РЎСѓРґСЊСЏ РРґСЂРёСЃРѕРІР° Рњ.Рђ. РЈРР” 16RS0046-01-2019-009482-97
дело в суде первой инстанции № 2а-7036/2019
дело в суде апелляционной инстанции № 33а-19234/2019
учет № 020а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
17 декабря 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Шакуровой Н.К.,
судей Галимова Л.Т., Моисеевой Н.Н.,
РїСЂРё ведении протокола судебного заседания помощником СЃСѓРґСЊРё Хайруллиной Р.Р .
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Галимова Р›.Рў. административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Бадрутдинова Р¤РРћ16 РЅР° решение Вахитовского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани Республики Татарстан РѕС‚ 05.09.2019, которым постановлено:
«в удовлетворении административного РёСЃРєР° Бадрутдинова Р¤РРћ17 Рє Кабинету Министров Республики Татарстан Рѕ признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан РѕС‚ 13.09.2018 в„– 778 «Об изъятии земельных участков для государственных РЅСѓР¶Рґ Республики Татарстан» отказать».
Проверив материалы административного дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, заслушав Бадрутдинова Р.Рњ., представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Авдеева Р”.Рђ., представителя Министерства земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан Хабибуллина Р .Рђ., представителей акционерного общества «Транснефть-Прикамье» Валеева Р”.Рњ., Вахидову Рђ.РЁ., судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Бадрутдинов Р.Рњ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Кабинету Министров Республики Татарстан РѕР± оспаривании правового акта органа государственной власти Республики Татарстан.
В обоснование административного иска указано, что в соответствии с полученным уведомлением от 07.05.2019 от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, административный истец был проинформирован, что Кабинетом Министров Республики Татарстан 13.09.2018 издано постановление № 778 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан».
РџРѕ мнению административного истца, данное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан издано СЃ нарушением требований закона, поскольку РІ его адрес какие-либо заказные РїРёСЃСЊРјР° СЃ уведомлением Рѕ вручении РґРѕ мая 2019 РіРѕРґР° Министерством земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан РЅРµ направлялись, СЃ момента принятия решения РѕР± изъятии уведомления РѕС‚ Кабинета Министров Республики Татарстан РЅРµ поступали. РљСЂРѕРјРµ этого, как полагает Бадрутдинов Р.Рњ., СЃ ходатайством РѕР± изъятии земельного участка для государственных или муниципальных РЅСѓР¶Рґ обратилось ненадлежащее лицо.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и акционерное общество «Транснефть-Прикамье».
В заседании суда первой инстанции административный истец требования административного иска поддержал.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Ршмаков Р.Рђ. РїСЂРѕСЃРёР» РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления отказать.
Представители акционерного общества «Транснефть-Прикамье», Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с административным исковым заявлением не согласились.
РЎСѓРґ РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Бадрутдинова Р.Рњ. отказал.
Р’ апелляционной жалобе Бадрутдинов Р.Рњ. ставит РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене решения СЃСѓРґР° как незаконного Рё необоснованного, вынесенного СЃ нарушением РЅРѕСЂРј материального права Рё РїСЂРё неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Р’ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ апелляционной жалобы повторяет содержание административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Рё приведенные РІ нем основания.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
РР· материалов административного дела следует, что 13.09.2018 Кабинетом Министров Республики Татарстан РІ целях строительства объекта регионального значения «База флота в„– 1 РІ районе населенного пункта Камское Устье. Строительство» издано постановление в„– 778 «Об изъятии земельных участков для государственных РЅСѓР¶Рґ Республики Татарстан», согласно которому изъяты следующие земельные участки: площадью .... гектара, образуемого РёР· земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью .... гектара СЃ кадастровым номером ...., расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, находящегося РІ собственности Мутыкова Р.РЎ.; площадью .... гектара, образуемого РёР· земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью .... гектара СЃ кадастровым номером ...., расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, находящегося РІ собственности Мутыкова Р.РЎ.; площадью .... гектара, образуемого РёР· земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью .... гектара СЃ кадастровым номером ...., расположенного РїРѕ адресу: <адрес> находящегося РІ собственности Бикташева Р.Р”.; площадью .... гектара, образуемого РёР· земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью .... гектара СЃ кадастровым номером ...., расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, находящегося РІ собственности Бикташева Р.Р”.; площадью 0,8091 гектара, образуемого РёР· земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью .... гектара СЃ кадастровым номером ...., расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, находящегося РІ собственности: Бикташева Р.Р”.; площадью .... гектара, образуемого РёР· земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью .... гектара СЃ кадастровым номером ...., расположенного РїРѕ адресу: Республика <адрес>, находящегося РІ собственности Мутыкова Р.РЎ.; площадью .... гектара, образуемого РёР· земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью .... гектара СЃ кадастровым номером ...., расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, находящегося РІ собственности Мутыкова Р.РЎ.
14.12.2018 Кабинетом Министров Республики Татарстан вынесено постановление в„– 1132 «О внесении изменений РІ постановление Кабинета Министров Республики Татарстан РѕС‚ 13.09.2018 в„– 778 «Об изъятии земельных участков для государственных РЅСѓР¶Рґ Республики Татарстан», согласно которому РІ абзаце шестом пункта 1 слова В«Р.Р”. Бикташева» заменены словами В«Р.Рњ. Бадрутдинова», РІ абзаце РІРѕСЃСЊРјРѕРј пункта 1 слова В«Р.РЎ. Мутыкова» заменить словами В«Р.Рњ. Бадрутдинова».
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого постановления требованиям закона.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и соблюдением норм материального и процессуального права.В соответствии со статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно статье 10 Закона Республики Татарстан «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» Кабинет Министров Республики Татарстан является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан.
Пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
РР· содержания пункта 3 статьи 279 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации решение РѕР± изъятии земельного участка для государственных или муниципальных РЅСѓР¶Рґ принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми РІ соответствии СЃ земельным законодательством.
Подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, одним из которых является строительство, реконструкция объектов транспорта регионального значения. Обоснования принятия соответствующих решений предусмотрены статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
Как указано в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти вправе обратиться организации, являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов, указанных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации и обеспечивающих деятельность этих субъектов.
В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 4 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом часть 2 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 17.08.1995 «О естественных монополиях» установлено, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. В частности, к сферам деятельности субъектов естественных монополий, определенных пунктом 1 статьи 4 указанного Федерального закона, отнесена транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Согласно пункту 4 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В соответствии с данной нормой изъятие земельных участков для государственных нужд в целях строительства допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Как правильно установлено судом первой инстанции, акционерным обществом «Транснефть-Прикамье» в целях выполнения Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на подводных переходах магистральных трубопроводов запланировано строительство объекта «База флота № 1 в районе населенного пункта Камское Устье. Строительство» в границах Кирельского сельского поселения Камско-Устьинского района Республики Татарстан.
На основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2018 № 559 объект «База флота № 1 в районе населенного пункта Камское Устье. Строительство» внесен в схему территориального планирования Республики Татарстан.
Как следует из пункта 3 подраздела 1.4.5 Схемы территориального планирования Республики Татарстан, строительство Базы флота № 1 осуществляется с целью предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на подводных переходах магистральных нефтепроводов.
Таким образом, цель изъятия земельных участков административного истца для государственных нужд соответствует требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Акционерное общество «Транснефть-Прикамье», включенное РІ реестр субъектов естественных монополий (Решение Р¤РРљ Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 14.10.1997 в„– 115, Постановление Р¤РРљ Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 24.03.2000 в„– 15/6), является надлежащим лицом, наделенным РІ силу закона правом РЅР° обращение СЃ ходатайством РѕР± изъятии спорных земельных участков.
Порядок издания оспариваемого постановления Кабинетом Министров Республики Татарстан нарушен не был.
Указанным обстоятельствам при рассмотрении административного дела судом первой инстанции была дана правильная правовая оценка, основанная на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, что явилось основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Р’ этой СЃРІСЏР·Рё, судебная коллегия считает решение СЃСѓРґР° РѕР± отказе РІ удовлетворении административного РёСЃРєР° Бадрутдинова Р.Рњ. принятым РІ соответствии СЃ требованиями статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Суждения суда о надлежащем уведомлении собственника и направлении ему соглашения с приложением необходимых документов при наличии достоверных сведений о направлении ему указанной корреспонденции, признаются судебной коллегией законными, основанными на правильном применении части 11 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с положениями статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что каких-либо дополнительных обязанностей по принятию исчерпывающих мер к установлению места жительства собственника на администрацию не возлагается, поскольку отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации и месту фактического проживания корреспонденции является риском для него самого, все неблагоприятные последствия которого несут адресаты.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену принятого по делу решения, поскольку они уже были предметом оценки в суде первой инстанции. Нарушений материального либо процессуального права при рассмотрении настоящего дела также допущено не было.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Принятое судом решение является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Вахитовского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани Республики Татарстан РѕС‚ 05.09.2019 РїРѕ данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Бадрутдинова Р¤РРћ18 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё