Дело ###а-2452/2020 копия
УИД 33RS0###-59
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 октября 2020 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Хижняк Н.Б.,
при секретаре ФИО3,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административных ответчиков
и заинтересованного лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации <...>, Управлению <данные изъяты> <...> о признании незаконным отказа, обязать совершить действия,
Установил:
ФИО1 обратилась в суд с уточненным иском к администрации <...>, <данные изъяты> <...> о признании незаконными: бездействия ответчиков в виде отказа в применении отклонения до допустимых размеров земельного участка по адресу: <...>,<данные изъяты>; ответа администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ; предоставить разрешение на отклонение от предельного размера земельного участка по площади, присвоить участку условно-разрешенный вид использования.
В обоснование требований указано, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты> ###, расположенный по адресу: <...>,12а. В октябре 2019 года истец обращалась в <данные изъяты> <...> по вопросу согласования с вынесением на публичные слушания условно-разрешенного вида использования указанного земельного участка, а именно «строительство многоквартирного жилого дома секционного, галерейного, коридорного типа, в том числе со встроенными, пристроенными помещениями». Постановлением главы <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### назначены публичные слушания по вопросу разрешения на условно-разрешенного вида использования земельного участка площадью <данные изъяты>.м., кадастровый ###, расположенный по адресу: <...>,12а, а именно «строительство многоквартирного жилого дома секционного, галерейного, коридорного типа, в т.ч. со встроенными, пристроенными помещениями». По результатам публичных слушаний истцу отказано в предоставлении разрешения на условно-разрешенного вида использования земельного участка ввиду несоответствия земельного участка минимальному размеру, установленному Правилами землепользования и застройки муниципального образования <...>, утвержденными решением Совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###. Принятие комиссией решения является следствием ненадлежащего рассмотрения заявления истца об отклонении от предельных минимальных размеров земельного участка.
Площадь участка, кадастровый ###, составляет <данные изъяты>.м, а минимальный размер для условно-разрешенного вида использования земельного участка составляет 1200 кв.м. Таким образом, возможное отступление от предельных минимальных размеров незначительное - <данные изъяты> Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет до принятия Правил землепользования и застройки муниципального образования <...>, а именно ДД.ММ.ГГГГ. Положительная практика рассмотрения вопроса об отклонении от предельных минимальных размеров земельного участка путем проведения публичных слушаний имеется в других муниципальных образованиях ДД.ММ.ГГГГ истец получила последний ответ из Управления архитектуры и строительства администрации <...>. Ответ не содержит ничего по смыслу и сути последнего заявления. Полагает, что администрация <...>, а именно Управление архитектуры и строительства не компетентно в вопросах федерального законодательства и не желает им руководствоваться.
В судебном заседании административный истец уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель административных ответчиков администрации <...>, <данные изъяты> <...>, заинтересованного лица Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования <...> ФИО4 возражал против удовлетворения требований, указав, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования <...>, утвержденными решением Совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в территориальной зоне О-l «Зона делового, общественного и коммерческого назначения ». Для данной зоны минимальный размер земельного участка для размещения многоквартирного жилого дома секционного, галерейного, коридорного типа, в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными помещениями составляет - 1200 м2, площадь земельного участок административного истца — <данные изъяты>
Постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и на основании решения комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования <...> от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в виду несоответствия площади земельного участка минимальному размеру, установленному правилами землепользования и застройки МО <...>.
Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки МО <...> протокол ### от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено обращение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных размеров земельного участка КН <данные изъяты> и принято решение: отклонить предложение, так как отклонение от предельных размеров земельного участка не предусмотрено законодательством.
Согласно статье 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Предельные параметры включают в себя следующие понятия: минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка. Отклонение от предельных (минимальных (или) максимальных) размеров земельных участков действующим законодательством РФ не предусмотрено. Соответственно, проведение публичных слушаний не предусмотрено. Ответ по данному вопросу дан ФИО1 в письме Управления от ДД.ММ.ГГГГ ###. Доказательств нарушения прав, законных интересов и свобод административным истцом не представлено.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из содержания пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Между тем по данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, не имеется.
Так, согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Из системного анализа положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
При этом следует учитывать положения статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым правообладатели земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства возможно при соблюдении требований технических регламентов и ряда процедур, включая рассмотрение этого вопроса на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>., расположенного по адресу: <...>,12а, поставленного на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с разрешенным использованием жилая застройка усадебного типа (л.д.56-58).
ФИО1 обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ### в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки МО <...> о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, находящегося в ее собственности, и о предоставлении разрешения на отклонение от предельных минимальных размеров земельного участка (л.д.73).
В соответствии с протоколом заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки МО <...> ### от ДД.ММ.ГГГГ указанное обращение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных размеров земельного участка <данные изъяты> рассмотрено и принято решение: отклонить предложение, так как отклонение от предельных размеров земельного участка не предусмотрено законодательством (л.д. 66-71), заявителю направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ ### (л.д.65).
В части вопроса в вышеуказанном заявлении о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка постановлением главы <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### назначены публичные слушания (л.д.37).
Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки МО <...> рассмотрены результаты публичных слушаний на основании протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - многоквартирные жилые дома секционного, галерейного, коридорного типа, в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными помещениями, с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <...>, 12а, протокол ### от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74-87). Комиссией принято решение рекомендовать главе администрации города отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: <...>, 12а, <данные изъяты> ввиду не соответствия минимальному размеру земельного участка установленному Правилами землепользования и застройки МО <...>, утвержденными решением Совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ### Управление архитектуры и строительства администрации <...> уведомило ФИО1 о принятом решении (л.д.39).
Постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (территориальная зона - «О-l») с кадастровым номером <данные изъяты>, в виду несоответствия площади земельного участка минимальному размеру, установленному правилами землепользования и застройки МО <...> (л.д.38).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец повторно обратилась в администрацию <...> с заявлением о рассмотрении и вынесении на публичные слушания вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельно допустимых размеров земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, а также вопроса согласования с вынесением на публичные слушания условно-разрешенного вида использования указанного земельного участка - многоквартирные жилые дома секционного, галерейного, коридорного типа, в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными помещениями.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования <...>, утвержденными решением Совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###, земельный участок с кадастровым номером 33:22:024036:15 расположен в территориальной зоне О-l «Зона делового, общественного и коммерческого назначения». Для данной территориальной зоны минимальный размер земельного участка для размещения многоквартирного жилого дома секционного, галерейного, коридорного типа, в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными помещениями составляет - 1200 кв.м., площадь земельного участок административного истца составляет <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <...> заявительнице направлен ответ ###, котором дано разъяснение, что отклонение от предельных (минимальных (или) максимальных) размеров земельных участков действующим законодательством РФ не предусмотрено, вопрос о проведении публичных слушаний по представлению разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка - многоквартирные жилые дома секционного, галерейного, коридорного типа, в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными помещениями был рассмотрен ранее, постановление администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### направлено истцу на адрес электронной почты.
Согласно статье 40 Градостроительного Кодекса РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Предельные параметры включают в себя следующие понятия: минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка.
Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства возможно при соблюдении требований технических регламентов и ряда процедур, включая рассмотрение этого вопроса на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства (пункт 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
Правилами землепользования и застройки муниципального образования <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###(в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения), земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в территориальной зоне О-l «Зона делового, общественного и коммерческого назначения», в которой в качестве одного из видов условно разрешенного вида использования указано - "многоквартирные жилые дома секционного, галерейного, коридорного типа, в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными помещениями".
В то же время, согласно пункту 29 названных Правил землепользования и застройки, для территориальной зоны О-1 предельный минимальный размер земельных участок определен в 1200 кв.м., тогда как размер земельного участка, принадлежащего административному истцу, составляет <данные изъяты>.
Данные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии спорного земельного участка предельным (минимальным) размерам земельных участков, установленных градостроительным регламентом муниципального образования, что в соответствии с приведенными выше требованиями нормативных правовых актов исключает возможность изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка.
Следует отметить, что отклонение от предельных (минимальных (или) максимальных) размеров земельных участков действующим законодательством РФ не предусмотрено, в связи с чем не предусмотрено проведение публичных слушаний по указанному вопросу, равно как и не предусмотрено проведение повторных публичных слушаний по ранее рассмотренному вопросу о предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Принятое по итогам ранее проведенных публичных слушаний постановление администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### не отменено.
Учитывая, что ранее вопрос о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка рассматривался на публичных слушаниях, ответ по вопросу отклонения о предельных размеров земельных участков давался заявителю в письме Управления архитектуры и строительства от ДД.ММ.ГГГГ ###, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ### административным ответчиком направлен ответ ФИО1 разъяснительного характера, содержащий ссылку на ранее принятые решения.
При этом, подлежит отклонению довод административного истца о нарушении ответчиками порядка принятия решения по вопросу отклонения от предельных размеров земельных участков.
Из толкования вышеприведенных норм материального права в их совокупности следует, что проведение публичных слушаний является обязательным по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Порядок принятия решений по вопросу отклонения от предельных (минимальных (или) максимальных) размеров земельных участков действующим законодательством РФ не определен.
В ходе рассмотрения дела доказательств нарушения прав, законных интересов и свобод административного истца действиями (бездействием), решениями административных ответчиков не представлено.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для возложения обязанности на администрацию <...> предоставить разрешение на отклонение от предельного параметра размера вышеуказанного земельного участка, и присвоении данному земельному участку условно разрешенного вида использования - «многоквартирный жилой дом секционного, галерейного, коридорного типа, в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными помещениями».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 к администрации <...>, Управлению архитектуры и строительства администрации <...> о признании незаконными: бездействия ответчиков в виде отказа в применении отклонения до допустимых размеров земельного участка по адресу: <...>,12а; ответа администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ; предоставить разрешение на отклонение от предельного размера земельного участка по площади, присвоить участку условно-разрешенный вид использования – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...>.
Председательствующий судья Н.Б. Хижняк
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.Б. Хижняк