№
Дело № 5-202/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 01 октября 2024 года
Судья Ленинского районного суда г. Перми Казакова А.В.,
с участием защитника Концевой Т.Ф.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Взысканий.нет» (АО «Взысканий.нет»), ИНН 5902067860, ОГРН 1245900009190, г. Пермь, ул. Ленина, д. 50, офис 313,
У С Т А Н О В И Л:
В соответствии с протоколом об административном правонарушении № от 27.08.2024, составленным главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Пермском крае (далее – ГИТ в Пермском крае) Сыропятовой А.К., АО «Взысканий.нет» умышленно не выполнило требования должностного лица ГИТ в Пермском крае, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, при следующих обстоятельствах.
28.06.2024 в адрес АО «Взысканий.нет»: г. Пермь, ул. Ленина, д. 50, офис 313, а также на адрес электронной почты <Адрес>, принадлежащий директору организации Яковлеву А.Ю., ГИТ в Пермском крае было направлено уведомление № от 28.06.2024 (далее – уведомление) о составлении протоколов об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ (о нарушении сроков подачи отчетности по форме ЕФС-1 на работников), в котором сообщалось о том, что 08.07.2024 в помещении ГИТ в Пермском крае по адресу: г. Пермь, ул. Советская, 39, каб. 2 будут составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении должностного лица АО «Взысканий.нет» ответственного за подачу отчета по форме ЕФС-1 и/или осуществляющего контроль подачи данных отчетов.
В данном уведомлении было указано, что на составление протоколов об административных правонарушениях необходимо предоставить сведения о лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, а именно: фамилия, имя, отчество (при наличии) полностью, год, число и месяц рождения, место рождения, гражданство, адрес регистрации по месту жительства или пребывания, место работы, должность, документ, удостоверяющий служебное положение (при наличии), документ, удостоверяющий личность: паспорт гражданина РФ (наименование документа, серия, №, кем и когда выдан). В уведомлении разъяснялось, что в случае невыполнения законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусмотрена административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ.
Однако, на составление протоколов об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ 08.07.2024, а также в установленный ст. 26.9 КоАП РФ пятидневный срок, исчисляемый со дня получения уведомления, запрашиваемые документы и сведения АО «Взысканий.нет» представлены не были.
Действия АО «Взысканий.нет» квалифицированы административным органом по статье 17.7 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Концевая Т.Ф. представила письменные возражения с приложениями (отчетностью по форме ЕФС-1 от 20.06.2024, 01.07.2024, копией приказа о переименовании ООО «Взысканий.нет» от 24.05.2024, копией протокола общего собрания АО «Взысканий.нет» от 07.02.2024, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении АО «Взысканий.нет», сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства), с протоколом не согласна, просит производство по делу об административным правонарушении прекратить, полагает, что, поскольку организация самостоятельно в установленный законом срок устранила недостатки в поданной отчетности, оснований для составления протоколов об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ не имелось, в связи с чем обязанность по предоставлению запрошенных ГИТ в Пермском крае сведений об ответственном должностном лице у АО «Взысканий.нет» отсутствовала.
В качестве доказательств вины АО «Взысканий.нет» в совершении вменяемого административного правонарушения суду представлены: протокол об административном правонарушении № от 27.08.2024; уведомление № от 28.06.2024; реестр 1ФР; сведения о направлении и получении АО «Взысканий.нет» 04.07.2024 уведомления № от 28.06.2024, направленного посредством почтовой связи.
Исследовав материалы дела, заслушав защитника, суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ в действиях АО «Взысканий.нет».
В соответствии со ст.17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно частям 1 и 2 ст. 26.9 КоАП РФ, для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа. Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.
Как следует из материалов дела, 28.06.2024 в адрес АО «Взысканий.нет»: г. Пермь, ул. Ленина, д. 50, офис 313 ГИТ в Пермском крае посредством почтовой связи было направлено уведомление № от 28.06.2024 о составлении протоколов об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ (о нарушении сроков подачи отчетности по форме ЕФС-1 на работников), в котором сообщалось о том, что 08.07.2024 в помещении ГИТ в Пермском крае по адресу: г. Пермь, ул. Советская, 39, каб. 2 будут составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении должностного лица АО «Взысканий.нет» ответственного за подачу отчета по форме ЕФС-1 и/или осуществляющего контроль подачи данных отчетов.
В данном уведомлении было указано, что на составление протоколов об административных правонарушениях необходимо предоставить сведения о лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, а именно: фамилия, имя, отчество (при наличии) полностью, год, число и месяц рождения, место рождения, гражданство, адрес регистрации по месту жительства или пребывания, место работы, должность, документ, удостоверяющий служебное положение (при наличии), документ, удостоверяющий личность: паспорт гражданина РФ (наименование документа, серия, №, кем и когда выдан).
Уведомление было получено адресатом АО «Взысканий.нет» 04.07.2024.
Как следует из протокола об административном правонарушении, на составление протоколов об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ 08.07.2024, а также в установленный ст. 26.9 КоАП РФ пятидневный срок, исчисляемый со дня получения уведомления, т.е. по 09.07.2024, запрашиваемые документы и сведения АО «Взысканий.нет» представлены не были.
Должностное лицо ГИТ в Пермском крае в протоколе об административном правонарушении указывает на нарушение АО «Взысканий.нет» ст. 26.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования положений частей 1 и 2 ст. 26.9 КоАП РФ в их взаимосвязи, пятидневный срок установлен для исполнения запроса или поручения, направленного в соответствующие территориальные органы, должностному лицу соответствующего территориального органа.
АО «Взысканий.нет», согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, является коммерческой корпоративной организацией, зарегистрированной в форме акционерного общества, территориальным органом не является, из чего следует, что положения ст. 26.9 КоАП РФ на него не распространяются.
Таким образом, несмотря на то, что АО «Взысканий.нет» фактически, получив уведомление должностного лица ГИТ в Пермском крае, содержащее запрос сведений, необходимых для составления протоколов об административных правонарушениях, данные сведения по запросу административного органа не предоставило, нарушение ст. 26.9 КоАП РФ ему вменено быть не может.
Необходимо отметить, что правом истребования у организаций сведений, необходимых для разрешения дела, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, наделяется статьей 26.10 КоАП РФ, которая предусматривает, что такие сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
Вышеизложенное, во-первых, свидетельствует о том, что правом, предусмотренным ст. 26.10 КоАП РФ обладает должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, что означает, что дело об административном правонарушении должно быть возбуждено к моменту направления соответствующего определения; во-вторых, предполагает вынесение таким должностным лицом определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса;
7) вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Однако материалы рассматриваемого дела об административном правонарушении не содержат сведений о возбуждении дела об административном правонарушении, которое бы подтверждалось одним из перечисленных ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ документов.
Также представленные суду материалы дела об административном правонарушении не содержат определения должностного лица ГИТ в Пермском крае об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, и доказательств его направления в адрес АО «Взысканий.нет».
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении № от 27.08.2024, нарушение положений ст. 26.10 КоАП РФ не описано.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими доказательствами, статус которых закреплен в статье 26.2 упомянутого Кодекса. Доказательства должны быть относимыми к предмету доказывания, допустимыми и достаточными для установления вышеуказанных обстоятельств. Обязанность доказывания лежит на должностном лице, органе, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, выполняющих функцию административно-правового преследования.
Таким образом, материалы, представленные административным органом судье, не содержат доказательств наличия в действиях АО «Взысканий.нет» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, а именно: умышленного невыполнения законных требований лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Ввиду изложенного доводы защитника о причинах неисполнения обществом требования административного органа судебной оценке не подлежат.
В соответствии с абзацем 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Исходя из вышеприведенного разъяснения, поскольку административные правонарушения, перечисленные в главах 17 и 19 КоАП РФ, имеют разный родовой объект посягательства, оснований для переквалификации действий АО «Взысканий.нет» на ст. 19.7 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, у суда не имеется.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 28.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Исходя из принципов, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях АО «Взысканий.нет» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Взысканий.нет», ИНН 5902067860, ОГРН 1245900009190, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Копия верна. Судья
Судья – А.В. Казакова