акты натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и приложенные к ним фототаблицы и схемы, составлены в отсутствие представителя Администрации Шарыповского района и без его надлежащего уведомления.

Правовая оценка указанным обстоятельствам, а также актам от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом не дана.

Между тем указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении процедуры привлечения лица к административной ответственности.

Кроме того, судья находит, что заслуживают внимания и другие доводы жалобы о допущенных должностным лицом административного органа нарушениях процессуальных требований сбора доказательств.

Как следует из информации, предоставленной КГКУ «Лесная охрана», при составлении актов натурного осмотра лесного участка государственным инспектором использовался навигатор портативный GPS навигатор Garmin Oregon 650 GPS/GLONASS, 01.01.2013 года выпуска. Навигатор был приобретен КГКУ «Лесная охрана» в 2016 году, поставлен на баланс учреждения. Указанный навигатор не является средством измерения и обязательной поверке и сертификации не подлежит (т.4 л.д.107).

Однако, согласно руководству пользователя (инструкции) на GPS навигатор Garmin Oregon 650, данное устройство предназначено для использования в качестве вспомогательного средства для навигации и не могут использоваться с целью точного измерения направления, расстояния, позиции или топографических величин. Компания Garmin не предоставляет никакой гарантии относительно точности или полноты картографических данных (стр.35 Инструкции) (т.4 л.д.112).

Других координат, привязок к определенной местности, позволяющих установить место нахождение данных земельных участков, кроме координат, полученных с помощью данного навигатора, в акте не содержится.

Техническое средство, которым производилось фотографирование в актах вовсе не указано, фотоснимки являются неинформативными, составленными с нарушением общих требований привязки к местности, без приложения узловых, обзорных и ориентирующих снимков. Из указанных снимков, а также приложенных схем, которая по факту является копией какой-то карты с цифровыми обозначениями, невозможно достоверно установить места совершения административного правонарушения.

Из дела видно, что в основу протоколов об административном правонарушении и обжалуемых постановлений должностного лица положены данные, установленные на основании актов натурного осмотра, которые являются недопустимым доказательством по делу об административном правонарушении.

Следовательно, в данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Несоблюдение требований ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену состоявшегося по делу постановления.

В настоящее время утрачена возможность устранить допущенные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановления должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении Администрации Шарыповского района Красноярского края подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

    

РЕШИЛ:

Жалобу представителя Администрации Шарыповского района Красноярского края Варжинского Д.Г. удовлетворить.

Постановления заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении Администрации Шарыповского района Красноярского края (Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края) - отменить.

Производство по настоящему делу об административных правонарушениях прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено вышеуказанное постановление.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья:                             И.Н. Гаврицкая

12-13/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
администрация Шарыповского района
Другие
Варжинский Дмитрий Гельевич
Суд
Шарыповский городской суд Красноярского края
Судья
Гаврицкая И.Н.
Статьи

8.32

Дело на странице суда
shargor.krk.sudrf.ru
09.12.2020Материалы переданы в производство судье
22.01.2021Судебное заседание
25.01.2021Судебное заседание
08.02.2021Судебное заседание
17.02.2021Судебное заседание
20.02.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
01.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее