Решение по делу № 2а-545/2021 от 20.04.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2021 года                                                                                       г. Богородицк

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Финошиной О.А.,

при секретаре Рудаковой М.Н.,

с участием

административного истца Болгова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-545/2021 по административному иску Болгова В.Н. к призывной комиссии муниципального образования Богородицкий район, военному комиссариату г. Богородицка, Богородицкого и Куркинского районов Тульской области, ФКУ «Военный комиссариат Тульской области», призывной комиссии Тульской области о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования Богородицкий район,

у с т а н о в и л :

Болгов В.Н. обратился в суд к призывной комиссии муниципального образования Богородицкий район, военному комиссариату г.Богородицка, Богородицкого и Куркинского районов Тульской области, ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» с административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования Богородицкий район, в соответствии с которым он призван на военную службу с вынесением категории годности «А», показатель предназначения – 2.

Полагает указанное решение призывной комиссии незаконным, принятым с нарушением закона, ссылается на нарушение порядка вынесения такого решения, поскольку диагностических исследований до проведения его медицинского освидетельствования не проводилось по причине утраты им направления на анализы, результаты диагностических (клинико-инструментальных) исследований в личном деле отсутствуют, в связи с чем заключение врача-специалиста о категории его годности к военной службе, общее заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, приняты с нарушением действующего законодательства, регулирующего прохождение медицинского освидетельствования граждан и подлежат отмене.

Просит признать незаконным решение призывной комиссии МО Богородицкий район от 05.04.2021 года в части призыва его на военную службу.

Определением судьи Богородицкого районного суда Тульской области от 21 апреля 2021 года в порядке подготовки к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена призывная комиссия Тульской области.

Административный истец Болгов В.Н. в судебном заседании административный иск поддержал, просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснил, что просит признать незаконным решение призывной комиссии МО Богородицкий район от 09 апреля 2021 года в части призыва его на военную службу.

Представители административных ответчиков призывной комиссии муниципального образования Богородицкий район Тульской области, военного комиссариата Тульской области по городу Богородицк, Богородицкому и Куркинским районам, призывной комиссии Тульской области не явились в судебное заседание, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» по доверенности Петренко П.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. В письменных возражениях на административное исковое заявление Болгова В.Н. в удовлетворении требований просил отказать.

В соответствии сост.ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел настоящее административное дело в отсутствие не явившихся представителей административных ответчиков.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право на обжалование в суд решений (заключений) призывной комиссии закреплено п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Суд, проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока для обращения в суд, установил, что оспариваемое административным истцом решение призывной комиссии было принято 09 апреля 2021 года. Административное исковое заявление поступило в суд 20 апреля 2021 года, направление по почте 16 апреля 2021 года, что подтверждается штемпелем на конверте.

Таким образом, административное исковое заявление подано административным истцом в трехмесячный срок со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Болгов В.Н. указал, что оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу.

В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ).

Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же Закона).

Призыв на военную службу гражданина и связанные с этим процедуры отнесены к публичной сфере деятельности государства. Согласно абзацу четвертому пункта 1 и пункту 3 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

В силу пункта 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, по представлению военного комиссара.

Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за деятельностью призывных комиссий и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в ст. 29 Федерального закона № 53-ФЗ.

Таким образом, федеральным законодательством именно на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, а осуществляет его призывные комиссии.

Статья 28 названного Закона закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, об освобождении от исполнения воинской обязанности и о зачислении в запас (пункт 1).

При этом решение в отношении призывника принимается призывной комиссией только после определения категории годности его к военной службе (пункт 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663).

В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

Этим положением предусмотрено, что освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.

По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, предусмотрено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения (пункт 3 статьи 29).

Исходя из данных законоположений, вопросы годности к определенным категориям гражданина к военной службе по медицинским критериям, отнесены к компетенции врачей, руководящих работой по медицинскому освидетельствованию граждан, при этом призывная комиссия субъекта Российской Федерации в рамках своей компетенции по результатам освидетельствования вправе отменять решения нижестоящих призывных комиссий.

Проверяя законность решения в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, суд установил следующее.

Болгов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете с 20.01.2016г. в военном комиссариате муниципального образования Богородицкий район Тульской области, что подтверждается материалами личного дела призывника, копия которого приобщена к материалам дела.

С 1 апреля по 15 июля 2021 года на основании Указа Президента РФ от 29.03.2021 № 186 осуществляется призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу.

Указом Губернатора Тульской области от 29.03.2021 № 35 «О подготовке и проведении призыва граждан, проживающих на территории Тульской области, на военную службу в период с 1 апреля по 15 июля 2021 года» утвержден состав призывной комиссии Тульской области, призывной комиссии муниципального образования Богородицкий район.

По делу установлено, что решением призывной комиссии муниципального образования Богородицкий район от 09 апреля 2021 года (протокол №6) Болгов В.Н. признан годным к военной службе (ст. 10-в, категория годности «А», показатель предназначения – 2, решение призывной комиссии – ст. 22 – призвать на военную службу, предназначить в части СВ, решение принято единогласно). В ходе медицинского освидетельствования ему поставлен диагноз: невус туловища.

Положениями о военно-врачебной экспертизе прерогатива оценки состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования, с учетом представленных актов исследования состояния здоровья призывника, отнесена непосредственно к врачам-специалистам, проводившим медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету.

Из представленного личного дела призывника Болгова В.Н., в том числе, его учетной карты и документов медицинского освидетельствования следует, что в ходе медицинского освидетельствования Болгов В.Н. был осмотрен врачами-специалистами, включенными в состав военно-врачебной комиссии.

В связи с тем, что административным истцом в период прохождения мероприятий по призыву высказывались жалобы на новообразования на туловище в связи с чем был обследован врачами –специалистами.

Из листа медицинского освидетельствования Болгова В.Н. врачом-дерматологом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что призывнику был установлен диагноз: невус туловища. Дано заключение о категории годности ст.10 пункта «в», А-2 годен к военной службе.

Согласно представленным доказательствам из личного дела призывника, при проведении медицинского освидетельствования, комиссией учитывались жалобы призывника, в том числе по вопросу диагноза «невус туловища».

Руководством по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденным Приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. № 1, определен Перечень основных заболеваний для определения группы состояния здоровья военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, который должен учитываться в практической работе.

В соответствии с указанным Перечнем в I группу (здоровые) включаются военнослужащие, которые не имеют каких-либо заболеваний или имеют некоторые отклонения в состоянии здоровья, без тенденции к прогрессированию и не влияющие на их способность выполнять обязанности военной службы:

- последствия перенесенных в детстве заболеваний и травматических повреждений без расстройства функций органов и систем;

- ограниченные формы витилиго, пигментного невуса;

- искривление носовой перегородки, не затрудняющее дыхания;

- незначительное расширение паховых и пупочных колец без выпячивания;

- наличие в легких петрификатов, гоновского очага или ограниченных участков пневмосклероза.

Доброкачественные новообразования (кроме опухолей головного, спинного мозга), новообразования insitu с умеренным или незначительным нарушением функции, согласно пункту «б» статьи 10 Расписания болезней и ТДТ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 565 от 04 июля 2013 года, являются основанием для установления призывнику категории годности к военной службе "В" - ограниченно годен к военной службе. В то же время, согласно пункту "в" названной статьи, доброкачественные новообразования при наличии объективных данных без нарушения функции, являются основанием для установления призывнику категории годности "А-2".

К пункту "в" статьи 10 Расписания болезней и ТДТ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 565 от 04 июля 2013 года, относятся доброкачественные новообразования или последствия их радикального лечения, не сопровождающиеся нарушением функций органов и систем, не затрудняющие ношения военной формы одежды, обуви или снаряжения.

Таким образом, при проведении медицинского освидетельствования врачами-специалистами призывника Болгова В.Н. не было выявлено у него каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года №565, позволяющих признать административного истца ограниченно годным к военной службе или освободить от прохождения военной службы.

Все заключения врачей-специалистов даны на основании жалоб, анамнеза и данных объективного исследования.

При этом медицинских документов, подтверждающих наличие заболеваний, препятствующих установлению административному истцу категории годности к военной службе «А2», Болговым В.Н. при прохождении медицинского освидетельствования не представлено. Не представлено таких документов и суду в ходе рассмотрения дела.

При этом суд учитывает, что само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина негодным к военной службе. Данное заболевание должно объективно препятствовать возможному призыву на военную службу в период прохождения соответствующей комиссии и в будущем.

Доводы административного истца о нарушении порядка проведения медицинского освидетельствования в отношении него, в связи с не прохождением им диагностического исследования и отсутствием результатов исследований в личном деле, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции о прядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министерства обороны РФ № 240, Минздрава РФ № 168 от 23.05.2001г. «Об организации медицинского обеспечения полготовки граждан Российской Федерации к военной службе», не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся, перечисляются диагностические исследования.

Согласно п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 – до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования, перечисляются диагностические исследования.

Кроме того, пунктом 1 Приложения № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663», предусмотрено, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе следующие документы: паспорт, свидетельство о рождении; справку о семейном положении; справку с места работы или учебы; документ об образовании и его копию; медицинские документы о состоянии здоровья; квалификационные удостоверения и их копии – имеющие первый спортивны разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта.

Из анализа указанных норм права следует, что вопросы, связанные с обязательными диагностическими исследованиями, решаются до начала освидетельствования самим призывником и требование об их обязательности заключается в том, что призывнику не может быть отказано в их проведении.

Истцом не представлено доказательств, что ему было отказано в прохождении обязательных диагностических исследований в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

В соответствии с п.14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, у Болгова В.Н. было право платно или бесплатно пройти обязательные диагностические исследования.

Кроме того, Болгову В.Н. ранее были выданы направления для проведения обязательных анализов, что подтверждается Книгой контроля сдачи анализов призывников в призывной период в отделе ВКТО по г.Богородицк, Богородицкому и Куркинскому районам, и не отрицалось административным истцом в судебном заседании, которые им были потеряны.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Болгов В.Н. не был лишен возможности прохождения диагностических исследований по направлению медицинской комиссии, однако не прошел его по своему усмотрению, в связи с чем организация призыва призывной комиссией нарушена не была.

Неполучение результатов диагностических исследований по выданным направлениям не свидетельствует о наличии значительных нарушений порядка проведения медицинского освидетельствования, которые могли бы нарушать права и законные интересы административного истца.

Из материалов дела усматривается, что Болгов В.Н. при прохождении медицинского освидетельствования, не был лишен возможности заявить о наличии у него заболеваний, препятствующих призыву, представить медицинские документы в подтверждение наличия у него какого-либо заболевания, требующего назначения повторного медицинского освидетельствования.

Установленная медицинской комиссией категория заболевания в соответствии с Расписанием болезней правильно соотнесена с категорией годности к военной службе по призыву.

При медицинском освидетельствовании Болгова В.Н., компетентными медицинскими работниками были проанализированы в совокупности все установленные у административного истца клинические признаки, а также дана оценка всем представленным медицинским документам.

Обстоятельств, подтверждающих наличие у призывника заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, врачами специалистами не выявлено.

Призывная комиссия, проведя осмотр и изучив все документы, пришла к правомерному выводу о годности административного истца к военной службе.

При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (пункт 2 статьи 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и путем производства независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года №574 (пункт 9 Положения о военно-врачебной экспертизе).

В соответствии с указанным Положением о независимой военно-врачебной экспертизе такая экспертиза проводится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы (пункты 7 и 8).

Суду доказательств того, что Болгов В.Н. проходил медицинское освидетельствование в независимой военно-врачебной экспертизе с целью опровержения правильности установленной категории годности не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения, заявленных                       Болговым В.Н.требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного требования Болгова В.Н. к призывной комиссии муниципального образования Богородицкий район, военному комиссариату г. Богородицка, Богородицкого и Куркинского районов Тульской области, ФКУ «Военный комиссариат Тульской области», призывной комиссии Тульской области о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования Богородицкий район в части призыва его на военную службу от 09 апреля 2021 года, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение суда составлено 19 мая 2021 года.

2а-545/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Болгов Вадим Николаевич
Ответчики
Призывная комиссия МО Богородицкий район
Военный комиссариат Тульской области по г.Богородицк, Богородицкому и Куркинским районам
Призывная комиссия Тульской области
ФКУ Военный комиссариат Тульской области
Суд
Богородицкий районный суд Тульской области
Судья
Финошина О.А.
Дело на сайте суда
bogorodicky.tula.sudrf.ru
20.04.2021Регистрация административного искового заявления
20.04.2021Передача материалов судье
21.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2021Судебное заседание
19.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее