Судья Калаев Н.Е. Дело № 21-179/2021
37RS0015-01-2021-000446-31
РЕШЕНИЕ
город Иваново 29 сентября 2021 года
Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора Муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района «Приволжское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» Чистякова Р.В. на решение судьи Приволжского районного суда Ивановской области от 16 июля 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям Чепрасовой А.Е. от 25 мая 2021 года Муниципальное унитарное предприятие Приволжского муниципального района «Приволжское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» (далее МУП «Приволжское МПО ЖКХ») привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Приволжского районного суда Ивановской области от 16 июля 2021 года вышеуказанное постановление изменено, размер административного наказания в виде штрафа 300000 рублей снижен до 150000 рублей.
В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, директор МУП «Приволжское МПО ЖКХ» Чистяков Р.В. просит решение отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в ч. 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. С 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. Согласно ч. 4 ст. 15 Закона № 247-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 не применяются. «Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. Минстроем России 02.11.1996) в указанный перечень не входит, поэтому нарушение ее требований не может являться основанием для привлечения МУП «Приволжское МПО ЖКХ» к административной ответственности. Кроме того, названная Инструкция официально не опубликована, в Минюсте не зарегистрирована. Одновременно просит восстановить срок обжалования решения судьи от 16 июля 2021 года.
Явившемуся в судебное заседание законному представителю предприятия Чистякову Р.В., защитникам Скороходову А.В., Соич М.А. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Отводов и ходатайств заявлено не было.
В судебном заседании законный представитель организации Чистяков Р.В. и защитники поддержали доводы жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как следует из отчета об отслеживании с официального сайта «Почта России» идентификационный номер №, почтовая корреспонденция вручена адресату - 24 июля 2021 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Следовательно, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок для обжалования данного постановления истекал 3 августа 2021 года, и явился последним днем срока подачи жалобы. Жалоба директора МУП «Приволжское МПО ЖКХ» Чистякова Р.В. на решение судьи Приволжского районного суда Ивановской области от 16 июля 2021 года поступила в районный суд 3 августа 2021 года, то есть в 10-дневный срок для обжалования.
Изучив в полном объеме материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, межрегиональным управлением в период с 7 апреля 2021 года по 14 апреля 2021 года проведено рейдовое мероприятие в отношении МУП «Приволжское МПО ЖКХ», в ходе которого установлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, выразившиеся в размещении отходов производства и потребления с нарушением требований в области охраны окружающей среды, а именно:
- нарушения п. 1.12 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. Минстроем России 02.11.1996), выразившиеся в том, что участки складирования не защищены от стоков поверхностных вод с вышерасположенных земельных массивов. Для перехвата дождевых и паводковых вод по границе участка проектируется водоотводная канава;
- нарушения п. 1.25 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. Минстроем России 02.11.1996), согласно которой по периметру всей территории полигона ТБО проектируется ограждение. Ограждение могут заменять: осушительная траншея глубиной более 2 м., выл высотой более 3 м. В ограде полигона у производственно-бытового здания проектируются ворота и шлагбаум. Однако ограждение, осушительная траншея глубиной более 2 м., выл высотой более 3 м. отсутствуют, сточные воды стекают в водоотводную канаву, растекаясь по территории, прилегающей к полигону;
- нарушения п. 2.14 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. Минстроем России 02.11.1996),согласно которой регулярной очистке подлежат водоотводные канавы, загрязнения из которых могут попасть в поверхностные воды. На участках, где в граничных водоотводных сооружениях постоянно имеется сток, из канав также берут пробы воды на анализы. Однако водоотводная канава на момент проведения осмотра была загрязнена;
- нарушения п. 1.6 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. Минстроем России 02.11.1996),согласно которой откосы тела полигона имеют участки с неизолированными отходами, однако откосы обрывистые и крутые и не соответствуют заложению откосов 1:4.
Принимая решение по жалобе, судья районного суда, оценив фактические обстоятельства настоящего дела, сделал вывод о наличии в действиях и бездействии МУП «Приволжское МПО ЖКХ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Между тем, с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В статье 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» закреплена реализация механизма «регуляторной гильотины» на уровне федерального законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 247-ФЗ Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Согласно положениям ч. 2 и 3 ст. 15 Федерального закона № 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу (отмененными) нормативные правовые акты, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения ч.ч.1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона № 247-ФЗ не применяются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 утвержден Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее - Перечень), с учетом видов государственного контроля (надзора), утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. № 3340-р.
Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 года утверждена Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, нарушения пунктов которой вменено в вину МУП «Приволжское МПО ЖКХ».( далее Инструкция)
Вместе с тем, данный документ не включен в Перечень нормативных правовых актов, на которые не распространяются требования об отмене их юридической силы с 1 января 2021 года, установленные Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ. Проверка предприятия проведена после вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467.
Кроме того, вышеуказанная Инструкция не была официально опубликована, а в соответствии с требованиями, предусмотренными п.6 ст.15 Федерального закона №247-ФЗ, она не может быть использована при осуществлении государственного контроля (надзора).
Поскольку диспозиция ч.4 ст.8.2 КоАП РФ носит бланкетных характер, отмена правовых норм, устанавливающих экологические нормы и правила, влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи районного суда, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении МУП «Приволжское МПО ЖКХ», подлежат отмене. Производство по данному делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7., 30.9. КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям Чепрасовой А.Е. от 25 мая 2021 года и решение судьи Приволжского районного суда Ивановской области от 16 июля 2021 года, вынесенные в отношении Муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района «Приволжское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу директора Муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района «Приволжское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» Чистякова Р.В. – удовлетворить.
Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ивановского
областного суда: Н.А. Матвеев