Дело №5-144/2021
УИД №22RS0066-01-2021-000386-17
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
25 января 2021 года г. Барнаул, ул. Папанинцев, д. 130, каб. 410
Судья Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края Тагильцев Роман Валерьевич, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Ворониной Тамары Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному начальником отделения ИАЗ ОП по Железнодорожному району УМВД России по г. Барнаулу ФИО7., ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14-00 часов до 15-30 часов Воронина Т.А., находясь на улице по адресу: <адрес> в составе группы лиц, состоящей из не менее <данные изъяты> человек, добровольно принимала участие в проведении несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия в форме шествия, следуя от <адрес> целью которого было привлечение внимания окружающих к проблеме общественно-политического характера, а именно в поддержку ФИО8. При этом Воронина Т.А. держала плакат с лозунгом «<данные изъяты>» и совместно с другими участниками данного шествия, скандирующими лозунги: «<данные изъяты> «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», информировала тем самым о целях этого шествия, выражая свое мнение и формируя мнение окружающих к данной проблеме.
Указанное публичное мероприятие повлекло создание помех движению пешеходов и транспортных средств участниками шествия при движении организованной колонны по тротуарам и проезжей части <адрес>, а также создание помех функционированию транспортной инфраструктуры, нарушение режима работы общественного транспорта, что является нарушением требований пунктов 1 – 3 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Действия Ворониной Т.А. квалифицированы по ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании Воронина Т.А. просила отложить слушание дела в связи с состоянием здоровья. Однако данное ходатайство подлежит отклонению, поскольку, как следует из представленных ею медицинских документов, оснований для госпитализации не установлено.
При этом судья учитывает, что в силу положений ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов в суд, то есть ДД.ММ.ГГГГ
Перед объявлением, кто рассматривает дело, то есть до его рассмотрения по существу (на стадии заявлений, ходатайств) Воронина Т.А. начала грубо себя вести, кричать и перебивать судью, в связи с чем после трех замечаний она была удалена из зала судебного заседания. Поэтому с учетом положений статей 25.1, 25.15 КоАП РФ судья определил рассмотреть дело в отсутствие Ворониной Т.А.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив представленные административным органом доказательства в соответствии с требования ст. 26.11 КоАП РФ, федеральный судья приходит к следующему выводу.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон №54-ФЗ), которым в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, на что указано в статье 4 данного Закона.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 того же Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7 Закона №54-ФЗ), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п.п. 1, 2 ст. 5 Закона №54-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона №54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия – документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 5 статьи 5 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 31.12.2004 №76-ЗС (ред. от 04.09.2020) «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края», уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Статьей 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (п. 5 ст. 2 Закона №54-ФЗ).Частью 3 статьи 6 Закона №54-ФЗ установлено, что во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Согласно ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», для целей частей 6.1, 7 статьи 20.2 КоАП РФ под несанкционированным публичным мероприятием следует понимать публичное мероприятие, в проведении которого органом публичной власти отказано в установленных частью 3 статьи 12 Закона №54-ФЗ случаях, уведомление о проведении которого не было подано по правилам статьи 7 Закона №54-ФЗ, в отношении которого по мотивированному предложению органа публичной власти в определенном названным законом порядке не было согласовано изменение места и (или) времени его проведения либо не устранено указанное в предложении публичного органа несоответствие обозначенных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона №54-ФЗ.
Обязательным условием для квалификации действий (бездействия) участника несанкционированного публичного мероприятия по части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ является наличие последствий, выражающихся в создании помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, а также причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14-00 часов до 15-30 часов Воронина Т.А., находясь на улице по адресу: <адрес>, в составе группы лиц, состоящей из не менее <данные изъяты> человек, добровольно принимала участие в проведении несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия в форме шествия, следуя от <адрес> целью которого было привлечение внимания окружающих к проблеме общественно-политического характера, а именно в поддержку ФИО9 При этом Воронина Т.А. держала плакат с лозунгом «<данные изъяты>» и совместно с другими участниками данного шествия, скандирующими лозунги: «<данные изъяты>», <данные изъяты>», «<данные изъяты>», информировала тем самым о целях этого шествия, выражая свое мнение и формируя мнение окружающих к данной проблеме.
Указанное публичное мероприятие повлекло создание помех движению пешеходов и транспортных средств участниками шествия при движении организованной колонны по тротуарам и проезжей части <адрес>, а также создание помех функционированию транспортной инфраструктуры, нарушение режима работы общественного транспорта, что подтверждается видеозаписью, имеющейся в материалах дела (л.д. 28).
Указанные обстоятельства также подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2), рапортом начальника ОУУП и ПДН УМВД России по г. Барнаулу ФИО10. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), рапортами сотрудников полиции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10), фотографиями, на которых Воронина Т.А. изображена с плакатов в руках «<данные изъяты>» (л.д. 11-12), а также ответом председателя Комитета общественных связей и безопасности администрации г. Барнаула ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому вышеуказанное публичное мероприятие было несанкционированным (л.д. 18-22), оснований не доверять которым у судьи не имеется.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, полученные должностными лицами органов полиции в полном соответствии с законом, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в совокупности с иными материалами дела (ст. 26.11 КоАП РФ), с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, федеральный судья приходит к выводу о том, что в действиях Ворониной Т.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
При решении вопроса о назначении виновному в нарушении законодательства Российской Федерации о публичных мероприятиях лицу административного наказания конкретного вида и размера необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»).
Рассматривая вопрос о назначении Ворониной Т.А. наказания, судья в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ принимает во внимание характер совершенного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, учитывает непризнание лицом вины в совершении вмененного правонарушения, отсутствие раскаяния в содеянном, а также имущественное положение лица.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, по делу не установлено (статьи 4.2, 4.3 КоАП РФ), поэтому судья считает возможным назначить Ворониной Т.А. наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб., что будет отвечать целям наказания и повлечет за собой исправление данного лица.
Руководствуясь статьями 3.1, 4.1, 20.2, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
признать Воронину Тамару Анатольевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Административный штраф следует оплатить в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Алтайскому краю (УМВД России по г. Барнаулу), ИНН <данные изъяты> КПП <данные изъяты>, расчетный счет получателя <данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5.1, а также в части 1.1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня получения постановления непосредственно в Алтайский краевой суд либо через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края.
Судья Р.В. Тагильцев