Решение по делу № 2-1709/2024 от 03.07.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2024 года г. Кинель

Кинельский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Зародова М.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Останковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1709/2024 по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» к Кажаеву <данные изъяты> о взыскании задолженности за поставленный газ, начисленной вследствие несанкционированного вмешательства в работу прибора учета,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Газпром межрегионгаз Самара» обратилось в суд с иском к Кажаеву В.М. о взыскании задолженности за поставленный газ (вследствие несанкционированного вмешательства в работу прибора учета).

В обоснование исковых требований истец указал следующее.

Кажаев В.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно п. 1 ст. 540, п. 2 ст. 548 ГК РФ, п. 14 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» договор снабжения через присоединенную сеть газом с гражданином, использующим газ для бытового потребления, считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Таким образом, ответчик находится в договорных отношениях с истцом, который осуществляет поставку природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан, с момента возникновения права собственности (пользования) жилым помещением по указанному выше адресу.

Ответчику присвоен лицевой счет . Договор газоснабжения в письменной форме был заключен между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Истец круглосуточно производит газоснабжение, т.е. обеспечивает ответчика газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в его помещение. У ответчика установлено следующее газоиспользующее оборудование: газовая плита, котел, баня.

Проверка систем газоснабжения сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Самара» осуществляется на основании Регламента от ДД.ММ.ГГГГ .

В ходе проверки системы газоснабжения ДД.ММ.ГГГГ в соответствии п. 3.7 Регламента работы сотрудников ООО «Газпром межрегионгаз Самара» по выявлению фактов незаконного отбора газа населением была проведена проверка подверженности прибора учёта газа (ПУГ) воздействию магнитных полей. Актом от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при включенном газоиспользующем оборудовании, под воздействием магнитного поля счетчиком газа (ПУГ) учёт газа не ведется.

При проведении проверки магнитом циферблат счетного механизма перестал производить учет проходящего газа (доработанные/модернизированные счетные механизмы, т.е. в работу которых произведены вмешательства, под воздействием постоянных магнитных полей либо перестают производить учет потребленного газа, либо производят его рывками). После удаления магнита с корпуса ПУГ, последний возобновил учет проходящего газа.

Согласно пп. 10 п. 81 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (ред. от 25.09.2022) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Согласно пп. 11 п. 81 Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета...

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета... Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установлением настоящими Правилами.

Согласно п. 6.10 ГОСТа Р 8.915-2016, утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.07.2016 № 870-ст (далее ГОСТ Р 8.915-2016), счетчик газа должен выдерживать воздействие постоянных магнитных полей и (или) переменных полей сетевой частоты с напряженностью до 400 А/м. При воздействии магнитного поля счетчик должен работать устойчиво, без заеданий, посторонних шумов. Показания счетного устройства должны равномерно увеличиваться.

Согласно разъяснениям заводов-изготовителей, при разработке конструкции ПУГ все измерительные механизмы счетчиков изготовляются из материалов, не подверженных влиянию магнитных полей. То есть воздействие магнитного поля с любой стороны счетчиков не оказывает влияния на их метрологические характеристики и работоспособность.

Пунктом 3.11 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 18.12.2015 № 975 дано определение несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа как несанкционированное внесение изменений в настройку и/или конструкцию прибора учета газа, умышленное повреждение прибора учета газа, не позволяющее производить достоверный учет потребленного газа.

В соответствии с п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в случае обнаружения несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель производит потребителю перерасчет платы за коммунальную услугу. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Истец полагает, что вышеуказанное свидетельствует о несанкционированном вмешательстве в работу ПУГ, ранее установленного по адресу: <адрес>

Ответчиком в нарушение п. 1.1, 3.3.1 Договора от ДД.ММ.ГГГГ было допущено вмешательство в работу прибора учёта газа, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность за газ в размере 740 162 руб. 90 коп.

Истец просит взыскать с ответчика задолженность за поставленный газ по лицевому счету за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 740162,90 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 10 601,63 руб.

Представитель истца Комиссарова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные описательной части решения.

Ответчик Кажаев В.М. и его представитель Власова Ю.Н. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнительных пояснениях.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Нормами п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Кажаев В.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Ответчику присвоен лицевой счет . Договор газоснабжения в письменной форме был заключен между истцом и ответчиком.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Газпром межрегионгаз Самара» и Кажаевым В.М. заключен договор поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан.

Приложением № 1 к договору установлены параметры потребления газа: площадь отапливаемого жилого помещения 323,2 кв.м, количество проживающих лиц 4, газовая плита 1, емкостной нагреватель 3, отапливаемое нежилое помещение баня площадью 170 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Самара» проведена проверка системы газоснабжения, по результатам которой составлен акт об установлении несанкционированного вмешательства, в котором указано что при проверке работоспособности счетчика газа под воздействием магнитного поля счетный механизм останавливается, учет не ведется. Также в указанном акте отражено, что контрольные пломбы не нарушены, механические повреждения счетного механизма не зафиксированы.

После проведения вышеуказанной проверки ООО «Газпром межрегионгаз Самара» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету произведены доначисления по нормативу потребления, с превышающим коэффициентом 10, вследствие установления несанкционированного вмешательства. Размер начисленной задолженности составил 740 162,90 рублей.

Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Согласно положениям статьи 2 приведенного Федерального закона газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (Правила предоставления коммунальных услуг) учет объема коммунальных услуг осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Как следует из п. 81(11) указанных Правил, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также незамедлительно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при использовании энергии.

В соответствии с пунктом 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунально – бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 (далее по тексту Правила № 549) определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.

Пунктом 28 указанных Правил № 549 предусмотрено, что в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.

В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.

Правилами № 549 случаи несанкционированного вмешательства в работу прибора учета прямо не урегулированы, в связи с чем подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее Правила № 354).

Пунктом 81 (11) Правил № 354 (в редакции, действующей на дату проведения проверки) предусмотрено, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) настоящих Правил, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.

При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Такой способ расчета размера платы за коммунальные услуги при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 10, применяется тогда, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу.

В соответствии с пунктом 81(12) Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Таким образом, установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых неисправность счетного устройства можно оценить с точки зрения несанкционированного вмешательства и, соответственно, применить повышающий коэффициент.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки газового оборудования, проведенной потребителя Кажаева В.М., ООО «Газпром межрегионгаз Самара» составлен акт, согласно которому установлено, что на приборе учета газа технических повреждений не обнаружено, пломбы завода изготовителя сохранены, счетный механизм останавливается под воздействием магнитного поля.

Истец принимая во внимание данные, отраженные в акте, с учетом пункта 6.10 ГОСТа Р8.915-2016, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от20.07.2016, исходил из того, что факт остановки работы счетного механизма прибора учета газа при воздействии магнита свидетельствует о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета газа.

Однако, наличие факта влияния магнита на работу прибора учета не является бесспорным доказательством несанкционированного вмешательства абонента в работу указанного прибора учета.

В соответствии с пунктом 6.10 стандарта установлены требования к защите от влияния магнитного поля - счетчик газа должен выдерживать воздействие постоянных магнитных полей и (или) переменных полей сетевой частоты с напряженностью до 400 А/м. При воздействии магнитного поля счетчик должен работать устойчиво, без заседаний, посторонних шумов. Показания счетного устройства должны равномерно увеличиваться.

В пункте 6.10ГОСТа Р8.915-2016 отсутствует указание на то, что реагирование счетного механизма на магнитное поле свидетельствует о несанкционированном вмешательстве абонента в работу прибора учета.

В пунктах 9.6 и 9.7.1ГОСТа Р 8.915-2016 указано, что проверку работоспособности счетчика при воздействии на корпус магнитного поля проводят для нескольких мест установки на корпус счетчика постоянного магнита. Места для установки магнита выбирают: в районе расположения показывающего устройства счетчика газа; на верхнем кожухе - между соединительными штуцерами; на нижнем кожухе - произвольно. Для проверки используют магнит цилиндрической формы с раскрепляющим рым-болтом. Рекомендуют использовать постоянный магнит с остаточной магнитной индукцией Br = 1,14 Тл.

Проверку работоспособности счетчика с воздействием на корпус магнитного поля проводят, пропуская через него поток газа со значением расхода (10 +/- 5) процентов от номинального. При этом счетчик должен работать устойчиво, без заседаний. Показания счетного устройства должны равномерно увеличиваться.

По результатам поверки оформляют протокол по форме, приведенной в методике поверки или в "ГОСТ 8.324-2002. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики газа. Методика поверки" от17.06.2003№ 195-ст, приложение Б (который действовал на дату проведения проверки).

При этом в материалы дела истцом не представлен протокол по утвержденной форме, к акту проверки, составленномуДД.ММ.ГГГГ, такой протокол не приложен, в самом акте проверки не указан способ воздействия магнитного поля, его сетевая частота и (или) напряженность.

Истцом суду не представлено достоверных доказательств того в каких условиях и каким образом устанавливалось воздействие магнитного поля на счетный механизм прибора учета газа, отсутствуют сведения об использовании при осуществлении проверки магнита с указанием его характеристик, каким магнитным полем была проведена проверка прибора учета у абонента.

Кроме того, истцом в материалы дела не представлено доказательств того было ли технически возможно вмешательство в прибор учета со стороны потребителя с сохранением контрольных пломб поставщика газа.

При этом стороны в судебном заседании отказались от проведения экспертизы.

Суд полагает, что само по себе реагирование прибора учета газа на магнит не может являться безусловным и бесспорным доказательством несанкционированного вмешательства в прибор учета газа со стороны потребителя.

В судебном заседании ответчиком не оспаривался факт неисправности ПУГ при проведении проверки работниками ООО «Газпром межрегионгаз Самара»

Следовательно, начисление задолженности необходимо произвести исходя их нормативов потребления, а не из объема, рассчитанного с применением повышающего коэффициента.

Соответственно, сумма задолженности за поставленный газ, исходя из нормативов потребления, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 74016,29 руб.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2420,49 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» к Кажаеву <данные изъяты> о взыскании задолженности за поставленный газ, начисленной вследствие несанкционированного вмешательства в работу прибора учета удовлетворить частично.

Взыскать с Кажаева <данные изъяты> в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» задолженность за поставленный газ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 74016,29 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2420,49 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.Ю. Зародов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2024 года г. Кинель

Кинельский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Зародова М.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Останковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1709/2024 по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» к Кажаеву <данные изъяты> о взыскании задолженности за поставленный газ, начисленной вследствие несанкционированного вмешательства в работу прибора учета,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Газпром межрегионгаз Самара» обратилось в суд с иском к Кажаеву В.М. о взыскании задолженности за поставленный газ (вследствие несанкционированного вмешательства в работу прибора учета).

В обоснование исковых требований истец указал следующее.

Кажаев В.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно п. 1 ст. 540, п. 2 ст. 548 ГК РФ, п. 14 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» договор снабжения через присоединенную сеть газом с гражданином, использующим газ для бытового потребления, считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Таким образом, ответчик находится в договорных отношениях с истцом, который осуществляет поставку природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан, с момента возникновения права собственности (пользования) жилым помещением по указанному выше адресу.

Ответчику присвоен лицевой счет . Договор газоснабжения в письменной форме был заключен между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Истец круглосуточно производит газоснабжение, т.е. обеспечивает ответчика газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в его помещение. У ответчика установлено следующее газоиспользующее оборудование: газовая плита, котел, баня.

Проверка систем газоснабжения сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Самара» осуществляется на основании Регламента от ДД.ММ.ГГГГ .

В ходе проверки системы газоснабжения ДД.ММ.ГГГГ в соответствии п. 3.7 Регламента работы сотрудников ООО «Газпром межрегионгаз Самара» по выявлению фактов незаконного отбора газа населением была проведена проверка подверженности прибора учёта газа (ПУГ) воздействию магнитных полей. Актом от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при включенном газоиспользующем оборудовании, под воздействием магнитного поля счетчиком газа (ПУГ) учёт газа не ведется.

При проведении проверки магнитом циферблат счетного механизма перестал производить учет проходящего газа (доработанные/модернизированные счетные механизмы, т.е. в работу которых произведены вмешательства, под воздействием постоянных магнитных полей либо перестают производить учет потребленного газа, либо производят его рывками). После удаления магнита с корпуса ПУГ, последний возобновил учет проходящего газа.

Согласно пп. 10 п. 81 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (ред. от 25.09.2022) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Согласно пп. 11 п. 81 Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета...

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета... Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установлением настоящими Правилами.

Согласно п. 6.10 ГОСТа Р 8.915-2016, утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.07.2016 № 870-ст (далее ГОСТ Р 8.915-2016), счетчик газа должен выдерживать воздействие постоянных магнитных полей и (или) переменных полей сетевой частоты с напряженностью до 400 А/м. При воздействии магнитного поля счетчик должен работать устойчиво, без заеданий, посторонних шумов. Показания счетного устройства должны равномерно увеличиваться.

Согласно разъяснениям заводов-изготовителей, при разработке конструкции ПУГ все измерительные механизмы счетчиков изготовляются из материалов, не подверженных влиянию магнитных полей. То есть воздействие магнитного поля с любой стороны счетчиков не оказывает влияния на их метрологические характеристики и работоспособность.

Пунктом 3.11 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 18.12.2015 № 975 дано определение несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа как несанкционированное внесение изменений в настройку и/или конструкцию прибора учета газа, умышленное повреждение прибора учета газа, не позволяющее производить достоверный учет потребленного газа.

В соответствии с п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в случае обнаружения несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель производит потребителю перерасчет платы за коммунальную услугу. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Истец полагает, что вышеуказанное свидетельствует о несанкционированном вмешательстве в работу ПУГ, ранее установленного по адресу: <адрес>

Ответчиком в нарушение п. 1.1, 3.3.1 Договора от ДД.ММ.ГГГГ было допущено вмешательство в работу прибора учёта газа, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность за газ в размере 740 162 руб. 90 коп.

Истец просит взыскать с ответчика задолженность за поставленный газ по лицевому счету за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 740162,90 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 10 601,63 руб.

Представитель истца Комиссарова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные описательной части решения.

Ответчик Кажаев В.М. и его представитель Власова Ю.Н. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнительных пояснениях.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Нормами п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Кажаев В.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Ответчику присвоен лицевой счет . Договор газоснабжения в письменной форме был заключен между истцом и ответчиком.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Газпром межрегионгаз Самара» и Кажаевым В.М. заключен договор поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан.

Приложением № 1 к договору установлены параметры потребления газа: площадь отапливаемого жилого помещения 323,2 кв.м, количество проживающих лиц 4, газовая плита 1, емкостной нагреватель 3, отапливаемое нежилое помещение баня площадью 170 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Самара» проведена проверка системы газоснабжения, по результатам которой составлен акт об установлении несанкционированного вмешательства, в котором указано что при проверке работоспособности счетчика газа под воздействием магнитного поля счетный механизм останавливается, учет не ведется. Также в указанном акте отражено, что контрольные пломбы не нарушены, механические повреждения счетного механизма не зафиксированы.

После проведения вышеуказанной проверки ООО «Газпром межрегионгаз Самара» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету произведены доначисления по нормативу потребления, с превышающим коэффициентом 10, вследствие установления несанкционированного вмешательства. Размер начисленной задолженности составил 740 162,90 рублей.

Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Согласно положениям статьи 2 приведенного Федерального закона газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (Правила предоставления коммунальных услуг) учет объема коммунальных услуг осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Как следует из п. 81(11) указанных Правил, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также незамедлительно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при использовании энергии.

В соответствии с пунктом 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунально – бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 (далее по тексту Правила № 549) определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.

Пунктом 28 указанных Правил № 549 предусмотрено, что в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.

В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.

Правилами № 549 случаи несанкционированного вмешательства в работу прибора учета прямо не урегулированы, в связи с чем подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее Правила № 354).

Пунктом 81 (11) Правил № 354 (в редакции, действующей на дату проведения проверки) предусмотрено, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) настоящих Правил, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.

При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Такой способ расчета размера платы за коммунальные услуги при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 10, применяется тогда, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу.

В соответствии с пунктом 81(12) Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Таким образом, установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых неисправность счетного устройства можно оценить с точки зрения несанкционированного вмешательства и, соответственно, применить повышающий коэффициент.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки газового оборудования, проведенной потребителя Кажаева В.М., ООО «Газпром межрегионгаз Самара» составлен акт, согласно которому установлено, что на приборе учета газа технических повреждений не обнаружено, пломбы завода изготовителя сохранены, счетный механизм останавливается под воздействием магнитного поля.

Истец принимая во внимание данные, отраженные в акте, с учетом пункта 6.10 ГОСТа Р8.915-2016, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от20.07.2016, исходил из того, что факт остановки работы счетного механизма прибора учета газа при воздействии магнита свидетельствует о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета газа.

Однако, наличие факта влияния магнита на работу прибора учета не является бесспорным доказательством несанкционированного вмешательства абонента в работу указанного прибора учета.

В соответствии с пунктом 6.10 стандарта установлены требования к защите от влияния магнитного поля - счетчик газа должен выдерживать воздействие постоянных магнитных полей и (или) переменных полей сетевой частоты с напряженностью до 400 А/м. При воздействии магнитного поля счетчик должен работать устойчиво, без заседаний, посторонних шумов. Показания счетного устройства должны равномерно увеличиваться.

В пункте 6.10ГОСТа Р8.915-2016 отсутствует указание на то, что реагирование счетного механизма на магнитное поле свидетельствует о несанкционированном вмешательстве абонента в работу прибора учета.

В пунктах 9.6 и 9.7.1ГОСТа Р 8.915-2016 указано, что проверку работоспособности счетчика при воздействии на корпус магнитного поля проводят для нескольких мест установки на корпус счетчика постоянного магнита. Места для установки магнита выбирают: в районе расположения показывающего устройства счетчика газа; на верхнем кожухе - между соединительными штуцерами; на нижнем кожухе - произвольно. Для проверки используют магнит цилиндрической формы с раскрепляющим рым-болтом. Рекомендуют использовать постоянный магнит с остаточной магнитной индукцией Br = 1,14 Тл.

Проверку работоспособности счетчика с воздействием на корпус магнитного поля проводят, пропуская через него поток газа со значением расхода (10 +/- 5) процентов от номинального. При этом счетчик должен работать устойчиво, без заседаний. Показания счетного устройства должны равномерно увеличиваться.

По результатам поверки оформляют протокол по форме, приведенной в методике поверки или в "ГОСТ 8.324-2002. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики газа. Методика поверки" от17.06.2003№ 195-ст, приложение Б (который действовал на дату проведения проверки).

При этом в материалы дела истцом не представлен протокол по утвержденной форме, к акту проверки, составленномуДД.ММ.ГГГГ, такой протокол не приложен, в самом акте проверки не указан способ воздействия магнитного поля, его сетевая частота и (или) напряженность.

Истцом суду не представлено достоверных доказательств того в каких условиях и каким образом устанавливалось воздействие магнитного поля на счетный механизм прибора учета газа, отсутствуют сведения об использовании при осуществлении проверки магнита с указанием его характеристик, каким магнитным полем была проведена проверка прибора учета у абонента.

Кроме того, истцом в материалы дела не представлено доказательств того было ли технически возможно вмешательство в прибор учета со стороны потребителя с сохранением контрольных пломб поставщика газа.

При этом стороны в судебном заседании отказались от проведения экспертизы.

Суд полагает, что само по себе реагирование прибора учета газа на магнит не может являться безусловным и бесспорным доказательством несанкционированного вмешательства в прибор учета газа со стороны потребителя.

В судебном заседании ответчиком не оспаривался факт неисправности ПУГ при проведении проверки работниками ООО «Газпром межрегионгаз Самара»

Следовательно, начисление задолженности необходимо произвести исходя их нормативов потребления, а не из объема, рассчитанного с применением повышающего коэффициента.

Соответственно, сумма задолженности за поставленный газ, исходя из нормативов потребления, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 74016,29 руб.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2420,49 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» к Кажаеву <данные изъяты> о взыскании задолженности за поставленный газ, начисленной вследствие несанкционированного вмешательства в работу прибора учета удовлетворить частично.

Взыскать с Кажаева <данные изъяты> в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» задолженность за поставленный газ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 74016,29 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2420,49 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.Ю. Зародов

2-1709/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Газпром межрегионгаз Самара"
Ответчики
Кажаев Владимир Михайлович
Суд
Кинельский районный суд Самарской области
Судья
Зародов Максим Юрьевич
Дело на странице суда
kinelsky.sam.sudrf.ru
03.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.07.2024Передача материалов судье
08.07.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.07.2024Предварительное судебное заседание
29.08.2024Предварительное судебное заседание
11.09.2024Предварительное судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
22.10.2024Судебное заседание
23.10.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.11.2024Судебное заседание
11.11.2024Судебное заседание
11.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее