Дело № 2-3942/2023
УИД: 59RS0004-01-2023-004132-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 октября 2023 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Шпигарь Ю.Н.,
при секретаре судебного заседания Томиловой Е.Д.,
с участием представителя истца Ивановой А.А.,
представителя ответчика: МБОУ «Гимназия №11» г. Перми – Лебедева А.В.,
представителя ответчика: Администрации г. Перми, и третьего лица: Департамента образования администрации г. Перми – Лунякиной О.В.,
представителя третьего лица: ГУ МЧС России по Пермскому краю – Карасева Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Гимназия №11 им. С.П. Дягилева» г. Перми, администрации г. Перми о возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Перми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Гимназия №11 им. С.П. Дягилева» г. Перми, администрации г. Перми, с учетом уточнения (л.д.143-144), о возложении обязанности на МБОУ «Гимназия №11 им. С.П. Дягилева» г. Перми в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать исторический корпус по адресу: <Адрес> системой внешнего видеонаблюдения, оснащённой камерами видеонаблюдения в количестве не менее 5-ти штук (согласно паспорту безопасности объекта), обеспечивающими архивирование и хранение данных в течение одного месяца; оборудовать территорию объектов образования по адресу: <Адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники; а также возложении обязанности на администрацию г. Перми в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по финансированию мероприятий МБОУ «Гимназия №11 им. С.П. Дягилева» г. Перми по устранению нарушений антитеррористического законодательства (л.д.3-9).
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Перми проведена проверка исполнения МБОУ «Гимназия №11 им. С.П.Дягилева» г. Перми законодательства об антитеррористической защищенности образовательной организации. Ранее ДД.ММ.ГГГГ прокурором <Адрес> главе <Адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической безопасности, так как указанным требованиям не соответствовало 93 муниципальных объекта образования. Проведенная в июне 2023 год проверка в отношении МБОУ «Гимназия №11 им. С.П. Дягилева» г. Перми показала, что объекты образования не соответствуют требованиям, предъявляемым к антитеррористической защищенности. МБОУ «Гимназия №11 им. С.П. Дягилева» г. Перми осуществляет деятельность на базе 2 объектов – зданий, расположенных по адресу: <Адрес>. В ходе осмотра корпусов образовательной организации установлено отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на внешней территории школы, о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Также имеется лишь одна камера внешнего видеонаблюдения исторического корпуса, что не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест. Указанные нарушения при антитеррористической защищенности объекта образования отражены в актуализированном паспорте безопасности 2022 года. До актуализации паспорт безопасности утвержден ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, проверка показала, что МБОУ «Гимназия №11 им. С.П.Дягилева» г. Перми не соблюдается законодательство об образовании, об антитеррористической безопасности, что является недопустимым и требует принятия конкретных мер по их устранению. Из устава МБОУ «Гимназия №11 им. С.П.Дягилева» г. Перми следует, что учредителем организации является муниципальное образование г. Пермь. Отдельные полномочия и функции учредителя осуществляет департамент образования администрации г. Перми. Собственником имущества образовательной организации является муниципальное образование г. Пермь. Полномочия собственника осуществляет департамент имущественных отношений администрации г. Перми. Поскольку администрация г. Перми является главным распорядителем средств бюджета муниципальным образования, выступает учредителем МБОУ «Гимназия №11 им. С.П.Дягилева» г. Перми, непосредственно управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «город Пермь», возложение на администрацию г. Перми обязанности по обеспечению финансирования мероприятий не противоречит законодательству и соответствует компетенции администрации г. Перми. Согласно паспорту безопасности МБОУ «Гимназия №11 им. С.П.Дягилева» г. Перми, утвержденному в 2022 году, рекомендовано дооснастить систему внешнего видеонаблюдения исторического корпуса дополнительными камерами в количестве пяти штук для обеспечения непрерывного видеонаблюдения за объектом.
Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания от 12.09.2023, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГУ МЧС России по Пермскому краю, ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» (л.д.124-125).
Представитель истца в судебном заседании на иске настаивала по доводам искового заявления.
Представитель ответчика МБОУ «Гимназия №11 им. С.П.Дягилева» г. Перми с требованиями искового заявления согласился.
Представитель ответчика администрации г. Перми и третьего лица Департамент образования администрации г. Перми, в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменных отзывах (л.д.115, 116-117).
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебном заседании требования иска поддержал.
Представитель третьего лица УФСБ России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск (л.д.135-137).
Третьи лица УВО по г. Перми – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю», 1 Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми, ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» в судебное заседание представителей не направили, извещались надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п.2 ч.6, ч.7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273=ФЗ «Об образовании в Российской Федерации определено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п.15 ч.3 ст. 28 Федерального закона №273-ФЗ).
Статьей 48 указанного выше Федерального закона, предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 6 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципе приоритета мер предупреждения терроризма (ст.2 Федерального закона №35-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Согласно пунктам 17, 18, 29, 30 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) (п.17).
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п.18).
Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (п.29).
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца (п.30).
Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации (п.31).
В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Согласно п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Пунктом 5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из письменных материалов дела следует, что 28.06.2023 помощником прокурора г. Перми проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства в МБОУ «Гимназия №11 им. С.П.Дягилева» г. Перми, в ходе которой вывялены нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: отсутствие видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов внешней территории исторического корпуса по адресу: <Адрес>; отсутствие на территории объектов образования по адресу6 <Адрес>. Систем оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) либо автономных система (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники; отсутствие у охранников удостоверений охранника (л.д.21).
Согласно паспорту безопасности, согласованному в 2022 году, МБОУ «Гимназия №11 им. С.П.Дягилева» г. Перми имеет 3 категорию опасности, рекомендовано дооснастить систему внешнего видеонаблюдения исторического корпуса дополнительными камерами в количестве 5 штук для обеспечения непрерывного видеонаблюдения за объектом, дооборудовать систему оповещения и управления эвакуации людей внешнему речевыми оповещателями. срок осуществления указанных мероприятий, в соответствии с п.п. «е» п.11 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 установить на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом (л.д.36-37).
В адрес Главы города Перми 01.04.2022 прокуратурой г. Перми направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической безопасности (л.д.76-78).
До настоящего времени нарушения не устранены.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиками наличие выявленных нарушений требований антитеррористического законодательства в МБОУ «Гимназия №11 им. С.П.Дягилева» г. Перми, следовательно на МБОУ «Гимназия №11 им. С.П. Дягилева» г. Перми следует возложить обязанность в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать исторический корпус по адресу: <Адрес> системой внешнего видеонаблюдения, оснащенной камерами видеонаблюдения в количестве не менее 5-ти штук (согласно паспорту безопасности объекта), обеспечивающими архивирование и хранение данных в течение одного месяца; оборудовать территорию объектов образования по адресу: <Адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Также подлежат удовлетворению требования истца о возложении обязанности на администрацию г. Перми в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по финансированию мероприятий МБОУ «Гимназия №11 им. С.П. Дягилева» г. Перми по устранению нарушений антитеррористического законодательства, поскольку администрация г. Перми является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования.
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Возложить на МБОУ «Гимназия №11 им. С.П. Дягилева» г. Перми в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
оборудовать исторический корпус по адресу: <Адрес> системой внешнего видеонаблюдения, оснащенной камерами видеонаблюдения в количестве не менее 5-ти штук (согласно паспорту безопасности объекта), обеспечивающими архивирование и хранение данных в течение одного месяца;
оборудовать территорию объектов образования по адресу: <Адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Возложить на администрацию г. Перми в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по финансированию мероприятий МБОУ «Гимназия №11 им. С.П. Дягилева» г. Перми по устранению нарушений антитеррористического законодательства.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Ю.Н.Шпигарь
Копия верна. Судья
Мотивированное решение изготовлено судом 09.10.2023.
Подлинный судебный акт находится в материалах гражданского дела №2-3942/2023 Ленинского районного суда города Перми.