Решение по делу № 33-4825/2023 от 04.04.2023

Судья Юрченко Д.А. УИД: 34RS0001-01-2022-003504-32

№ 2 – 11/2023 дело № 33 – 4825/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«26» апреля 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Марчукова А.В.,

судей: Колгановой В.М., Шиповской Т.А.,

при секретаре: Якуниной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кувиковой О. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, по назначению досрочной страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе и по дополнению к ней Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области

на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, которым:

вышеуказанные исковые требования Кувиковой О. Н. были удовлетворены частично;

признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, с учетом решения от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа во включении в специальный стаж Кувиковой О. Н. периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста ансамбля народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония»;

на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возложена обязанность по включению в специальный стаж Кувиковой О. Н. вышеуказанных периодов работы, а также по назначению досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ;

в удовлетворении остальной части требований Кувиковой О. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный страховой стаж периодов работы, было отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ОСФР по Волгоградской области по доверенности Бочкареву Н.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, представителя истца по доверенности Щербо Л.А., полагавшую, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит, представителя администрации Волгоградской области и комитета культуры Волгоградской области по доверенностям Самарина А.С., представителя администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Клюева А.П., полагавшихся при разрешении апелляционной жалобы на усмотрение суда, судебная коллегия

установила:

Кувикова О.Н. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, по назначению досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований истец указала, что решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 21 ч. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия 25 лет специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях.

В специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости было засчитано <.......>.

Однако, по мнению истца, ответчиком необоснованно отказано во включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в управлении культуры г. Волжского Волгоградской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста оркестра ансамбля народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУК «Волгоградский концерт», по причине отсутствия сведений о специальном стаже в указанные периоды работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Истец полагала, что оспариваемое решение является незаконным и нарушает ее права и законные интересы в области пенсионного обеспечения, так как совокупность представленных ею письменных доказательств, свидетельствует об обоснованности заявленных требований.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, истец просила возложить на ответчика обязанность по включению в специальный стаж периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в управлении культуры г. Волжского Волгоградской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста оркестра ансамбля народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУК «Волгоградский концерт», по назначению досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе и в дополнении к ней ОСФР по Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить в части удовлетворения заявленных требований, приняв по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что у суда отсутствовали основания для включения в специальный стаж истца спорных периодов работы, поскольку указанные периоды работы отражены в сведениях индивидуального (персонифицированного учета) без указания на код особых условий труда. Выражает несогласие с определенной судом датой назначения пенсии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с 25 марта 2023 г. подлежит отмене, с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований, а в остальной части оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 20 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п. 21 ч. 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Частью 3 ст.30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений ст. 30 и ст. 31 Закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «о» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. № 447 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного Постановления.

Согласно п. 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. № 447, право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют: артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет.

В соответствии с п. 11 Порядка подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных организаций подтверждаются трудовой книжкой и другими документами, содержащими необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характере выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).

В п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ 11 июля 2002 г. № 516, указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации

Согласно п. 3.3 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190, специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, подтверждается трудовой книжкой.

В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характера выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа, специальный стаж подтверждается на основании дополнительных документов, содержащих эти сведения в отношении данного лица (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).

Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Аналогичное правило предусмотрено п. 3 ст. 14 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника.

При отсутствии документального подтверждения характера и условий труда, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не возникает.

Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию в рамках возникшего спора о праве работника на досрочное назначение страхо­вой пенсии по старости, являются: докумен­тальное подтверждение занятости в профессиях и в должностях, на работах или условиях, которые предусмотрены Списком, в том числе с предоставлением доказательств постоянной занятости в течение полного рабочего дня на ставку заработной платы с 1 января 1992 г., а также наличие сведений о льготном характере работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

При отсутствии сведений о льготном характере работы, работник вправе представить иные письменные доказательства в порядке ст. 59, 60 ГПК РФ.

Как следует из материалов дела, решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 21 ч. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия 25 лет специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально – зрелищных организациях.

В специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости истцу было засчитано 13 лет 11 месяцев 8 дней.

При этом, пенсионным органом было отказано во включении в специальный стаж истца периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в управлении культуры г. Волжского Волгоградской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в оркестре государственного ансамбля «Волга» Государственного театра «Царицынская опера»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в оркестре государственного ансамбля «Волга» Государственного театра «Царицынская опера», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста оркестра ансамбля народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», а также периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В последующем ДД.ММ.ГГГГ ГУ – ОПФР по Волгоградской области было вынесено решение № <...> во изменение решения ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, согласно которому в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости истцу было засчитано <.......>, при этом истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 21 ч. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия 25 лет специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

По мнению истца, ответчиком принято необоснованное решение об отказе во включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в управлении культуры г. Волжского Волгоградской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста оркестра ансамбля народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУК «Волгоградский концерт».

Данные периоды не были включены в специальный стаж истца ввиду отсутствия сведений о специальном стаже в указанные периоды работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Из записей в трудовой книжки истца АТ-III № <...> и вкладыша в трудовую книжку следует, что Кувикова (Ф.И.О.) О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность артиста эстрадно-симфонического оркестра в управление культуры г. Волжского, ДД.ММ.ГГГГ была уволена по ст. 31 КЗоТ РСФСР (по собственному желанию).

С ДД.ММ.ГГГГ истец, на основании приказа № <...> от ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в ансамбле песни и пляски «Волжане» в ГУК «Волгоградская филармония» в должности солистки-инструменталистки (флейта) по 13 разряд, с ДД.ММ.ГГГГ была уволена по ст. 31 КЗоТ РСФСР (по собственному желанию) на основании приказа № <...> от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истец была принята в ансамбль народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко на должность артиста оркестра (флейта), ДД.ММ.ГГГГ уволена по основаниям п. 2 ч.1 ст. 77 ТК РФ (ввиду истечения срока трудового договора).

С ДД.ММ.ГГГГ Кувикова О.Н. была принята в ансамбль песни и инструментальной музыки ГБУК «Волгоградская филармония» на должность артиста концертного исполнения (флейта), с ДД.ММ.ГГГГ уволена по основаниям п. 2 ч.1 ст. 77 ТК РФ (ввиду истечения срока трудового договора).

ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на должность артиста концертного исполнителя ансамбля в ГБУК «Волгоградская филармония», ДД.ММ.ГГГГ уволена по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (ввиду истечения срока трудового договора).

Из справки, уточняющей особый характер работы или условий труда ГБУК «Агентство по проведению культурно-массовых мероприятий» от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, которая была представлена в адрес Пенсионного фонда при обращении с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Кувикова О.Н., на основании приказа № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в ГБУК «Волгоградская областная филармония» в ансамбль народной и эстрадной песни имени Г. Пономаренко, и работала полный рабочий день в период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста оркестра (флейта).

В соответствии со справкой ГБУК «Волгоградская филармония» № <...> от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кувикова О.Н. работала в государственном бюджетном учреждении культуры «Волгоградская филармония» в должности артиста-концертного исполнителя ансамбля песни и инструментальной музыки.

Также согласно сведениям личной карточки Кувиковой О.Н. ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на работу в ГБУК «Волгоградская филармония» на должность артиста-концертного исполнителя (флейта), ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на должность артиста-концертного исполнителя в структурное подразделение ансамбля песни и инструментальной музыки.

Из представленного в материалы дела приказа Управления культуры Исполкома Волгоградского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № <...>а, 14 сентября в канун празднования 400-летия города-героя Волгограда был открыт концертный зал <адрес> филармонии.

В соответствии с приказом комитета по культуре от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом о реорганизации Государственной организации культуры «Волгоградконцерт» от ДД.ММ.ГГГГ № <...> был утвержден новый устав Государственного учреждения культуры «Волгоградская филармония».

На основании решения Исполнительного комитета Волгоградского областного совета народных депутатов № <...> от ДД.ММ.ГГГГ концертный зал на 1200 мест с органом, введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ и находящейся на балансе управления культуры исполкома облсовета, был поименован Волгоградским центральным концертным залом.

На основании приказа Управления культуры Исполнительного комитета Волгоградского областного совета народных депутатов № <...> от ДД.ММ.ГГГГ областная филармония с ДД.ММ.ГГГГ была ликвидирована.

Приказом Управления культуры Исполнительного комитета Волгоградского областного совета народных депутатов № <...>а от ДД.ММ.ГГГГ Центральный концертный зал был отнесен к числу филармонических коллективов.

На основании приказа Управления культуры Исполнительного комитета Волгоградского областного совета народных депутатов № <...> от ДД.ММ.ГГГГ была учреждена государственная организация культуры Центральный концертный зал.

Приказом комитета по культуре администрации <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ государственная организация культуры «Волгоградконцерт» была преобразована в государственное учреждение культуры «Волгоградская филармония».

Постановлением главы администрации <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ была проведена реорганизация в форме слияния государственных учреждений культуры «Волгоградская филармония» и «Волгоградский театр эстрады», на их основе создано государственное учреждение культуры «Волгоградская областная филармония».

Постановлением администрации <адрес> № <...>-п от ДД.ММ.ГГГГ государственное бюджетное учреждение культуры «Волгоградская областная филармония» было переименовано в государственное бюджетное учреждение культуры «Агентство по проведению культурно-массовых мероприятий».

В соответствии с ответом комитета культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ государственное бюджетное учреждение культуры «Волгоградская филармония» было создано на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-п «О создании государственного бюджетного учреждения культуры «Волгоградская филармония» и по настоящее время не реорганизовывалось.

Из представленных в материалы дела штатных расписаний за 2017 г., 2018 г., табелей учета рабочего времени за 2017 г., 2018 г. следует, что в спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности артиста ансамбля народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония» на условиях постоянной занятости в режиме полного рабочего времени.

В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста ансамбля народной и эстрадной песни им. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», обосновано были включены судом первой инстанции в специальный стаж, так как право на их включение в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждено достоверными доказательствами.

При этом, отказывая в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в управлении культуры <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУК «Волгоградский концерт», суд обоснованно указал, что в выписке из ИЛС застрахованного лица сведения о льготном стаже истца в отношении спорных периодов работы отсутствуют.

Справка, уточняющая льготный характер работы, с указанием об отнесении работы истца к работам, подлежащим включению в специальный стаж по п. 21 ч. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, в том числе на условиях постоянной занятости, не представлена.

Записи в трудовой книжке при условии необходимости предоставления доказательств постоянной занятости, не являются основанием для удовлетворения иска.

Кроме того, в отношении спорного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУК «Волгоградский концерт» сведения о работе в указанный период в трудовой книжке отсутствуют.

В материалах гражданского и пенсионного дела истца находится только копия трудовой книжки истца.

Однако, первичные и основные документы, в том числе в виде трудового договора, должностной инструкции, инструкции об охране труда, положения о режиме рабочего времени, расчетных листков, табелей учета рабочего времени, отсутствуют.

В этой связи, по представленным в материалы дела письменным документам невозможно установить постоянную занятость истца на соответствующих видах работ в указанные периоды.

В этой связи, судом первой инстанции обоснованно было отказано в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в управлении культуры г. Волжского Волгоградской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУК «Волгоградский концерт».

Вместе с тем, положения ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ предусматривают, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, ст. 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При этом, возлагая на ответчика обязанность по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ судом не принято во внимание, что при условии включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, общая его продолжительность превышает 25 лет, ИПК является достаточным.

Из представленных в материалы дела в суде апелляционной инстанции письменных пояснений ОСФР по Волгоградской области следует, что при условии включения в специальный стаж истца спорных периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста ансамбля народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с учетом представленных работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета с кодом льготных условий труда за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, необходимая продолжительность специального стажа выработана истцом на ДД.ММ.ГГГГ

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350 – ФЗ, право на назначение пенсии определяется по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ (дата выработки специального стажа) + 48 месяцев).

Вместе с тем, на дату обращения к ответчику и разрешения возникшего спора в суде первой инстанции, право на назначение досрочной страховой пенсии, с учетом переходных положений пенсионного законодательства, у истца не возникло, в связи с чем, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для возложения на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, так как закон не предусматривает назначение пенсии на будущее время.

Однако, вышеуказанные обстоятельства не были учтены судом при принятии обжалуемого решения в указанной части.

В этой связи, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Доводы апелляционной жалобы ответчика о наличии оснований для отмены обжалуемого решения в полном объеме, являются несостоятельными, так как с учетом представленных истцом письменных доказательств, в силу требований ст. 59, 60 ГПК РФ, истец вправе требовать включения в специальный стаж указанных судом первой инстанции периодов работы, несмотря на отсутствие сведений о льготной работе в выписке из ИЛС застрахованного лица.

Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе и в дополнении к ней не указано.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Кувиковой О. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, по назначению досрочной страховой пенсии по старости отменить в части удовлетворения иска Кувиковой О. Н. о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области по назначению досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ и принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.

В остальной части решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Кувиковой О. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, по назначению досрочной страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Юрченко Д.А. УИД: 34RS0001-01-2022-003504-32

№ 2 – 11/2023 дело № 33 – 4825/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«26» апреля 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Марчукова А.В.,

судей: Колгановой В.М., Шиповской Т.А.,

при секретаре: Якуниной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кувиковой О. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, по назначению досрочной страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе и по дополнению к ней Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области

на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, которым:

вышеуказанные исковые требования Кувиковой О. Н. были удовлетворены частично;

признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, с учетом решения от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа во включении в специальный стаж Кувиковой О. Н. периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста ансамбля народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония»;

на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возложена обязанность по включению в специальный стаж Кувиковой О. Н. вышеуказанных периодов работы, а также по назначению досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ;

в удовлетворении остальной части требований Кувиковой О. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный страховой стаж периодов работы, было отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ОСФР по Волгоградской области по доверенности Бочкареву Н.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, представителя истца по доверенности Щербо Л.А., полагавшую, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит, представителя администрации Волгоградской области и комитета культуры Волгоградской области по доверенностям Самарина А.С., представителя администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Клюева А.П., полагавшихся при разрешении апелляционной жалобы на усмотрение суда, судебная коллегия

установила:

Кувикова О.Н. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, по назначению досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований истец указала, что решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 21 ч. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия 25 лет специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях.

В специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости было засчитано <.......>.

Однако, по мнению истца, ответчиком необоснованно отказано во включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в управлении культуры г. Волжского Волгоградской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста оркестра ансамбля народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУК «Волгоградский концерт», по причине отсутствия сведений о специальном стаже в указанные периоды работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Истец полагала, что оспариваемое решение является незаконным и нарушает ее права и законные интересы в области пенсионного обеспечения, так как совокупность представленных ею письменных доказательств, свидетельствует об обоснованности заявленных требований.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, истец просила возложить на ответчика обязанность по включению в специальный стаж периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в управлении культуры г. Волжского Волгоградской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста оркестра ансамбля народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУК «Волгоградский концерт», по назначению досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе и в дополнении к ней ОСФР по Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить в части удовлетворения заявленных требований, приняв по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что у суда отсутствовали основания для включения в специальный стаж истца спорных периодов работы, поскольку указанные периоды работы отражены в сведениях индивидуального (персонифицированного учета) без указания на код особых условий труда. Выражает несогласие с определенной судом датой назначения пенсии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с 25 марта 2023 г. подлежит отмене, с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований, а в остальной части оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 20 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п. 21 ч. 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Частью 3 ст.30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений ст. 30 и ст. 31 Закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «о» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. № 447 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного Постановления.

Согласно п. 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. № 447, право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют: артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет.

В соответствии с п. 11 Порядка подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных организаций подтверждаются трудовой книжкой и другими документами, содержащими необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характере выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).

В п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ 11 июля 2002 г. № 516, указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации

Согласно п. 3.3 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190, специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, подтверждается трудовой книжкой.

В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характера выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа, специальный стаж подтверждается на основании дополнительных документов, содержащих эти сведения в отношении данного лица (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).

Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Аналогичное правило предусмотрено п. 3 ст. 14 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника.

При отсутствии документального подтверждения характера и условий труда, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не возникает.

Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию в рамках возникшего спора о праве работника на досрочное назначение страхо­вой пенсии по старости, являются: докумен­тальное подтверждение занятости в профессиях и в должностях, на работах или условиях, которые предусмотрены Списком, в том числе с предоставлением доказательств постоянной занятости в течение полного рабочего дня на ставку заработной платы с 1 января 1992 г., а также наличие сведений о льготном характере работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

При отсутствии сведений о льготном характере работы, работник вправе представить иные письменные доказательства в порядке ст. 59, 60 ГПК РФ.

Как следует из материалов дела, решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 21 ч. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия 25 лет специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально – зрелищных организациях.

В специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости истцу было засчитано 13 лет 11 месяцев 8 дней.

При этом, пенсионным органом было отказано во включении в специальный стаж истца периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в управлении культуры г. Волжского Волгоградской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в оркестре государственного ансамбля «Волга» Государственного театра «Царицынская опера»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в оркестре государственного ансамбля «Волга» Государственного театра «Царицынская опера», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста оркестра ансамбля народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», а также периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В последующем ДД.ММ.ГГГГ ГУ – ОПФР по Волгоградской области было вынесено решение № <...> во изменение решения ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, согласно которому в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости истцу было засчитано <.......>, при этом истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 21 ч. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия 25 лет специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

По мнению истца, ответчиком принято необоснованное решение об отказе во включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в управлении культуры г. Волжского Волгоградской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста оркестра ансамбля народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУК «Волгоградский концерт».

Данные периоды не были включены в специальный стаж истца ввиду отсутствия сведений о специальном стаже в указанные периоды работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Из записей в трудовой книжки истца АТ-III № <...> и вкладыша в трудовую книжку следует, что Кувикова (Ф.И.О.) О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность артиста эстрадно-симфонического оркестра в управление культуры г. Волжского, ДД.ММ.ГГГГ была уволена по ст. 31 КЗоТ РСФСР (по собственному желанию).

С ДД.ММ.ГГГГ истец, на основании приказа № <...> от ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в ансамбле песни и пляски «Волжане» в ГУК «Волгоградская филармония» в должности солистки-инструменталистки (флейта) по 13 разряд, с ДД.ММ.ГГГГ была уволена по ст. 31 КЗоТ РСФСР (по собственному желанию) на основании приказа № <...> от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истец была принята в ансамбль народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко на должность артиста оркестра (флейта), ДД.ММ.ГГГГ уволена по основаниям п. 2 ч.1 ст. 77 ТК РФ (ввиду истечения срока трудового договора).

С ДД.ММ.ГГГГ Кувикова О.Н. была принята в ансамбль песни и инструментальной музыки ГБУК «Волгоградская филармония» на должность артиста концертного исполнения (флейта), с ДД.ММ.ГГГГ уволена по основаниям п. 2 ч.1 ст. 77 ТК РФ (ввиду истечения срока трудового договора).

ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на должность артиста концертного исполнителя ансамбля в ГБУК «Волгоградская филармония», ДД.ММ.ГГГГ уволена по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (ввиду истечения срока трудового договора).

Из справки, уточняющей особый характер работы или условий труда ГБУК «Агентство по проведению культурно-массовых мероприятий» от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, которая была представлена в адрес Пенсионного фонда при обращении с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Кувикова О.Н., на основании приказа № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в ГБУК «Волгоградская областная филармония» в ансамбль народной и эстрадной песни имени Г. Пономаренко, и работала полный рабочий день в период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста оркестра (флейта).

В соответствии со справкой ГБУК «Волгоградская филармония» № <...> от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кувикова О.Н. работала в государственном бюджетном учреждении культуры «Волгоградская филармония» в должности артиста-концертного исполнителя ансамбля песни и инструментальной музыки.

Также согласно сведениям личной карточки Кувиковой О.Н. ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на работу в ГБУК «Волгоградская филармония» на должность артиста-концертного исполнителя (флейта), ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на должность артиста-концертного исполнителя в структурное подразделение ансамбля песни и инструментальной музыки.

Из представленного в материалы дела приказа Управления культуры Исполкома Волгоградского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № <...>а, 14 сентября в канун празднования 400-летия города-героя Волгограда был открыт концертный зал <адрес> филармонии.

В соответствии с приказом комитета по культуре от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом о реорганизации Государственной организации культуры «Волгоградконцерт» от ДД.ММ.ГГГГ № <...> был утвержден новый устав Государственного учреждения культуры «Волгоградская филармония».

На основании решения Исполнительного комитета Волгоградского областного совета народных депутатов № <...> от ДД.ММ.ГГГГ концертный зал на 1200 мест с органом, введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ и находящейся на балансе управления культуры исполкома облсовета, был поименован Волгоградским центральным концертным залом.

На основании приказа Управления культуры Исполнительного комитета Волгоградского областного совета народных депутатов № <...> от ДД.ММ.ГГГГ областная филармония с ДД.ММ.ГГГГ была ликвидирована.

Приказом Управления культуры Исполнительного комитета Волгоградского областного совета народных депутатов № <...>а от ДД.ММ.ГГГГ Центральный концертный зал был отнесен к числу филармонических коллективов.

На основании приказа Управления культуры Исполнительного комитета Волгоградского областного совета народных депутатов № <...> от ДД.ММ.ГГГГ была учреждена государственная организация культуры Центральный концертный зал.

Приказом комитета по культуре администрации <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ государственная организация культуры «Волгоградконцерт» была преобразована в государственное учреждение культуры «Волгоградская филармония».

Постановлением главы администрации <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ была проведена реорганизация в форме слияния государственных учреждений культуры «Волгоградская филармония» и «Волгоградский театр эстрады», на их основе создано государственное учреждение культуры «Волгоградская областная филармония».

Постановлением администрации <адрес> № <...>-п от ДД.ММ.ГГГГ государственное бюджетное учреждение культуры «Волгоградская областная филармония» было переименовано в государственное бюджетное учреждение культуры «Агентство по проведению культурно-массовых мероприятий».

В соответствии с ответом комитета культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ государственное бюджетное учреждение культуры «Волгоградская филармония» было создано на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-п «О создании государственного бюджетного учреждения культуры «Волгоградская филармония» и по настоящее время не реорганизовывалось.

Из представленных в материалы дела штатных расписаний за 2017 г., 2018 г., табелей учета рабочего времени за 2017 г., 2018 г. следует, что в спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности артиста ансамбля народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония» на условиях постоянной занятости в режиме полного рабочего времени.

В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста ансамбля народной и эстрадной песни им. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», обосновано были включены судом первой инстанции в специальный стаж, так как право на их включение в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждено достоверными доказательствами.

При этом, отказывая в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в управлении культуры <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУК «Волгоградский концерт», суд обоснованно указал, что в выписке из ИЛС застрахованного лица сведения о льготном стаже истца в отношении спорных периодов работы отсутствуют.

Справка, уточняющая льготный характер работы, с указанием об отнесении работы истца к работам, подлежащим включению в специальный стаж по п. 21 ч. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, в том числе на условиях постоянной занятости, не представлена.

Записи в трудовой книжке при условии необходимости предоставления доказательств постоянной занятости, не являются основанием для удовлетворения иска.

Кроме того, в отношении спорного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУК «Волгоградский концерт» сведения о работе в указанный период в трудовой книжке отсутствуют.

В материалах гражданского и пенсионного дела истца находится только копия трудовой книжки истца.

Однако, первичные и основные документы, в том числе в виде трудового договора, должностной инструкции, инструкции об охране труда, положения о режиме рабочего времени, расчетных листков, табелей учета рабочего времени, отсутствуют.

В этой связи, по представленным в материалы дела письменным документам невозможно установить постоянную занятость истца на соответствующих видах работ в указанные периоды.

В этой связи, судом первой инстанции обоснованно было отказано в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в управлении культуры г. Волжского Волгоградской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУК «Волгоградский концерт».

Вместе с тем, положения ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ предусматривают, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, ст. 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При этом, возлагая на ответчика обязанность по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ судом не принято во внимание, что при условии включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, общая его продолжительность превышает 25 лет, ИПК является достаточным.

Из представленных в материалы дела в суде апелляционной инстанции письменных пояснений ОСФР по Волгоградской области следует, что при условии включения в специальный стаж истца спорных периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста ансамбля народной и эстрадной песни им. Г. Пономаренко, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК «Волгоградская филармония», с учетом представленных работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета с кодом льготных условий труда за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, необходимая продолжительность специального стажа выработана истцом на ДД.ММ.ГГГГ

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350 – ФЗ, право на назначение пенсии определяется по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ (дата выработки специального стажа) + 48 месяцев).

Вместе с тем, на дату обращения к ответчику и разрешения возникшего спора в суде первой инстанции, право на назначение досрочной страховой пенсии, с учетом переходных положений пенсионного законодательства, у истца не возникло, в связи с чем, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для возложения на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, так как закон не предусматривает назначение пенсии на будущее время.

Однако, вышеуказанные обстоятельства не были учтены судом при принятии обжалуемого решения в указанной части.

В этой связи, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Доводы апелляционной жалобы ответчика о наличии оснований для отмены обжалуемого решения в полном объеме, являются несостоятельными, так как с учетом представленных истцом письменных доказательств, в силу требований ст. 59, 60 ГПК РФ, истец вправе требовать включения в специальный стаж указанных судом первой инстанции периодов работы, несмотря на отсутствие сведений о льготной работе в выписке из ИЛС застрахованного лица.

Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе и в дополнении к ней не указано.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Кувиковой О. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, по назначению досрочной страховой пенсии по старости отменить в части удовлетворения иска Кувиковой О. Н. о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области по назначению досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ и принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.

В остальной части решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Кувиковой О. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, по назначению досрочной страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4825/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кувикова Ольга Николаевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области
Другие
ГБУК Волгоградская филармония
Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области
Щербо Лариса Владимировна
ГБУК Агентство по проведению культурно-массовых мероприятий
Администрация Волгоградской области
Комитет культуры Волгоградской области
МУК Волгоградконцерт
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Марчуков Алексей Викторович
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
05.04.2023Передача дела судье
26.04.2023Судебное заседание
05.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2023Передано в экспедицию
26.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее