Решение по делу № 2-3723/2024 от 19.06.2024

Дело № 2-3723/2024

              УИД 26RS0030-01-2024-001369-88

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2024 года                                                                                г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе председательствующего судьи Ковтун В.О., при ведении протокола помощником судьи Юрковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора к В.И. о возмещении вреда, причиненного почвам,

УСТАНОВИЛ:

Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в Предгорный районный суд <адрес> с исковым заявлением к В.И. о возмещении вреда, причиненного почвам.

Определением Предгорного районного суда <адрес> от дата дело передано по подсудности в Промышленный районный суд <адрес>.

В обоснование исковых требований истец указал, что в адрес межрегионального управления поступила информация о факте нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером , расположенного в <адрес> края.

По данному факту межрегиональным управлением, с привлечением филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес>, проведено выездное обследование данного земельного участка, по результатам которого факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления подтвердился.

Специалистами аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес> произведен отбор проб отходов, а также установлена площадь навала отходов (338,3 м2), объем размещенных отходов (321,38 м3). Проведенными лабораторными исследованиями аккредитованной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес> также определен класс опасности отходов (V класс опасности).

Согласно сведениям, указанным в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от дата , земельный участок с кадастровым номером , принадлежит на праве собственности В.И. (дата г.р., <адрес>, РОССИЯ, СНИЛС , Паспорт гражданина Российской Федерации серия , выдан дата ОВД <адрес>), государственная регистрация от дата.

Истец просит взыскать с З.И. размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером , сумма которого составила 4 020 693 (четыре миллиона двадцать тысяч шестьсот девяносто три) руб. 89 коп.

В судебное заседание представитель истца Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Ответчик В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

В силу п. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Поскольку о времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства по отдельности и в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 15 Гражданского кодекса РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), г также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Часть 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

    Согласно ст. 3 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу ст. 5 Закона № 7-ФЗ, предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства полномочны органы государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции до контролю и надзору в сфере природопользования, а также, в пределах своей компетенции, в области охраны окружающей среды, является Федеральная служба до надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата далее - Положение о Росприроднадзоре).

При этом, п. 4 Положения о Росприроднадзоре закрепляет, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свбю деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Приказом Федеральной службы по надзору сфере природопользования :т дата утверждено Положение о Северо-Кавказском межрегиональном правлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Положение) (далее - межрегиональное управление), которое осуществляет функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (пункт 1).

Для осуществления своих полномочий, должностные лица межрегионального управления имеют право заявлять в установленном порядке иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (пункт 4.67 Положения о межрегиональном управлении).

Истцом выявлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером

Так, в адрес межрегионального управления поступила информация о факте нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером , расположенного в <адрес> края.

По данному факту межрегиональным управлением, с привлечением филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес>, проведено выездное обследование данного земельного участка, по результатам которого факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления подтвердился.

Специалистами аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес> произведен отбор проб отходов, а также установлена площадь навала отходов (338,3 м2), объем размещенных отходов (321,38 м3). Проведенными лабораторными исследованиями аккредитованной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес> также определен класс опасности отходов (V класс опасности).

Согласно сведениям, указанным в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от дата , земельный участок с кадастровым номером , принадлежит на праве собственности В.И. (далее - В.И.) (дата года рождения, <адрес>, РОССИЯ, СНИЛС , Паспорт гражданина Российской Федерации серия , выдан дата ОВД <адрес>), государственная регистрация от дата.

В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению fix плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, з том числе:

    -    использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

    -    осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

    -    соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять за земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений з соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

    -    не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ч. 1, 2 ст. 51 Закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.

В соответствии со ст. 75, ст. 77 Закона №7-ФЗ, ч. 1 ст. 74 Земельного кодекса РФ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В силу ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

    Таким образом, В.И. допущено нарушение требований законодательства Российской Федерации, предусмотренных: ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от дата № 7-ФЗ; ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от дата №    89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.1, ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 26:32:010109:205.

В соответствии со ст. 78 Закона № 7-ФЗ, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Вред окружающей среде, причиненный физическим лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом донесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Размер вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды рассчитывался на основании «Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной приказом Минприроды России от дата (зарегистрированного в Минюсте РФ от дата ).

Размер вреда, причиненного В.И. почвам, как объекту охраны сдружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 26:32:010109:205, составил 4 020 693 (четыре миллиона двадцать тысяч шестьсот девяносто три) руб. 89 коп.

Межрегиональным управлением в досудебном порядке в адрес В.И. направлено требование от дата для добровольной оплаты вреда, нанесенного почвам как объекту охраны окружающей среды. Срок добровольной оплаты вреда составлял 1 месяц с даты получения претензии. Однако, по истечению месяца сумма вреда не была перечислена, по указанным межрегиональным управлением реквизитам.

Отсутствие возмещения суммы вреда В.И. послужило основанием для обращения межрегионального управления в суд.

В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее - Пленум), разъяснено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Согласно п. 16 Пленума присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов. Привлечение соответствующих финансовых органов к участию в деле не является обязательным.

Суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика причиненного вреда, каких-либо оснований для освобождения от возмещения вреда, либо доказательств в опровержение заявленных требований суду не представлено и судом не установлено.

Поскольку при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд на основании ст. 103 ГПК РФ, взыскивает сумму государственной пошлины в размере 28303 руб. с ответчика в доход бюджета муниципального образования <адрес>.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора к В.И. о возмещении вреда, причиненного почвам – удовлетворить.

Взыскать с В.И. (дата года рождения, уроженца <адрес>, РОССИЯ, СНИЛС , Паспорт гражданина Российской Федерации серия выдан дата ОВД <адрес>) возмещение вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером , в размере 4020693 (четыре миллиона двадцать тысяч шестьсот девяносто три) руб. 89 коп. и перечислить по следующим реквизитам:

    получатель - <данные изъяты>

Взыскать с В.И. в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 28303 рубля.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено дата.

Судья В.О. Ковтун

2-3723/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора
Ответчики
Гурованов Владимир Иванович
Суд
Промышленный районный суд г. Ставрополя
Судья
Ковтун Виктория Олеговна
Дело на сайте суда
promyshleny.stv.sudrf.ru
19.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.06.2024Передача материалов судье
19.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
20.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
20.09.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
01.10.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
01.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
11.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее