Судья Шафигуллин Р.Я. Дело № 22-6471/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 сентября 2019 года г.Казань
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Абдуллина Р.А.,
судей Сафиуллина Р.М. и Маликовой Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Гайнановой В.Ф.,
с участием прокурора Пронина М.В.,
осужденной Шигабиевой Гульсины Маликовны посредством видео-конференц-связи, её защитника – адвоката Шариповой Э.Б., предъявившей удостоверение .... и ордер ....,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе осужденной Шигабиевой Г.М..С.Р на приговор Сабинского районного суда Республики Татарстан от 10 июля 2019 года, которым
Шигабиева Гульсина Маликовна, родившаяся <дата> в селе <адрес>, гражданка <данные изъяты>, имеющая <данные изъяты> образование, не состоящая в браке, пенсионерка, несудимая, осуждена
- по части 1 статьи 105 УК РФ к лишению свободы на срок 8 (восемь) лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Разрешена также судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Сафиуллина Р.М., выступления осужденной Шигабиевой Г.М. и её защитника - адвоката Шариповой Э.Б., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Пронина М.В., полагавшего приговор суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Шигабиева Г.М. признана виновной в убийстве Потерпевший №1, то есть в умышленном причинении смерти другому человеку.
Преступление совершено 24 марта 2019 года в селе Шемордан Сабинского района Республики Татарстан в период времени и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В судебном заседании Шигабиева Г.М. вину признала.
В апелляционной жалобе осужденная Шигабиева Г.М., считая приговор чрезмерно суровым, просит его изменить и снизить назначенное ей наказание. Указывает, что она вину в совершении преступления признала, в содеянном раскаялась, умысла на убийство потерпевшего Потерпевший №1 не имела, испугалась, что он не уйдет и будет продолжать избивать сына, так как ранее, находясь в состоянии алкогольного опьянения, неоднократно избивал ее и сына. Считает, что если бы потерпевшему была оказана своевременная медицинская помощь, то он бы не умер.
В возражениях на апелляционную жалобу осужденной Шигабиевой Г.М. государственный обвинитель Гаффарова Л.Г. просит приговор оставить без изменения.
Изучив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит, что вывод суда о виновности Шигабиевой Г.М. в убийстве Потерпевший №1 соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на показаниях самой осужденной, свидетелей, данных в суде и на предварительном следствии, заключениях экспертов, протоколах осмотров и других, подробно изложенных в приговоре доказательствах.
Рассмотрение уголовного дела проведено судом в соответствии с положениями главы 36 УПК РФ, определяющей общие условия судебного разбирательства, глав 37-39 УПК РФ, регламентирующих процедуру рассмотрения уголовного дела.
Фактические обстоятельства, при которых Шигабиева Г.М. совершила преступление и которые в силу статьи 73 УПК РФ подлежали доказыванию по делу, судом установлены правильно.
В судебном заседании осужденная Шигабиева Г.М., признав свою вину в совершении инкриминируемого преступления, показала, что 24 марта 2019 года, находясь в общежитии, где она проживает с сыном, вместе с потерпевшим ФИО16 употребила спиртные напитки, после чего ушла к своей знакомой. Вернувшись к себе в комнату, увидела лежащего на кушетке сына, у которого на руках видны были следы крови, а рядом с сыном на полу сидел ФИО16. Подумав, что ФИО16 избил сына, она взяла кухонный нож и один раз ударила им в область спины ФИО16. Впоследствии ФИО16 увезли в больницу, где он скончался.
Как видно из показаний представителя потерпевшего – Потерпевший №1, узнав о получении братом Потерпевший №1 ножевого ранения, он приехал в Сабинскую центральную районную больницу, где ему сообщили, что брат от полученного ранения умер.
Согласно показаниям свидетеля Свидетель №6 24 марта 2019 года он пришел к потерпевшему ФИО16 в общежитие в гости, где вместе с ним стал употреблять спиртные напитки. Несколько рюмок водки с ними также выпил ФИО15, после чего ушел к себе в комнату. Потом ФИО16, ничего не сказав, пошел в комнату, где проживают Шигабиевы, а затем увидел Шигабиеву, шедшую в сторону своей комнаты. Когда через некоторое время подошел в комнату Шигабиевых, увидел, как Шигабиева ударила ножом в область спины ФИО16, сидящего на полу, после чего вышла из комнаты. После этого он вызвал скорую помощь и ФИО16 увезли в больницу. Приехавшему участковому уполномоченному полиции Шигабиева сообщила, что ударила ФИО16 ножом за то, что тот избил ее сына.
Как следует из показаний свидетеля Свидетель №7, работающего оперуполномоченным группы уголовного розыска ОМВД России по Сабинскому району, 24 марта 2019 года по сообщению о ножевом ранении в составе следственно-оперативной группы выехал на место происшествия, где было установлено, что Шигабиева ударила ножом в область спины ФИО16. Шигабиева признала факт нанесения ФИО16 ножевого ранения, показала, куда выбросила нож.
Из показаний свидетеля Свидетель №3, работающего в должности участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Сабинскому району, видно, что в ходе беседы Шигабиева сообщила, что ударила ФИО16 ножом за то, что тот избил ее сына. Находившийся на месте происшествия сын Шигабиевой пояснил, что действительно ФИО16, находясь в пьяном виде, ударил его. Потерпевший ФИО16 был доставлен в больницу, где скончался.
Из показаний свидетеля Свидетель №8, данным в ходе предварительного следствия и оглашенным в суде, усматривается, что 24 марта 2019 года в течение дня употреблял спиртные напитки, когда пришел к себе в общежитие, также выпил несколько рюмок водки вместе с ФИО16 и Свидетель №6, после чего пошел в свою комнату. Через некоторое время в комнату зашел ФИО16, который на его предложение уйти к себе в комнату, ударил его в область лица и у него из носа пошла кровь. Тут в комнату зашла его мать - Шигабиева и, увидев происходящее, подошла к ФИО16, сидящему в это время на полу, и нанесла ему удар ножом в спину. Потом причину нанесения ФИО16 удара ножом мать объяснила тем, что, увидев на его руках кровь, подумала, что ФИО16 избил его, в связи с чем разозлилась на него.
Кроме того, вина Шигабиевой Г.М. в совершении преступления подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами уголовного дела, в том числе:
- протоколом осмотра места происшествия, из которого следует, что у д. 2 по ул. Лермонтова с. Шемордан Сабинского района Республики Татарстан обнаружен и изъят нож;
- протоколом проверки показаний на месте, согласно которому Шигабиева Г.М. на месте преступления подробно рассказала об обстоятельствах нанесения Потерпевший №1 ножевого ранения;
- заключением эксперта № 36, из которого усматривается, что смерть Потерпевший №1 наступила от колото-резаного ранения задней поверхности грудной клетки справа, проникающего в грудную полость с повреждением кожи, подкожно-жировой клетчатки, мягких тканей, мышцы, подкожных сосудов, пристеночной плевры, ткани нижней доли правого легкого, осложнившегося шоком и кровопотерей;
- заключением судебной молекулярно-генетической экспертизы, согласно которому на клинке ножа, изъятого с места происшествия, обнаружена кровь человека, которая произошла от потерпевшего Потерпевший №1
Судом первой инстанции указанные и иные доказательства были исследованы в судебном заседании полно, всесторонне и объективно, суд дал им надлежащую оценку и привел мотивы, по которым признал их достоверными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного следствия. Не согласиться с приведенной в приговоре оценкой доказательств у судебной коллегии оснований не имеется.
Судом не установлены обстоятельства, которые свидетельствовали бы о получении указанных доказательств с нарушением закона.
Соглашаясь с выводами суда о виновности Шигабиевой Г.М. в совершении инкриминируемого деяния, судебная коллегия также принимает во внимание, что характер фактических действий осужденной Шигабиевой Г.М., выразившихся в нанесении потерпевшему удара опасным колюче-режущим предметом в область расположения жизненно-важного органа (спины), механизма, тяжести и локализации причиненных телесных повреждений, свидетельствуют о том, что она осознавала общественную опасность своих действий, предвидела возможность наступления смерти потерпевшего Потерпевший №1 и желала этого, то есть действовала с прямым умыслом на убийство потерпевшего.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что действия осужденной Шигабиевой Г.М. судом правильно квалифицированы по части 1 статьи 105 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Согласно заключению амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы у Шигабиевой Г.М. обнаруживаются признаки психического расстройства в форме синдрома зависимости от алкоголя, средняя стадия. Во время инкриминируемого преступления могла в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В настоящее время она также может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. В принудительных мерах медицинского характера не нуждается.
Каких-либо оснований ставить под сомнение компетентность специалистов, принимавших участие в производстве данной экспертизы, или не доверять их выводам по другим причинам, у суда первой инстанции не имелось, не имеется такие основания и у судебной коллегии.
Наказание осужденной Шигабиевой Г.М. назначено в соответствии с требованиями статей 6, 60 УК РФ, является справедливым. Суд учел при этом все имеющие значение для назначения наказания обстоятельства дела, которые указаны в приговоре.
В частности, смягчающими наказание осужденной Шигабиевой Г.М. обстоятельствами суд признал противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, активное способствование осужденной раскрытию и расследованию преступления, полное признание ею своей вины и раскаяние в содеянном.
Отягчающим наказание обстоятельством судом признано совершение преступления в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя.
С учетом всех обстоятельств, установленных по делу, а также данных о личности осужденной Шигабиевой Г.М., суд пришел к обоснованному выводу, что исправление и перевоспитание осужденной невозможно без изоляции от общества и правильно назначил Шигабиевой Г.М. наказание в виде реального лишения свободы, поскольку данное наказание будет отвечать закрепленным в УК РФ целям исправления и предупреждения совершения ею новых преступлений. Выводы суда об отсутствии оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую в соответствии с частью 6 статьи 15 УК РФ в приговоре мотивированы, и не согласиться с ними оснований не имеется.
Вид исправительного учреждения осужденной Шигабиевой Г.М. судом определен в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 58 УК РФ.
Достаточных оснований для применения положений статей 73 и 64 УК РФ судебная коллегия также не находит.
Приговор соответствует требованиям статьи 297 УПК РФ, является законным, обоснованным, назначенное Шигабиевой Г.М. наказание соразмерно содеянному, является справедливым и соответствует требованиям закона. Оснований для отмены или изменения приговора по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Сабинского районного суда Республики Татарстан от 10 июля 2019 года в отношении Шигабиевой Гульсины Маликовны оставить без изменения, апелляционную жалобу осужденной Шигабиевой Г.М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его провозглашения и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи