Судья Шубакова Е.С.
Дело № 2-343/2024
74RS0014-01-2024-000203-33
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-7293/2024
04 июня 2024 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Манкевич Н.И.,
судей Федосеевой Л.В., Дюсембаева А.А.
при ведении протокола помощником судьи Моржеухиной К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Зайковой Елены Владимировны к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №26 по Челябинской области о взыскании недоначисленных и не уплаченных сумм,
по апелляционной жалобе Зайковой Елены Владимировны на решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 18 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Федосеевой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №26 по Челябинской области Айткуловой А.Ж., действующей на основании доверенности, возражавшей против апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зайкова Е.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 26 по Челябинской области о взыскании недоначисленных и не уплаченных сумм.
В обоснование своих исковых требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ была принята на государственную гражданскую службу в Межрайонную ИФНС России № 20 по Челябинской области <данные изъяты>. 27.10.2023 года, она была уволена из Межрайонной ИФНС России № 20 по Челябинской области с должности <данные изъяты> в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года. При увольнении ей была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск. 30.10.2023 года, Межрайонная ИФНС России № 20 по Челябинской области, исключена из Единого государственного реестра юридических лиц, в связи с прекращением деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником Межрайонной ИФНС России № 20 по Челябинской области, является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 26 по Челябинской области. Таким образом, Межрайонная ИФНС России № 26 по Челябинской области, является ответчиком по настоящему делу. В нарушение норм права при сокращении и выплате денежной компенсаций в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона), а также денежной компенсации за неиспользованные отпуска, выплачиваемой при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (часть 13 статьи 46 Федерального закона), работодателем не были учтены средства материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования, выплаченные в октябре - декабре 2022 года. При нарушении работодателем установленного срока оплаты он обязан выплатить сумму отпускных с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок причитающихся работнику выплат размер процентов исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Такие проценты подлежат взысканию и в том случае, когда такие выплаты не были начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение (ч. 1 ст. 236 ТК РФ, п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2023 N 16-П). Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. На основании изложенного просила взыскать с Межрайонной ИФНС России № 26 по Челябинской области в свою пользу не доначисленные и не выплаченные суммы денежной компенсации 4-месячного денежного содержания в размере 43 085,16 рублей и денежной компенсации за неиспользованные отпуска в размере 9 274,95 рублей, подлежащих выплате при расторжении служебного контракта 27.10.2023 года; проценты (денежную компенсацию) в размере 6 413,94 рублей и в размере 1 380,73 рублей соответственно, за нарушение работодателем установленного срока оплаты денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, а также денежной компенсации за неиспользованные отпуска, выплачиваемых при расторжении служебного контракта, за период с 28.10.2023 по 18.03.2024; проценты (денежную компенсацию) за нарушение работодателем установленного срока оплаты денежной компенсации 4-месячного денежного содержания, а также денежной компенсации за неиспользованные отпуска, выплачиваемых при расторжении служебного контракта от суммы задолженности в размере 52 360,11 руб., за период с 19.03.2024 года по день фактической оплаты, исходя из размера 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату оплаты долга; компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Определением Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 27 февраля 2024 года, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление ФНС России по Челябинской области.
Истец Зайкова Е.В. в судебном заседании суда первой инстанции уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - Межрайонной ИФНС России № 26 по Челябинской области Ежова Е.В., действующая по доверенности № от 03 ноября 2023 года в суде первой инстанции исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица - Управления ФНС России по Челябинской области в судебном заседании участие не принимал, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Представил возражения на исковое заявление, в котором исковые требования не признал.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. С МИФНС № 26 по Челябинской области в пользу Зайковой Е.В. взыскана недоначисленная сумма денежной компенсации 4-месячного денежного содержания в размере 37 465 рублей 36 копеек, недоначисленная сумма денежной компенсации за неиспользованные отпуска в размере 8 065 рублей 44 копейки, компенсация за задержку выплат за период с 28 октября 2023 года по 18 марта 2024 года в размере 6 777 рублей 90 копеек, компенсация морального вреда в размере 3000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец Зайкова Е.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение в части отказа в удовлетворении ее требований о взыскании недоначисленных и невыплаченных сумм денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания в размере 5 619, 80 руб. и денежной компенсации за неиспользованные отпуска в размере 1 209,51 руб., подлежащих выплате при расторжении служебного контракта 27.10.2023 года; процентов (денежной компенсации) в размере 1 016,77 руб. за нарушение работодателем установленного срока оплаты денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, а также денежной компенсации за неиспользованные отпуска, выплачиваемых при расторжении служебного контракта, за период с 28.10.2023 по 18.03.2024; процентов (денежной компенсации) за нарушение работодателем установленного срока оплаты денежной компенсации 4-месячного денежного содержания, а также денежной компенсации за неиспользованные отпуска, выплачиваемых при расторжении служебного контракта от суммы задолженности в размере 52 360,11 руб., за период с 19.03.2024 года по день фактической оплаты, исходя из размера 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату оплаты долга.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции при расчете недоначисленной и невыплаченной суммы денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания и денежной компенсации за неиспользованные отпуска, подлежащих выплате при расторжении служебного контракта 27.10.2023 г., были учтены суммы материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования без начисления на них районного коэффициента.
Также, при вынесении решения, суд первой инстанции в нарушение ст. 236 Трудового кодекса РФ и постановления Конституционного суда РФ от 11.04.2023 г. № 16-П, отказал во взыскании процентов за каждый день задержки, начиная со дня вынесения решения и по день фактического расчета включительно. При этом, суд сослался на то, что после вступления решения суда в законную силу, ответственность за несвоевременную выплату взысканных сумм производится в соответствии со ст. 208,395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Считает данные выводы суда основанными на неверном толковании и применении норм права.
Представителем ответчика поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Зайкова Е.В., представитель третьего лица Управления ФНС России по Челябинской области не явились, извещены о месте и времени слушания дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о частичной отмене решения суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом №л от ДД.ММ.ГГГГ Зайкова Е.В. принята на работу в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 20 по Челябинской области <данные изъяты>; между представителем нанимателя в лице исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Челябинской области, ФИО8 и Зайковой Е.В. заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации и замещения должности государственной гражданской службы Российской Федерации (л.д. 8-14 - копия трудовой книжки, л.д. 46- приказ о приеме на работу, л.д. 46, оборот – 48- служебный контракт).
В соответствии с условиями служебного контракта, заключенного между Зайковой Е.В. и Межрайонной ИФНС России №20 по Челябинской области, разделом IV истцу установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы (должностного оклада); ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (устанавливается при условии работы со сведениями, составляющими государственную тайну); премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным Представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного установленного должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи в размере, установленном Положением, утвержденным Представителем нанимателя; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Приказом Управления ФНС России по Челябинской области № № от 11.08.2023 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №20 по Челябинской области реорганизована путем присоединения к Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г.Челябинска. Установлено, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г.Челябинска является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №26 по Челябинской области. Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г.Челябинска переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №26 по Челябинской области (л.д. 52).
Приказом № № от 16.10.2023 года Зайкова Е.В. с 27.10.2023 года уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д. 54).
При увольнении по данному основанию Зайковой Е.В. выплачена компенсация за неиспользованный отпуск и компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" без учета выплат материального стимулирования (л.д. 15 – расчетный лист, л.д. 55-56).
Приказом Межрайонной ИФНС России N 20 по Челябинской области № от 20.02.2012 года утверждены Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим аппарата Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Челябинской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим аппарата Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Челябинской области и Положение об условиях выплаты работникам аппарата Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Челябинской области, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи ( л.д. 60, оборот – 63).
За период государственной гражданской службы Зайковой Е.В. с 2022 по 2023 год выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования, что подтверждается приказами Межрайонной ИФНС №20 по Челябинской области от 18.07.2023 №дсп, 13.10.2023 №дсп, 11.07.2022 №дсп, 10.10.2022 №дсп, 14.12.2022 №дсп, 24.04.2023 №дсп, а также ежемесячные надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, что подтверждается приказами Межрайонной ИФНС № по Челябинской области от 21.01.2022 №@, 21.02.2022 №@, 069.03.2022 №@, 05.04.2022 №@, 24.04.2022 №@, 29.04.2022 №@, 13.05.2022 №@, 03.06.2022 №@, 20.06.2022 №@, 11.08.2022 №@, 22.08.2022 №@, 20.09.2022 №@, 03.11.2022 №@, 21.11.2022 №@, 06.12.2022 №@, 22.12.2022 №@, 23.12.2022 №@, 15.03.2023 №@, 24.05.2023 № 02№@, 08.06.2023 № № 31.07.2023 № № 04.08.2023 № №@, 08.09.2023 № 02-03/054@ ( л.д.15- 22 – расчетные листы, л.д. 65- 98).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 14, 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, пришел к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которые необходимо учитывать при расчете сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.
Установив, что ответчиком при расчете данных выплат Зайковой Е.В. средства материального стимулирования не были учтены, то есть имеет место недоплата, суд удовлетворил заявленные исковые требования о взыскании задолженности по выплате отпускных, компенсации за увольнение по сокращению.
Установив факт несвоевременной выплаты денежных сумм, причитающихся работнику, суд первой инстанции указал, что имеются основания в соответствии с положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации для взыскания с ответчика в пользу истца процентов (денежной компенсации), размер которых определен судом исходя из указанного в судебном акте расчета.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июня 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июня 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июня 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июня 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июня 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июня 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июня 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июня 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июня 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, как об этом верно указано судами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июня 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку они основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции при расчете недоначисленной и невыплаченной суммы денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания и денежной компенсации за неиспользованные отпуска, подлежащих выплате при расторжении служебного контракта 27.10.2023 г., были учтены суммы материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования без начисления на них районного коэффициента, не принимаются судом апелляционной инстанции как обоснованные по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее Правила № 562), которые действовали до 01 января 2023 года.
С 01 января 2023 года вступили в силу Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные Постановление Правительства РФ от 01 апреля 2022 года №554 (далее- Правила №554).
Пунктом 2 Правил № 562 и пунктами 3, 4 Правил № 554 установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при начислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил.
Из буквального толкования положений Правил № 562 и № 554 следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Законом № 79-ФЗ. Средства материального стимулирования в качестве такой выплаты не предусмотрены.
Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы и или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии пунктом 9 Правил №554.
Согласно данному пункту Правил № 554 денежное содержание для расчета денежных компенсаций, в указанном случае, исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных подпунктами «б» - «д» пункта 3 и пунктом 4 Правил
554 (в частности, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу
ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведения, составляющими государственную тайну, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, других установленных законодательством ежемесячных выплат), а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами «е» - «з» пункта 3 Правил № 554 (премии, единовременной выплаты при предоставлении отпуска, материальной помощи), начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты указанных компенсаций.
Размер денежного содержания для расчета денежных компенсаций определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 и умножения на число подлежащих замене неиспользованных календарных дней отпуска.
Таким образом, из буквального толкования положении Правил № 562 и 554 следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ.
В письме Минфина России от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 отмечено,
выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства России Федерации материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда граждан служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования, постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Исчисление денежного содержания гражданских служащих
произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты).
При расчетах по начислению гражданским служащим выплат по оплате (исчисленного сохраняемого денежного содержания) учитываются условия выплаты материального стимулирования, предусмотренные в соответствующем государственном органе.
Начисление районного коэффициента на суммы средств материального стимулирования, не учтенных в структуре денежного содержания и выплачиваемых сверх средств фонда оплаты труда, не производится.
Таким образом, материальное стимулирование гражданских служащих в рамках реализации Указа президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», до 01 января 2023 года осуществлялось сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных ФНС России на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, и в соответствии с определенным ФНС России механизмом распределения бюджетных ассигнований.
В соответствии с частью 9 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, денежного содержания гражданского служащего устанавливается районный коэффициент «коэффициент».
Согласно пункту 4 Правил № 562 для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2,3 настоящих правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются ко всем составляющим денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2, 3 Правил № 562.
Учитывая, что средства материального стимулирования в перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего не входят, соответственно районный коэффициент к данным выплатам не применяется.
Вместе с тем, при вынесении решения суд первой инстанции отказал во взыскании процентов (денежной компенсации) за каждый день задержки, начиная со дня вынесения решения и по день фактического погашения долга, что основано на неверном толковании и применении норм права.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 11 апреля 2023 года № 16-П «По делу о проверке Конституционности статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с жалобой гражданина И.Б.Сергеева», указал, что впредь до внесения изменений в правовое регулирование предусмотренные частью первой статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
Таким образом, суд при принятии оспариваемого решения, с учетом Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 11 апреля 2023 года № 16-П был обязан взыскать проценты за каждый день задержки, начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством по день фактического расчета включительно.
На основании вышесказанного, компенсация за задержку причитающихся выплат денежной компенсации 4-месячного денежного содержания за период с 28 октября 2023 года по 04 июня 2024 года составит 8694 рублей 46 копеек, исходя из следующего расчета:
Задолженность Период просрочки Ставка Доля ставки Формула Проценты
░ ░░ ░░░░
37 465,36 28.10.2023 29.10.2023 2 13,00 % 1/150 37 465,36 * 2 * 1/150 * 13% 64,94 ░.
37 465,36 30.10.2023 17.12.2023 49 15,00 % 1/150 37 465,36 * 49 * 1/150 * 15% 1 835,80 ░.
37 465,36 18.12.2023 04.06.2024 170 16,00 % 1/150 37 465,36 * 170 * 1/150 * 16% 6 793,72 ░.
░░░░░: 8 694,46 ░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ 04 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ 1871 ░░░░░░ 72 ░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░░ ░░░░
8 065,44 28.10.2023 29.10.2023 2 13,00 % 1/150 8 065,44 * 2 * 1/150 * 13% 13,98 ░.
8 065,44 30.10.2023 17.12.2023 49 15,00 % 1/150 8 065,44 * 49 * 1/150 * 15% 395,21 ░.
8 065,44 18.12.2023 04.06.2024 170 16,00 % 1/150 8 065,44 * 170 * 1/150 * 16% 1 462,53 ░.
░░░░░: 1 871,72 ░░░.
░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ 05 ░░░░ 2024 ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ (░░░░░░ 379.6 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 4-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 26 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7447015803) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 4-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ 04 ░░░░ 2024 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 8694 ░░░░░░ 46 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ 04 ░░░░ 2024 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1871 ░░░░░░ 72 ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 4-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 05 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░ 2024 ░░░░