Дело № 2-554/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2022 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Фисюк О.И. при секретаре судебного заседания Зоткине И.А. с участием истца Островной С.В., представителя истца Островной С.В. – адвоката Кильбаух Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Островного Василия Алексеевича, Островной Светланы Васильевны, Островной Дарьи Васильевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение – квартиру <адрес> в порядке приватизации в равных долях.
В обоснование исковых требований указали, что в порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», истец Островная С.В. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению соответствующего договора в отношении занимаемой квартиры. Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 16.03.2021 № ОПР/21-7 в предоставлении государственной услуги было отказано по тем основаниям, что спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд и является служебной. С таким решением ответчика истцы не согласны, считают его незаконным, ссылаясь на то, что Федеральным законом от 11.06.2021 №210-ФЗ в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» были внесены изменения, согласно которым служебные жилые помещения подлежат приватизации.
В судебном заседании Островная С.В. и ее представитель иск поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истцы Островной В.А., Островная Д.В., представитель ответчика, представитель третьего лица - Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда. Представителем ответчика поданы письменные возражения на иск, сводящиеся к доводам, изложенным в решении об отказе в предоставлении государственной услуги. Истцы Островной В.А. и Островная Д.В. подали заявление о рассмотрении дела без их участия.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ в Реестр собственности города Севастополя включена однокомнатная квартира <адрес>.
В данной квартире № проживает и состоит на регистрационном учете Островная С.В. и члены ее семьи - Островной В.А. и Островная Д.В.
16.09.2020 между Островным В.А. и Департаментом капитального строительства города Севастополя на основании апелляционного определения Севастопольского городского суда от 29.06.2020 по делу № 33-1451/2020 заключен бессрочный договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по условиям которого наймодатель передает нанимателю квартиру в бессрочное владение и пользование для проживания в ней, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2020 по делу № 88-25244/2020 отменено вышеуказанное апелляционное определение.
В марте 2021 г. Островная С.В. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении с ней договора о передаче спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 16.03.2021 № ОПР/21-7 истцу отказано в предоставлении государственной услуги на основании подпунктов 5,8 пункта 20 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27 сентября 2016 года № 128-а/2016, со ссылкой на то, что квартира является служебной.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон от 04.07.1991 г. № 1541-I) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. 2 Закона от 04.07.1991 г. № 1541-I граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из положений ст. 6 Закона от 04.07.1991 г. № 1541-I, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 7 Закона от 04.07.1991 г. № 1541-I предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
На основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на однократное участие в бесплатной приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Пунктом 2 части 1 статьи 92, статьей 94 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях, которые предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Как установлено вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 27.02.2020 г., решения об исключении спорного жилого помещения из числа специализированного жилищного фонда уполномоченным органом не принималось.
Между сторонами по делу сложились правовые отношения, вытекающие из договора найма служебного жилого помещения, поскольку при вселении в спорную квартиру сторонами был определен законный режим использования нанимателем жилого помещения в качестве служебного, что не позволяет отнести его к договору социального найма жилого помещения.
Сведений об изменении правового режима квартиры в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных помещений либо передано в муниципальную собственность, что предполагает изменение статуса жилого помещения, истцом не представлено. Проживание Островной С.В. и членов ее семьи в спорной квартире не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа, поскольку квартира была предоставлена во временное пользование в качестве служебного жилья.
Таким образом, учитывая, что уполномоченным органом города Севастополя решение об исключении спорного жилого помещения из служебных помещений не принималось, то оснований для отнесения спорного жилого помещения к жилищному фонду социального использования и признания за истцами, проживающими в таком жилом помещении, права собственности в порядке приватизации оснований не имеется.
При указанных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска и, соответственно, возмещения истцу понесенных судебных расходов.
Доводы представителя истца относительно того, что Федеральным законом от 11.06.2021 №210-ФЗ в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» были внесены изменения, согласно которым к служебным жилым помещениям применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма и такие помещения подлежат приватизации, основано на ошибочном понимании данной нормы.
Руководствуясь статьями 196, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Островного Василия Алексеевича, Островной Светланы Васильевны, Островной Дарьи Васильевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины отнести на истца.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 18.03.2022 года.
Судья –