Решение по делу № 33-15428/2019 от 27.11.2019

РЎСѓРґСЊСЏ: Кирсанов Рђ.Р®.                     Гр.дело в„– 33-15428/2019

(Гр.дело № 2-6542/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2019 РіРѕРґР°                            Рі. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Ивановой Е.Н.,

судей – Житниковой О.В., Ефремовой Л.Н.,

при секретаре – Середкиной О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Гарифуллиной Р.Р. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г.Тольятти Самарской области о назначении досрочной пенсии, по апелляционной жалобе Гарифуллиной Р.Р. на решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 29 августа 2019 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гарифуллина Р.Р. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в Автозаводском районе г.Тольятти Самарской области о назначении досрочной пенсии.

В обоснование заявленных требований указано, что 24.12.2018 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью. Решением ГУ – УПФ РФ в Автозаводском районе г.Тольятти Самарской области от 20.02.2019 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием специального 30-летнего стажа для назначения пенсии, в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

С указанным решением истец не согласен, считает, что ответчик неправомерно исключил из ее специального стажа периоды работы с 20.03.1995 г. по 27.02.1996 г. в должности врача-интерна по терапии Медицинского объединения ВАЗа, не включил в льготном исчислении период работы с 03.09.1984 г. по 31.08.1987 г. в должности <данные изъяты>

На основании вышеизложенного, истец просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью, периоды работы с 20.03.1995 г. по 27.02.1996 г. в должности <данные изъяты>, с 03.08.1984 г. по 31.08.1987 г. в должности <данные изъяты> в льготном исчислении. Обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента обращения – с 24.12.2018 г.

Решением Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 29.08.2019 г. исковые требования Гарифуллиной Р.Р. удовлетворены частично. Постановлено: «Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти засчитать Гариффулиной Р.Р. в специальный стаж, дающий право на начисление досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью период работы с 20.03.1995 г. по 27.02.1996 г. (11 месяцев 07 дней) в должности <данные изъяты>

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».

В апелляционной жалобе Гарифуллина Р.Р. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

В заседании судебной коллегии представитель истца Гарифуллиной Р.Р. по доверенности Амелина О.В. доводы жалобы поддержала.

В заседании судебной коллегии представитель ответчика Государственного учреждения – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г.Тольятти Самарской области по доверенности Сивакова Е.Е. возражала против доводов апелляционной жалобы.

Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с указанной даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" N 400-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 30 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 "н" постановления Правительства РФ N 665 от 16 июля 2014 года при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, применяются: Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года; а для учета деятельности, имевшей место с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно - Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работу, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066; для учета деятельности, имевшей место с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно - Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464; для учета деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года - Перечень учреждений, организаций и должностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу п. п. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет, (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 года N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" к учреждениям здравоохранения относятся: 1) лечебно-профилактические учреждения; 2) учреждения здравоохранения особого типа: 3) учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 4) аптечные учреждения. Непосредственно медицинскую помощь оказывают только лечебно-профилактические учреждения, которые, в свою очередь, подразделяются на больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения.

Устанавливая в законе правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при том учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно - профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2006 года N 84-0 и от 29 января 2009 года N 67-0-0).

Таким образом, из содержания указанных норм права и правовых позиций Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ следует, что в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение. Осуществляемая иными организациями, в том числе, исследовательскими институтами, хлебоприемными пунктами, деятельность в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим, выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут быть компенсированы наличием лицензии на осуществление медицинской деятельности у названных организаций.

Из вышеприведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения может быть назначена при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным Списком.

Из материалов дела видно, что 24.12.2018 г. Гарифуллина Р.Р. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти Самарской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти Самарской области № 1041104/18 от 24.12.2018 г. Гарифуллиной Р.Р. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет, засчитав в специальный стаж 27 лет 05 месяца 28 дней.

Ответчиком не засчитаны в специальный стаж истца периоды работы с 20.03.1995 г. по 27.02.1996 г. в должности <данные изъяты>, не включнг в льготном исчислении период работы с 03.09.1984 г. по 31.08.1987 г. в должности <данные изъяты>

Обращаясь в суд с иском, Гарифуллина Р.Р. просила включить в ее специальный стаж вышеуказанные периоды, не включенные ответчиком.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, включив в специальный стаж истца период работы с 20.03.1995 г. по 27.02.1996 г. в должности <данные изъяты>

Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется и не является предметом проверки апелляционной инстанции.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж Гарифуллиной Р.Р. в льготном исчислении периода работы 03.09.1984 г. по 31.08.1987 г. в должности <данные изъяты> суд первой инстанции указал на отсутствие подтверждения работы истца в спорный период в условиях стационара.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца спорного периода работы по следующим основаниям.

Так, период работы с 03.09.1984 г. по 31.08.1987 г., о котором заявлено в иске, включен ответчиком в специальный стаж истца в календарном исчислении, что подтверждается решением пенсионного органа и не оспаривалось сторонами.

Вместе с тем, спорный период работы истца с 03.09.1984 г. по 31.08.1987 г. имел место до 01.01.1992 и согласно п. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" к спорным правоотношениям подлежало применению Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которое предусматривало единственный случай льготного исчисления трудового стажа для назначения пенсии за выслугу лет: в случае, если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселке городского типа, а часть - в городах, то месяц работы в сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за 1,2 месяца (п. 5 Положения).

Как видно из материалов дела, ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» располагается в г.Казани. Таким образом, работа истца в спорный период времени протекала только в городе. В связи с чем, отсутствуют основания для льготного исчисления спорного периода работы в соответствии с вышеуказанным постановлением № 1397.

При этом, пункт 2 Постановления Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", на который сослался пенсионный орган в своем решении, применяется к периодам, имевшим место с 01.01.1992 г. Данным постановлением предусмотрено исчисление сроков выслуги с применением льготы - один год работы засчитывался как год и шесть месяцев - в том числе, врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.

В силу подпункта "б" п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы которых засчитывается в указанный стаж работы как один год и шесть месяцев.

Исходя из раздела 1 Перечня, к числу таких должностей относятся должности операционных медицинских сестер, включая старших, а также медицинских сестер перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.

В данном Перечне указаны в качестве структурных подразделений отделения хирургического профиля стационаров учреждений, в том числе акушерское, акушерское физиологическое; акушерское обсервационное; акушерское патологии беременности; гинекологическое; гнойной хирургии; кардиохирургическое; колопроктологическое; микрохирургическое; нейрохирургическое (в том числе спинно-мозговой травмы); операционное, операционный блок (оперблок); ожоговое; онкологическое; ортопедическое; отоларингологическое; офтальмологическое; портальной гипертензии; реконструктивной и пластической хирургии; рентгенохирургических методов диагностики и лечения; родовое (родильное); сосудистой хирургии; травматологическое (в том числе травмы кисти); травматолого-ортопедическое; туберкулезное для больных костно-суставным туберкулезом; туберкулезное для больных урогенитальным туберкулезом; туберкулезное легочно-хирургическое; урологическое (в том числе по пересадке почки); хирургическое (в том числе пересадка органов); хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции; хирургическое торакальное; челюстно-лицевой хирургии (стоматологическое); эндоскопическое; кабинет рентгенохирургических методов диагностики и лечения.

Как видно из материалов дела, истцом не представлены документы, подтверждающие работу истца в спорный период в отделении хирургического профиля стационаров.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для исчисления периода работы с 03.08.1984 г. по 31.08.1987 г. в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, как того требует истец, не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено наличие у истца необходимого специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии на дату обращения к ответчику 24.12.2018 г., суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности назначить истцу указанную пенсию с 24.12.2018 г.

Доводы жалобы о том, что для включения в специальный стаж истца в льготном исчислении периода работы с 03.08.1984 г. по 31.08.1987 г. достаточно подтвердить факт работы в должности среднего медицинского персонала независимо от наименования лечебно-профилактического учреждения, не заслуживают внимания, поскольку основаны на неверном токовании закона.

Доводы жалобы о том, что факт работы истца в спорный период времени в условиях стационара подтвержден справкой ГУАЗ «РКБ МЗ РТ», не могут быть приняты во внимание, как несостоятельные.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

По смыслу приведенных нормативных положений, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Истцом не подтвержден в установленном порядке льготный характер условий его труда в спорный период времени.

В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на ошибочном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Имеющиеся в решении суда описки, на правильность выводов суда не влияют, могут быть исправлены судом первой инстанции в порядке ст.200 ГПК РФ.

Основываясь на изложенном, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 29 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гарифуллиной Р.Р. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

РЎСѓРґСЊРё:

    

33-15428/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Гарифуллина Р.Р.
ГУ УПФРФ в Автозаводском районе г.Тольятти
Семенов Аркадий Васильевич
Суд
Самарский областной суд
Судья
Иванова Е. Н.
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
27.11.2019[Гр.] Передача дела судье
29.11.2019[Гр.] Судебное заседание
17.01.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее