УИД 56RS0018-01-2020-010850-82
№2а-2958/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 14 мая 2021 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Линьковой В.В.,
при секретаре Пашевкиной Е.И.,
с участием административного истца Фролова В.И.,
представителя административных ответчиков Ефремовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фролова В. И. к Законодательному Собранию Оренбургской области, председателю Законодательного Собрания Оренбургской области Грачеву С.И о признании недействующим постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 26 ноября 2020 года №2555 «О применении мер воздействия за нарушение правил депутатской этики»,
УСТАНОВИЛ:
Фролов В.И. обратился в суд с вышеназванным административным иском к Законодательному Собранию Оренбургской области, указав, что он является депутатом Законодательного Собрания Оренбургской области. 26 ноября 2020 года административным ответчиком принято постановление №2555 «О применении мер воздействия за нарушение правил депутатской этики», согласно которому он был лишен права выступления на 38-м и 39-м заседаниях Законодательного Собрания Оренбургской области.
С этим решением административный истец не согласен, поскольку административным ответчиком нарушена процедура принятия решения, а именно до голосования на рассмотрение депутатам не был представлен проект постановления. Также ссылался на отсутствие законных оснований для принятия этого решения, поскольку он не допускал грубых, оскорбительных выражений, наносящих ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, а также необоснованные обвинения в чей-либо адрес, не использовал заведомо ложную информацию, либо призывов к незаконным действиям.
Оспариваемое решение нарушило право административного истца и всей фракции «Справедливая Россия» выступать по вопросам повестки дня, представлять свои замечания, предложения и поправки к законопроектам в том числе по Закону Оренбургской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Закону Оренбургской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области на 2021 год и на плановый 2022 и 2023 годы».
С учётом уточнений просил суд признать недействующим постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 26 ноября 2020 года №2555 «О применении мер воздействия за нарушение правил депутатской этики».
В порядке подготовки дела судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен председатель Законодательного Собрания Оренбургской области Грачёв С.И.
В судебном заседании административный истец Фролов В.И. требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административных ответчиков по доверенности N-И от 29 декабря 2020 года и N-И от 30 апреля 2021 года (документ о высшем юридическом образовании N от 15 марта 2004 года) Ефремова О.Ю. возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, просила в иске отказать.
Административный ответчик председатель Законодательного Собрания Оренбургской области Грачёв С.И. в судебное заседание не явился, о нём был уведомлен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки.
Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 16 мая 2012 года №867 утверждено «Положение о нормах депутатской этики». Положение определяет моральные принципы, правила поведения, а также этические нормы, которыми депутат Законодательного Собрания Оренбургской области (далее - депутат) должен руководствоваться в своей деятельности. Статьей 2 Положения закреплено, что правовой статус обязывает депутата воздерживаться от действий, заявлений и поступков, компрометирующих его самого, избирателей и Законодательное Собрание.
Нормы депутатской этики обязывают депутата не позволять себе неуважительно и некорректно высказываться об избирателях, коллегах и членах их семей, а также о других лицах.
В соответствии со статьями 3,4 Положения Законодательное Собрание и (или) мандатная комиссия рассматривают вопросы о нарушении норм депутатской этики на основании письменного обращения депутата (группы депутатов), должностных лиц государственных или муниципальных органов власти, организаций и учреждений, а также граждан; устного обращения на заседании Законодательного Собрания; жалобы, поданной в Законодательное Собрание избирателем, должностным лицом, иными лицами.
Предварительное рассмотрение обращения или жалобы осуществляется мандатной комиссией на закрытом заседании.
На заседание мандатной комиссии по предварительному рассмотрению обращения или жалобы должен быть приглашен депутат, действия которого являются предметом рассмотрения, заявители и другие лица, информация которых может помочь выяснить все необходимые обстоятельства и принять объективное решение.
В случае установления факта нарушения депутатской этики к депутату возможно применить следующие меры воздействия: лишить депутата права выступления на одном или двух заседаниях Законодательного Собрания решением Законодательного Собрания, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов, присутствующих на заседании Законодательного Собрания, если выступающий на Законодательном Собрании употреблял в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, допускал необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовал заведомо ложную информацию, призывал к незаконным действиям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Фролов В.И. является депутатом Законодательного Собрания Оренбургской области 6-ого созыва, что подтверждается удостоверением N (л.д. 47).28 октября 2020 года на 37-ом заседании Законодательного Собрания Оренбургской области депутат Фролов В.И. в своем выступлении допустил высказывания следующего содержания: «Расцениваю действия депутатов фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» как попытку увести от ответственности за развал системы здравоохранения министра здравоохранения Савинову. Считаю. … Мы имеем налицо ситуацию бездеятельности должностных лиц министерства здравоохранения Оренбургской области, в условиях нарастания большого количества больных коронавирусом и гриппом, когда больных не принимают на лечение в стационары, они оказываются без скорой медицинской помощи, без осмотров участковой терапевтической службы в поликлиниках, без необходимых антивирусных препаратов в аптеках. Это можно с уверенностью назвать геноцидом населения Оренбургской области».
3 ноября 2020 года к Председателю Законодательного Собрания Оренбургской области с заявлением о рассмотрении мандатной комиссией выступления Фролова В.И. на предмет соответствия нормам депутатской этики обратилась председатель комитета по здравоохранению Законодательного собрания Оренбургской области Шукурова Т.О.
23 ноября 2020 года мандатная комиссия Законодательного Собрания Оренбургской области, рассмотрев обращение депутата Шукуровой Т.О., приняла решение №18 о применении по отношению к депутату Законодательного собрания Оренбургской области Фролову В.И. меры воздействия в виде лишения права выступать на 2 ближайших заседаниях Законодательного собрания Оренбургской области 6-ого созыва.
Факт обсуждения вопроса на заседании мандатной комиссии с участием Фролова В.И. и принятия решения по итогам голосования подтверждается стенограммой.
На основании части 4 статьи 4 Положения о нормах депутатской этики Законодательным Собранием Оренбургской области принято постановление от 26 ноября 2020 года №2555, которым Фролов В.И. лишен права выступления на 38 и 39 заседаниях законодательного Собрания Оренбургской области.
Проверяя доводы административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого постановления, судом установлено следующее.
Законодательное Собрание Оренбургской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти Оренбургской области (статья 1 Закона Оренбургской области от 19 июля 1994 года «О Законодательном Собрании Оренбургской области»).
Согласно статье 3 названного Закона Законодательное Собрание самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
В силу пункта «п» статьи 36 Устава (Основного Закона) Оренбургской области, Закон Оренбургской области от 20 ноября 2000 года №724/213-ОЗ (принят решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 25 октября 2000 года №724) (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 10 августа 2001 № RU56000200000060), пункта 22 части 1 статьи 75 Регламента Законодательного Собрания Оренбургской области постановлением Законодательного Собрания, утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 22 декабря 2007 года №1865 оформляются иные вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами области к ведению Законодательного Собрания.
Согласно статье 3 Регламента Законодательного Собрания Оренбургской области настоящий Регламент является правовым актом, определяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области: структуру Законодательного Собрания; порядок формирования органов Законодательного Собрания и замещения выборных должностей в Законодательном Собрании; общий порядок работы Законодательного Собрания; порядок внесения проектов законов Оренбургской области (далее - законопроекты) и принятия их к рассмотрению Законодательным Собранием; порядок рассмотрения законопроектов и принятия законов Оренбургской области Законодательным Собранием; порядок рассмотрения иных вопросов, относящихся к компетенции Законодательного Собрания.
Данный Регламент в разделе V, устанавливающем порядок рассмотрения иных вопросов, относящихся к компетенции Законодательного Собрания, не содержит норм, регулирующих порядок применения мер воздействия к депутату Законодательного собрания Оренбургской области. Такой порядок уставлен Положением о нормах депутатской этики.
Постановление о применении мер воздействия за нарушение депутатской этики носит ненормативный характер.
При этом нормы статьей 76,77 Регламента не распространяются на постановления ненормативного характера.
При принятии оспариваемого решения (постановления) соблюден установленный Положением порядок, решение принято полномочным органом – по результатам голосования депутатов Законодательного собрания Оренбургской области на основании решения мандатной комиссии Законодательного собрания Оренбургской области.
Таким образом, процедура принятия оспариваемого постановления не нарушена, постановление принято в пределах компетенции административного ответчика.
Основания для принятия данного постановления явилось обращение депутата Законодательного Собрания Оренбургской области, что также предусмотрено законом.
При этом доводы административного истца о том, что он не высказывал каких-либо грубых, оскорбительных выражений, наносящих ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, не допускал необоснованные обвинения в чей-либо адрес, не использовал заведомо ложную информацию, не призывал к незаконным действиям не могут быть проверены судом по существу, поскольку в силу принципа разделения властей решение вопроса о применении мер воздействия за нарушение депутатской этики депутатом Законодательного собрания Оренбургской области отнесено к полномочиям законодательного органа субъекта и не может быть проверено судом по существу.
Ссылка административного истца на нарушение постановлением его права высказывать свою точку зрения, вносить поправки по принимаемым законам также не обоснована, так как из материалов дела следует, что истец имел возможность высказаться письменно и принимал участие в голосовании на заседаниях 26 ноября и 17 декабря 2020 года.
Таким образом, основания для удовлетворения требований Фролова В.И. отсутствуют.
Срок на обращение в суд проверялся и административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
в удовлетворении административного искового заявления Фролова В. И. к Законодательному Собранию Оренбургской области, председателю Законодательного Собрания Оренбургской области Грачёву Сергею Ивановичу о признании недействующим постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 26 ноября 2020 года №2555 «О применении мер воздействия за нарушение правил депутатской этики» - отказать
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись В.В. Линькова
Решение в окончательной форме принято 18 мая 2021 года
Судья подпись В.В. Линькова