Докладчик - Петрова Л.А. Дело № 2-191/2022
Дело № 33-2981/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2022 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Малеванного В.П.,
судей Петровой Л.А. и Литвиновой Т.Н.,
при помощнике судьи Долгий И.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шитикова Алексея Георгиевича к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» о признании отстранения от работы незаконным, признании периода отстранения от работы вынужденным прогулом, возложении обязанности по выплате заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по апелляционным жалобам истца Шитикова А.Г. и представителя ответчика Кривенко Р.В. на решение Ногликского районного суда Сахалинской области от 3 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Петровой Л.А., судебная коллегия
установила:
18 марта 2022 года Шитиков А.Г. обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований, что работает у ответчика в должности системного администратора информационно-коммуникационных систем, не относящейся к должностям муниципальной службы. Распоряжением мэра МО «Городской округ Ногликский» 26 ноября 2021 года №400-КС его отстранили от работы без сохранения заработной платы, в связи с не прохождением в установленном порядке обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции. При этом с распоряжением мэра МО «Городской округ Ногликский» от 2 ноября 2021 года №369-КС и уведомлением от 2 ноября 2021 года №67/21 его не знакомили. В период с 15 ноября 2021 года по 26 ноября 2021 года он находился в очередном оплачиваемом отпуске. Предоставить информацию о прохождении вакцинации, о возможном перенесенном заболевании или документ о наличии противопоказаний для вакцинации или письменный отказ от таковой никто у него требовал. После окончания периода нетрудоспособности, с 16 февраля 2022 года, он фактически допущен к исполнению трудовых обязанностей. Считает отстранение от работы незаконным, указывает, что он был лишен средств к существованию, так как заработная плата является единственным источником его дохода, что привело к ухудшению материального положения его семьи, в том числе и его несовершеннолетней дочери. После отстранения от работы он плохо себя чувствовал, обращался за медицинской помощью, испытывал психологический дискомфорт в связи с лишением возможности материально содержать самого себя и свою семью. Кроме этого, указал, что не занимает должность муниципальной службы, в связи с чем, не обязан был проходить вакцинацию от новой коронавирусной инфекции. Более того, работодатель мог перевести его на дистанционный режим работы, поскольку работа с секретными сведениями не является для него единственной и основной обязанностью и не занимает основную часть его рабочего времени, в связи с чем, работодатель мог освободить его от работы с секретными сведениями на период дистанционной работы. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, просит признать его отстранение от работы в период с 29 ноября 2021 года по 15 февраля 2022 года незаконным; признать период отстранения от работы вынужденным прогулом; обязать ответчика выплатить ему заработную плату за время вынужденного прогула в размере 267 792 рубля 44 копейки, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Ногликского районного суда Сахалинской области от 3 октября 2022 года исковые требования удовлетворены частично. Отстранение администрацией МО «Городской округ Ногликский» Шитикова А.Г. от работы в период с 29 ноября 2021 года по 15 февраля 2022 года признано незаконным. Период незаконного отстранения Шитикова А.Г. от работы признан вынужденным прогулом. На ответчика возложена обязанность выплатить Шитикову А.Г. заработную плату за время вынужденного прогула в размере 219 485 рублей 13 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей 00 копеек. В удовлетворении остальной части требований Шитикова А.Г. к администрации МО «Городской округ Ногликский» отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Кривенко Р.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении иска. Указывает, что отстранение истца от работы проведено в соответствии с постановлением главного санитарного врача по Сахалинской области № 349 от 22 октября 2021 года. Несмотря на отсутствие статуса муниципального служащего, истец занимает должность во взаимодействии с сотрудниками администрации, в связи с чем, к нему применены общие обязанности о предоставлении сведений по вакцинации. Кроме того, ни одним правовым актом не установлен запрет на отстранение не привитых сотрудников в случае достижения рекомендованной иммунизации коллектива в 80%. Справка за подписью Ф.И.О.8 не соответствует порядку расчета уровня коллективной иммунизации, так как составлена без учета работников, находящихся в различных отпусках. Поскольку истец исполняет должностные полномочия, связанные с гостайной, перевод на дистанционную работу не представляется возможным. Просит учесть, что истцом не представлены объективные доказательства уважительности причин пропуска срока на обращение за разрешением индивидуального трудового спора и доказательства причинения морального вреда.
Шитиков А.Г., не согласившись с решением суда, также подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части взысканных сумм среднего заработка и компенсации морального вреда, удовлетворить в объеме, указанном в исковом заявлении. Произведенный ответчиком расчет, на который сослался суд первой инстанции, ни истцу, ни его представителю не направлялся, вместе с тем принят судом при вынесении решения. В решении не отражены основания, по которым не принят обоснованный расчет среднего заработка, произведенный истцом. Считает размер взысканных судом среднего заработка за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда необоснованно заниженным. Полагает, что действие постановления главного санитарного врача по Сахалинской области № 349 от 22 октября 2021 года на его должность не распространяется.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (абзац 8).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (абзац 9).
Согласно статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации период отстранения от работы не является рабочим временем, то есть временем, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на всех юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу статьи 35 указанного Федерального закона профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
На основании пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона №52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 названного Закона, наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления, в частности о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам лиц по эпидемическим показаниям.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской федерации от 15 июля 1999 №825 определен Перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок.
Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Главного государственного врача по Сахалинской области от 22 октября 2021 года №349 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Сахалинской области» установлено, что государственные гражданские служащие, замещающие должности государственно-гражданской службы, муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы на административных территориях Сахалинской области и подведомственных им организаций, подлежат обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что с 10 июля 2006 года истец Шитиков А.Г. работал в администрации МО «Городской округ Ногликский» в должности ведущего специалиста по обслуживанию комплекса средств автоматизации, а с 1 января 2018 года и по настоящее время работает у ответчика в должности системного администратора информационно-коммуникационных систем (том I, л.д. 51, 54, 55-56, 62).
В соответствии с распоряжением мэра МО «Городской округ Ногликский» от 2 ноября 2021 года №369-КС «О проведении вакцинации против новой коронавирусной инфекции» работникам администрации МО «Городской округ Ногликский», не прошедшим вакцинацию и не имеющим противопоказаний к ее проведению, было рекомендовано в срок до 8 ноября 2021 года привиться первым компонентом вакцины от COVID-19, а в срок до 8 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции (пункт 2 распоряжения) (том I, л.д. 44- 45).
В пункте 4 данного распоряжения указано на то, что работникам, прошедшим вакцинацию или имеющим противопоказания к её проведению, необходимо письменно сообщить об этом в отдел кадров с предоставлением подтверждающих документов, а также разъяснено, что непредставление документов, указанных в пункте 4 распоряжения, влечет отстранение от работы без сохранения оплаты труда на весь период до проведения обязательной вакцинации (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Пунктом 3 этого же распоряжения предусмотрено, что работники, не получившие ни одного компонента вакцины против новой коронавирусной инфекции, с 8 ноября 2021 года будут отстранены от работы или переведены на дистанционный режим работы, а с 8 декабря 2021 года будут отстранены от работы или переведены на дистанционный режим работы те работники, которые не имеют законченного курса вакцинации.
Из акта от 8 ноября 2021 года, подписанному сотрудниками администрации МО «Городской округ Ногликский» следует, что Шитиков А.Г. отказался от ознакомления с распоряжением мэра МО «Городской округ Ногликский» от 2 ноября 2021 года №369-КС «О проведении вакцинации против новой коронавирусной инфекции» (том I, л.д. 46).
2 ноября 2021 года Шитикову А.Г. направлено уведомление №67/21, полученное им 11 ноября 2021 года, о необходимости не позднее 12 ноября 2021 года (включительно) представить в кадровую службу администрации МО «Городской округ Ногликский» медицинский документ, подтверждающий проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции, либо медицинские документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний к проведению таковой (том I, л.д. 47). В этом же уведомлении Шитикову А.Г. разъяснено, что не представление перечисленных документов может повлечь для него отстранение от работы без сохранения оплаты труда на весь период до проведения обязательной вакцинации.
В период с 15 по 26 ноября 2021 года Шитиков А.Г. находился в очередном оплачиваемом отпуске (том I, л.д. 49).
По причине не прохождения Шитиковым А.Г. вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID - 19) и не представления медицинского документа о наличии противопоказаний для проведения таковой, истец на основании распоряжения мэра МО «Городской округ Ногликский» от 26 ноября 2021 года №400-КС, был отстранен от работы без сохранения оплаты труда с 29 ноября 2021 года и до окончания эпидемиологического неблагополучия либо прохождения вакцинации (том I, л.д. 48).
В обоснование такого распоряжения ответчиком положено врученное истцу уведомление о предоставлении медицинского документа, подтверждающего проведение профилактической прививки от новой коронавирусной инфекции от 2 ноября 2021 года №67/21.
При издании распоряжения ответчик исходил из правовых норм, закрепленных в абзаце 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Постановлении Главного государственного санитарного врача по Сахалинской области от 22 октября 2021 года №349 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Сахалинской области».
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, придя к выводу о том, что выполняемая истцом работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и в соответствии с пунктом 12 Перечня работ, выполнение которых требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года №825, порядок отстранения от работы работодателем соблюден, вместе с тем признал отстранение незаконным в связи с достижением в администрации МО «Городской округ Ногликский» 82% процентов иммунизации от общей численности работников (л.д. 58), что, согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача по Сахалинской области от 22 октября 2021 года №349, являлось достаточным процентом для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может и полагает их нарушающими нормы материального и процессуального права в силу следующего.
В соответствие с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В силу статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в части 1 данной статьи, а также в других случаях, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена как заболевание, представляющее опасность для окружающих.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 данного федерального закона, наделены полномочиями выносить мотивированные постановления при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Согласно статье 10 Федерального закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (часть 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н внесены изменения, он дополнен прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации.
В соответствии с данным календарем обязательной вакцинации против новой короновирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, подлежат, в частности государственные гражданские и муниципальные служащие, относящиеся к приоритету третьего уровня.
В период спора на территории Сахалинской области действовало постановление Главного государственного врача по Сахалинской области от 22 октября 2021 года №349 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Сахалинской области», согласно которому необходимо обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам «риска») граждан, общающихся по роду своей деятельности с большим количеством населения, подлежащих обязательной вакцинации (пункт 1) в том числе государственным гражданским служащим, замещающим должности государственно-гражданской службы, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы на административных территориях Сахалинской области и подведомственных им организаций (пункт 1.3).
Пунктом 3 руководителям организаций, осуществляющих деятельность на территории Сахалинской области в сферах, установленных пунктом 1 указанного постановления, необходимо организовать проведение профилактических прививок не менее 80% от общей численности работников.
При этом пункт 3.3 постановления не связывает необходимость отстранения от работы работников, не получивших ни одного компонента вакцины против новой короновирусной инфекции с достижением 80% показателя привитых работников.
В соответствии с распоряжением мэра МО «Городской округ Ногликский» от 2 ноября 2021 года №369-КС «О проведении вакцинации против новой коронавирусной инфекции» работникам администрации МО «Городской округ Ногликский», не прошедшим вакцинацию и не имеющим противопоказаний к ее проведению, было рекомендовано в срок до 8 ноября 2021 года привиться первым компонентом вакцины от COVID-19, а в срок до 8 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции (пункт 2 распоряжения), а также разъяснено, что непредставление документов, указанных в пункте 4 распоряжения, влечет отстранение от работы без сохранения оплаты труда на весь период до проведения обязательной вакцинации (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Таким образом, учитывая складывающуюся эпидемическую ситуацию, а также меры, принимаемые администрацией муниципального образования «городской округ Ногликский», где осуществляют деятельность муниципальные служащие, к установлению коллективного иммунитета, отстранение истца от работы в период пандемии, в связи с отказом от прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), без наличия к тому медицинских противопоказаний, учитывая, что в связи с исполнением полномочий, связанных с обработкой сведений, составляющих государственную тайну, истец не мог быть переведен на дистанционный режим работы, является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ногликского районного суда Сахалинской области от 3 октября 2022 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Шитикова Алексея Георгиевича к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» о признании отстранения от работы незаконным, признании периода отстранения от работы вынужденным прогулом, возложении обязанности по выплате заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий В.П. Малеванный
Судьи Л.А. Петрова
Т.Н. Литвинова