Дело № 2а-1747/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 13 июня 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Хоровица А.Г. к Отделу по вопросам миграции ОМВД России по г. Ухта о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства,
установил:
Хоровица А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу по вопросам миграции ОМВД России по г. Ухта о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, в обоснование заявленных требований указав, что он обратился для регистрации по месту жительства, однако в этом ему было отказано. Данный отказ, по мнению истца, носит незаконный характер.
Стороны и заинтересованное лицо – администрация МОГО «Ухта», последнее привлечено к участию в деле определением от 10.05.2018, в судебное заседание не прибыли, своих представителей не направили.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело без участия данных лиц.
Исследовав материалы настоящего дела, в необходимом объёме материалы гражданского дела № 2-44/18, суд приходит к следующим выводам.
Хоровица А.Г. является сособственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру № 4, расположенную по адресу: ...., о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 31.01.2018.
Административный истец обратился с заявлением о регистрации его по месту жительства, в принадлежащем ему и указанном выше, жилом помещении.
Письмом от 22.02.2018 № 10/3 должностного лица Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Ухта документы возвращены истцу. Из текста письма следует, что Хоровица А.Г. в жилом помещении зарегистрирован быть не может, поскольку выписка из Единого государственного реестра недвижимости содержит запись об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд и это является единственным основанием для отказа в регистрации.
Действительно, п. 5 раздела 2 выписки из Единого реестра содержит запись о принятом решении изъять объект недвижимого имущества. Между тем, решением Ухтинского городского суда РК от 02.02.2018 по гражданскому делу № 2-44/18, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РК от 16.04.2018, в удовлетворении исковых требований администрации МОГО «Ухта», в т.ч. к Хоровица А.Г. об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: .... путём выкупа, прекращении права собственности, признании права собственности за муниципальным образованием, отказано.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ, эти обстоятельства не подлежат повторному доказыванию.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного Закона, гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия.
Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение требований законодателя Правительство РФ Постановлением от 17.07.1995 № 713 утвердило Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, которые регулируют порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета.
В абзацах первом – пятом п. 16 Правил воспроизведен законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства.
Указанные документы являются подтверждением добросовестной реализации гражданином своих прав и исполнения обязанностей, связанных с регистрацией в жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713).
Абзац 5 п. 16 Правил предусматривает, что гражданин предъявляет должностному лицу, ответственному за регистрацию, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Таким образом, решение административного ответчика, формально, не соответствует закону, поскольку жилое помещение до настоящего времени принадлежит административному истцу на праве собственности, в хозяйственном обороте не ограничено.
В этой связи, согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым признать незаконным отказ Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Ухта, изложенный в письме от 22.02.2018 № 10/3 и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав истца путём повторного рассмотрения, поданного им заявления о регистрации по месту жительства.
Срок исполнения обязанности повторно рассмотреть обращение истца судом установлению не подлежит, поскольку этот вопрос напрямую урегулирован действующим законодательством – п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федераци», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, однако исчисляться он должен с момента вступления решения суда в законную силу и после получения от административного истца всех необходимых документов, т.к. ранее, они были возвращены истцу административным ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Хоровица А.Г. удовлетворить.
Признать отказ Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Ухта, изложенный в письме от 22.02.2018 № 10/3, не соответствующим правовым актам.
Отделу по вопросам миграции ОМВД России по г. Ухта устранить допущенные нарушения прав Хоровица А.Г. путём повторного рассмотрения, поданного им заявления о регистрации по месту проживания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков
Мотивированное решение составлено 18 июня 2018 года.