Дело № 2 –141/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пос. Октябрьский 3 июня 2019 года
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шерягиной С.Н.,
при секретаре Борисовой И.А.,
с участием истца Журавлёва А.А.,
представителя ответчика администрации МО «Октябрьское» Нагишева Д.С.,
третьего лица Журавлёвой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Журавлёва А.А. к администрации МО «Октябрьское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
установил:
Журавлёв А.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Октябрьское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указал, что состоит на регистрационном учете по адресу: п.... Из-за аварийности дома переехал проживать в .... В 2007 году ему стало известно, что указанный жилой дом был разобран и вывезен с территории поселка. В реестре муниципальной собственности дом не значится, в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу не признавался. Считает, что поскольку жилое помещение, в котором он был зарегистрирован и проживал, снесено, то у него возникло право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. С учетом уточнения исковых требований просил обязать администрацию МО «Октябрьское» предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью равнозначной ранее занимаемой, не менее 37,3 кв.м., в виде отдельной квартиры, состоящей не менее, чем из одной комнаты, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта- ... ... ....
Определением судьи от 7 апреля 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований, относительно предмета спора, привлечены Журавлёва Л.Н. и ФИО1 в лице законного представителя ФИО6
В судебном заседании истец Журавлёв А.А. заявленные требования поддержал, пояснил, что в 1979 г. его мать ФИО15 стала сожительствовать с ФИО2, переехала из д. .... ФИО2 проживал в квартире, которая была предоставлена ему Солицким лесопунктом. В то время нумерации домов и наименования улиц в поселке не было. В 1982 г. он (Журавлёв А.А.) переехал к матери в п. ..., устроился на работу в совхоз «Октябрьский». В 1986 г. ФИО2 уехал жить в .... До 1997 г. платежи за квартиру платила мать, сначала платила в контору лесопункта, а потом в Чадромскую администрацию, где ей позже сказали, что дом аварийный и платить за квартиру не надо. Поскольку соседи выехали из своих квартир, около 10 лет они с матерью проживали в доме одни. Из-за отсутствия работы и объектов социальной инфраструктуры жители стали выезжать из поселка. В 2002 г. мать переехала д. ..., а он остался проживать в квартире один. Зимой в квартире было холодно, поэтому в зимний период жил у матери. В сентябре 2004 г. он устроился на работу в ДСК в ... ..., где снял жилье. На выходные уезжал в п..... Последний раз в квартире был в 2005 г. Потом от знакомого узнал, что в 2006 г. дом был разобран Октябрьским ЖКХ и вывезен с территории поселка. Позже он обратился в Октябрьскую поселковую администрацию с заявлением о предоставлении жилья. В 2010 г. зарегистрировал брак с ФИО6 В 2018 г. его семья в составе жены ФИО6 и её дочери ФИО1 признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, номер в очереди на данный момент 99. ФИО6 и ФИО1 в п. ... никогда не проживали. Считает, что поскольку он не имеет другого жилья, вышеуказанное жилое помещение утрачено в связи с действиями муниципалитета, то он имеет право на предоставлении жилья во внеочередном порядке.
Представитель ответчика администрации МО «Октябрьское» Нагишев Д.С. исковые требования не признал, указав, что Журавлёв А.А. правом на внеочередное предоставление жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, не обладает. Договор социального найма между ответчиком и истцом, либо с членами его семьи (родителями), о предоставлении органом местного самоуправления жилого помещения по адресу: п..., не заключался. До 2006 года данный дом был бесхозным, никто в нем не проживал, жителями п.... постепенно разбирался; были разобраны печи, выставлены оконные рамы, сняты полы. Данное строение стало создавать опасность, и в последующем было полностью разобрано. Властно-распорядительного акта органом местного самоуправления по данному дому не издавалось. В Чадромскую сельскую администрацию, либо в администрацию МО «Октябрьское», а также в межведомственную комиссию заявлений о рассмотрении вопроса о признании жилого ... не поступало. В связи с отсутствием таких заявлений, а также в связи с отсутствием данного объекта недвижимости в реестре муниципальной собственности, указанный ... в п.... межведомственной комиссией не обследовался, аварийным и непригодным для проживания в установленном порядке не признавался.
Третье лицо ФИО6. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, третье лицо, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Как указано в Постановлении Конституционного суда РФ от 24 марта 2015 г. N 5-П в России, социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1 Конституции РФ), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для его осуществления.
Так, в силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются жилые помещения по договору социального найма вне очереди.
Как следует из пояснений истца Журавлёв А.А. с начала 1980-х г.г. по настоящее время он зарегистрирован по адресу: ..., п. ..., ....
Кроме того, как следует из архивных копий форм № 1П в отношении Журавлёва А.А. при оформлении паспортов в 1981 г., 1999 г., 2001 г., место жительства Журавлёва А.А. указано - п.....
В записи акта о заключении брака от 27 апреля 1996 г. также указано место постоянного жительства Журавлёва А.А. – п.....
Поселок ... входил в территорию Чадромской сельской администрации.
В целях упорядочения адресного хозяйства населенных пунктов сельской администрации распоряжением главы Чадромской сельской администрации № 17 от 4 февраля 2004 г. утверждены названия улиц в п... и нумерация домов. Из содержания указанного распоряжения следует, что ... в п.... значится, но имеется запись – «с/администрация/списать».
В судебном заседании свидетель ФИО3 показала, что ранее она работала в Чадромской сельской администрации. Мать Журавлёва А.А. – ФИО15 переехала в п...., стала проживать в квартире, принадлежащей Солицкому лесопункту. Дом 4-квартирный. Журавлёв А.А. работал в совхозе «Октябрьский», а потом непродолжительное время - в сельской администрации. В последующем жилье п.... списочно передавалось от лесопункта в Чадромскую администрацию. Когда приезжала комиссия, ... в п.... на учет не ставили, поскольку стояли только стены, окон, печек, дверей и крыши в доме не было. В доме никто не проживал, он был непригоден для проживания, поэтому жители поселка самостоятельно начали разбирать дом в 2002-2004 г.г. Нумерация домов и наименование улиц в поселке появились в 2004 г. В п.... имеется еще два аналогичных дома как дом .... Они расположены по адресам: ....
Показаниями свидетеля ФИО4 также подтверждается, что ранее все жилье в п.... принадлежало Солицкому лесопункту, Журавлёвы проживали в ... в п....
Согласно уведомлению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО "Устьянский муниципальный район" от 18 февраля 2019 г. жилой дом № 2 по адресу: ..., в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Устьянский муниципальный район" отсутствует.
Как следует из материалов дела, указанный жилой дом, равно как и находящиеся в нем квартиры, в муниципальную собственность не принят.
В справке от 16 марта 2011 г., выданной специалистом МО «Октябрьское» ФИО3 указано, что в 2006 г. ввиду аварийного состояния и в целях пожарной безопасности ... в п.... был снесен (лафет вывезен в п.Октябрьский для ремонта жилфонда).
Свидетель ФИО5 в судебном заседании показал, что с 2003 г. по 2008 г. он работал в жилкомсервисе крановщиком, и его направляли в п.... для разборки жилых домов, в том числе ... от разобранных домов вывозили в п.Октябрьский.
13 апреля 2012 г. Журавлёву А.А. администрацией МО «Октябрьское» выдана справка, что он зарегистрирован по месту жительства по адресу: п.... ..., МО «Октябрьское», нуждается в улучшении жилищных условий. В соответствии с областным законом Архангельской области от 9 сентября 2004 г. № 249-32-ОЗ «О перечнях труднодоступных местностей на территории Архангельской области» поселок ... отнесен к труднодоступной местности.
В 2011 г. Журавлёв А.А. зарегистрировал брак с ФИО6., проживает с семьей в ... в съемном жилье.
Постановлением главы МО «Октябрьское» № 786 от 27 декабря 2018 г. семья истца в составе: жена - ФИО6 и дочь - ФИО1, признана малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На основании постановления главы муниципального образования «Октябрьское» № 13 от 15 января 2019 г. семья Журавлёва А.А. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма, номер в очереди - 101.
Члены семьи - жена ФИО6., дочь ФИО1, зарегистрированы по месту пребывания с 29 ноября 2018 г. по 28 ноября 2019 г. по адресу: ....
Позиция ответчика сводится к тому, что отсутствуют доказательства законности вселения истца в жилой дом, расположенный в п.Красный Бор, в котором истец занимал жилое помещение; указанный дом не является муниципальной собственностью; не прошел процедуру признания его аварийным и подлежащим сносу, что исключает обязанность ответчика по предоставлению Журавлёву А.А. жилого помещения во внеочередном порядке.
Вместе с тем, в ходе судебного заседания обоснованность требований истца нашла свое подтверждение.
Так, в силу положений ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, в общественный жилищный фонд включались жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям.
В соответствие со ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения в домах общественного жилищного фонда предоставляются гражданам в бессрочное пользование.
Основанием для вселения в жилое помещение по договору найма является ордер (ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР).
В силу ст. 50 Жилищного кодекса РСФСР пользование жилыми помещениями в домах общественного жилищного фонда, осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Исходя из положений ст. 53, ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР вселению в жилое помещение совместно с нанимателем подлежат члены его семьи, его супруга, дети и родители.
Из объяснений истца следует, что жилое помещение по адресу: п. ..., было предоставлено сожителю матери истца ФИО2 в связи с трудовыми отношениями Солицким лесопунктом. В дальнейшем истец был вселен в указанное жилое помещение как член семьи.
Как следует из архивных данных Солицкий лесопункт входил в состав Устьянского леспромхоза (после преобразования АО «Устьянский леспромхоз»), постановлением главы администрации Устьянского района № 314 от 7 июля 1999 г. АО «Устьянский леспромхоз» ликвидировано и исключено из реестра юридических лиц.
25 июня 1998 г. главой администрации МО «Устьянский муниципальный район» издано распоряжения № 191 «О передаче жилищного фонда с баланса АО «Устьянский ЛПХ» в муниципальную собственность». Согласно распоряжению сельским администрациям необходимо было принять на баланс жилфонд от АО «Устьянский ЛПХ» в установленном порядке.
Таким образом, установлено, что жилой дом по адресу: п. ..., до 1998 г. находился на балансе АО «Устьянский ЛПХ». Документы о предоставлении жилых помещений в указанном доме не сохранились.
Судом установлено, что органами регистрации Журавлёв А.А. по месту жительства зарегистрирован в жилом доме с 1980-х г.г. постоянно, при этом, порядок регистрации граждан в жилых помещениях предполагает проверку оснований пользования указанными помещениями.
При этом само по себе отсутствие ордера на занятие жилого помещения при фактическом вселении, проживании и исполнении обязанностей нанимателя не может служить препятствием к возникновению у гражданина права пользования жилым помещением. При таком положении, суд приходит к выводу, что истец в период действия Жилищного кодекса РСФСР был вселен в жилое помещение спорного жилого дома, отнесенного к общественному жилищному фонду, на законных основаниях.
В силу положений пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В Приложении N 3 обозначен жилищный фонд, находящийся на территории муниципального образования.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являются федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Как установлено выше, жилой дом по п. ..., на момент начала процесса приватизации государственных предприятий находился на балансе Устьянского ЛПХ.
При таких обстоятельствах, в силу положений указанных выше нормативных актов спорный жилой дом, находившийся в ведении государственного предприятия, при его приватизации подлежал передаче и безусловному принятию в муниципальную собственность.
Указанный вывод согласуется с положениями статьи 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Таким образом, жилищный фонд, высвобождающийся при прекращении деятельности юридических лиц, владевших жилыми помещениями, в силу закона переходит в муниципальную собственность вне зависимости от совершения действий по зачислению его в реестр муниципальной собственности. Обратное будет свидетельствовать о недостижении органами местной власти целей и задач местного значения.
Однако, вне зависимости от этого, указанный дом с момента приватизации Устьянского ЛПХ стал относиться к муниципальному жилищному фонду Чадромской сельской администрации Устьянского района Архангельский области, которая свою обязанность не исполнила, жилой дом в муниципальную собственность не оформила.
Согласно справке ОГПН Устьянского района 21 декабря 2004 г. в Чадромской сельской администрации произошел пожар, в результате которого здание администрации уничтожено огнем полностью.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Чадромская сельская администрация ликвидирована 23 июня 2011 г. Правопреемником стало МО «Октябрьское».
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно закону Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.- ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» (в первоначальной редакции), статусом городского поселения наделено МО «Октябрьское», в территорию которого стал входить в том числе и п. ...
Таким образом, учитывая, что вселение истца в спорное жилое помещение было произведено на законных основаниях, жилой дом, в котором находилось жилое помещение, ранее принадлежал государственному предприятию, и после приватизации которого, в силу закона, стал являться объектом муниципальной собственности, то к спорным правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Нахождение спорного жилого дома в муниципальной собственности порождало у администрации в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность осуществлять контроль за сохранностью указанного муниципального имущества; в силу ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность принять решение о признании в установленном порядке жилого дома аварийным и подлежащим сносу, и как следствие в силу ст. 86, ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставить истцу в связи со сносом жилого дома, жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям.
Между тем, и эти обязанности не исполнены.
В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, с соблюдением общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилья по данному виду договора и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении: подтверждение права пользования гражданином жилым помещением, пришедшим в негодность; признание гражданина нуждающимся в жилом помещении; признание гражданина малоимущим (ч. 2 ст. 49 и ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным установлены Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 (далее - Положение N 47).
Согласно п. 7 Положения N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой для этих целях органом местного самоуправления для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно абз. 2 ст. 49 Положения N 47 на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судом установлено, что квартира истца непригодной для проживания граждан, а также многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном законном порядке не признавались.
Само по себе нарушение порядка признания жилого дома, в котором было расположено жилое помещение истца, аварийным и подлежащим сносу основанием для отказа в иске служить не может, поскольку длительное виновное неисполнение ответчиком своих обязанностей не может сказываться на реализации права истца на получение жилого помещения взамен аварийного. Полное уничтожение дома исключило возможность соблюдения порядка признания его аварийным.
Данная правовая позиция отражена в разд.III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, согласно которой, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Представленными по делу доказательствами, в том числе уведомлениями Управления Росреестра по Архангельской области и НАО, подтверждается, что истец и члены ее семьи другого жилья не имеют, что свидетельствует о его объективной нуждаемости в предоставлении жилого помещения в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что истец жилого помещения, в котором он мог бы реализовать свои жилищные права, не имеет, обязанность по предоставлению жилого помещения возложена законом на ответчика, поскольку жилое помещение, в котором на законных основаниях проживал истец, являлось муниципальной собственностью, неисполнение ответчиком привело к разрушению и гибели жилого дома, в котором находилось помещение истца. То есть, требования истца о предоставлении ему жилого помещения на льготных условиях по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежат удовлетворению.
На основании ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Из разъяснений п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Часть 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, а отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.
Судом установлено, что дом по адресу: п. ... ... разобран.
Из архивной справки администрации МО "Устьянский муниципальный район" следует, что сведения о постройке, вводе в эксплуатацию, сносе указанного жилого дома и о предоставлении квартиры ФИО15 (матери истца) либо ФИО2 в указанном жилом доме отсутствуют.
Из справки ГБУ Архангельской области «БТИ Архангельской области» также следует, что технический паспорт на жилой дом не готовился.
Из показаний истца, свидетелей следует, что в п. ... построено еще два аналогичных дома как ..., которые расположены по адресам: .... ....
Технический паспорт на ... отсутствует.
Учитывая изложенное, суд принимает во внимание показания истца и технический паспорт по жилому дому ... по ... п. ...
Журавлёв А.А. суду пояснил, что ... аналогична ....
Согласно техническому паспорту жилого дома, составленному по состоянию на ...г., жилой ... в п. ...- 1960 года постройки, четырехквартирный, физический износ здания-73%, ... жилого дома имеет общую площадь 37,3 кв.м, жилую площадь 17,6 кв.м.
С учетом установленных судом обстоятельств и указанных положений закона истец имеет право на предоставление по договору социального найма жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, т.е. не менее 37,3 кв. метров общей площади, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным требованиям.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Журавлёва А.А. к администрации муниципального образования «Октябрьское» удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Октябрьское» предоставить Журавлёву А.А., в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры, состоящей не менее чем из одной жилой комнаты, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению- не менее 37,3 кв.м., отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - ....
Решение суда может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Устьянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Шерягина