Решение по делу № 3а-173/2018 от 09.08.2018

Дело № 3а-173/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан                                                                                          14 августа 2018 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Маховой Ю.А.,

с участием прокурора Васильевой Е.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Хакасия к Избирательной комиссии Республики Хакасия об оспаривании постановления Избирательной комиссии Республики Хакасия от 08 августа 2018 г. № 73/518-7 «Об отказе в регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Хакасия», об обязании зарегистрировать республиканский список кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Хакасия»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 01 июня 2018 г. № 1696-48 на 09 сентября 2018 г. назначены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.

08 августа 2018 г. Избирательной комиссией Республики Хакасия принято постановления № 73/518-7 «Об отказе в регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров                       за социальную справедливость» в Республике Хакасия».

Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Хакасия обратилось в суд с административным исковым заявлением об отмене указанного постановления и об обязании зарегистрировать республиканский список кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Хакасия». Мотивировало требования тем, что для регистрации списка кандидатов в депутаты представлены в Избирательную комиссию Республики Хакасия все требуемые документы, включая подписные листы с необходимым числом подписей избирателей в поддержку избирательного объединения. Считает, что оспариваемое постановление принято с нарушением требований пунктов 3, 7 статьи 38, пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права      на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку при проверке подписей была нарушена процедура проведения случайной выборки.

В судебном заседании представитель административного истца Серебряков В.М. - руководитель регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Хакасия Серебряков В.М., представитель Савчук И.П., действующая                   на основании доверенности, настаивали на рассмотрении дела по существу, поддержав требования по основаниям и доводам, изложенным                               в административном иске, уточнениях к нему.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Республики Хакасия Адмаева И.С., действующая на основании доверенности, требования не признала, представила письменный отзыв, указав,                      что проверка подписей проводилась в соответствии с избирательным законодательством. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение участвующего прокурора Васильевой Е.В., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых      на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).

На основании части 1 статьи 72 Конституции Республики Хакасия Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия.

Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 50 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Республики Хакасия,             на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет (часть 1 статья 73 Конституции Республики Хакасия).

Частью 3 статьи 7 Закона Республики Хакасия от 9 июня 2012 г.             № 50-ЗРХ «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 50-ЗРХ) установлено, что 25 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ (часть 2); 25 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за республиканские списки кандидатов в депутаты Верховного Совета, выдвинутые избирательными объединениями.

В силу пунктов 1, 3 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ       в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа                 в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона,            а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных                      на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом,    и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Республиканский список кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Хакасия» заверен постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия 07 июля 2018 г. № 63/445-7 в количестве 51 человека.

Часть 5 статьи 34 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ предусматривает, что в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие частей 2-4 настоящей статьи, кандидата по одномандатному избирательному округу, республиканского списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 35 настоящего Закона.

В случае, предусмотренном частью 5 статьи 34 настоящего Закона, количество подписей, которое необходимо для регистрации республиканского списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории республиканского избирательного округа    в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (часть 1 статьи 35 Закона Республики Хакасия             № 50-ЗРХ).

Пункт 2.2.1 приложения № 1 к постановлению Избирательной комиссии Республики Хакасия от 01.06.2018 № 51/358-7 «О вопросах, связанных                с оформлением, приемом и проверкой подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения республиканских списков кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва» определяет количество подписей избирателей, содержащихся                  в представляемых в Избирательную комиссию Республики Хакасия подписных листах, - не менее 2007 и не более 2207 подписей избирателей.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлено,             что регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.

08 августа 2018 г. постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия № 73/518-7 отказано в регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Хакасия» на основании пункта 4(2) части 10 статьи 39 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ, в связи с выявлением 10           и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей отобранных для проверки.

В пункте 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ указано, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума           и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи          или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Частью 1 статьи 38 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ предусмотрено, что Избирательная комиссия Республики Хакасия проверяет соблюдение порядка выдвижения республиканского списка кандидатов, предусмотренного настоящим Законом, каждым избирательным объединением, представившим установленные настоящим Законом документы.                     Если избирательным объединением представлены подписные листы                    с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения республиканского списка кандидатов, Избирательная комиссия Республики Хакасия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

Для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений               об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, Избирательная комиссия Республики Хакасия, окружная избирательная комиссия могут своим решением создавать рабочие группы. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты        по месту работы (часть 5 статьи 38 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ).

Согласно части 7 статьи 38 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, республиканского списка кандидатов и соответствующих им данных                 об избирателях, поставивших подписи. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, республиканского списка кандидатов. Если необходимое для регистрации количество подписей не превышает одной тысячи подписей, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия) после приема подписных листов избирательной комиссией. Процедура проведения случайной выборки определяется соответственно окружной избирательной комиссией, Избирательной комиссией Республики Хакасия.

В силу пункта 6.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ                      по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума          и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной                  и (или) недействительной.

Перечень оснований для признания подписей недействительными установлен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, который         к числу недействительных подписей относит: подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства     в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «в»); подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункт «г»); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями                         в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (подпункт «ж»).

Из материалов дела следует, что 30 июля 2018 г. уполномоченным представителем административного истца в Избирательную комиссию Республики Хакасия представлены документы для регистрации республиканского списка кандидатов, в том числе 2 177 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения указанного списка кандидатов.

Для проверки подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности сведений в них, было отобрано 402 подписи избирателей                и 2 августа 2018 г. документы были направлены в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Хакасия для проведения соответствующей проверки.

03 августа 2018 г. результаты проверок подписных листов, представленных избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Хакасия», были направлены председателю Избирательной комиссии Республики Хакасия.

Из ведомости проверки подписных листов № 3 следует, что путем случайной выборки проверено листов в папке 51, подписей в папке – 402.          По итогам признаны недействительными: 45 подписей (сведения об избирателе не соответствуют действительности (на основании справки органа регистрационного учета, письменного заключения эксперта, привлеченного         к проверке); 1 подпись (нет или неполные фамилия, имя, отчество избирателя);     4 подписи (неоговоренные исправления в сведениях об избирателе).

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных избирательным объедением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Хакасия» от 3 августа 2018 г. количество заявленных подписей - 2177, количество представленных подписей 2177, количество проверенных подписей 402, количество недостоверных (недействительных) подписей 50 (12,4 %).

В силу подпункта «в.1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона           № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидатов, отказа                  в проведении референдума является, если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичное основание для отказа в регистрации республиканского списка кандидатов предусмотрено пунктом 4(2) части 10 статьи 39 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ.

Избирательной комиссией Республики Хакасия было выявлено более     10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей (12,4%),      что в силу вышеприведенных норм является основанием отказа в регистрации списка кандидатов.

С учетом указанного, оспариваемое постановление Избирательной комиссии Республики Хакасия от 8 августа 2018 г. № 73/518-7 принято                в пределах предоставленной федеральным и региональным законодателем компетенции, соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем оснований                  для удовлетворения административного иска не имеется.

Довод представителей административного истца о том,                          что Избирательной комиссией Республики Хакасия была нарушена процедура случайной выборки подписных листов не нашел подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.

Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума (часть 6 статьи 38 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ).

Из протокола от 1 августа 2018 г. следует, что количество подписей (402) было отобрано для проверки посредством случайной выборки. Выборка подписей проходила в присутствии представителя избирательного объединения Серебрякова В.М. В момент проведения выборки каких-либо замечаний           по поводу отбора подписей протокол не содержит.

Утверждение представителя административного истца Савчук И.П.        о том, что паспортные данные некоторых избирателей правильно были указаны в подписных листах, не нашло подтверждение.

Представителем регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Хакасия были представлены для обозрения три копии читаемых паспортов       на имя К.Л., М.Н. и О.П. Суд в присутствии лиц, участвующих в деле, сличил копии паспортов с подлинными подписными листами (страницы 12, 29, 56), прошитыми уполномоченным представителем административного истца, и удостоверился, что паспортные данные, указанные в подписных листах, не соответствуют паспортным данным (не соответствует номер и серия паспорта). Данное обстоятельство в судебном заседании подтверждено и представителями административного истца.

В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемые решение является законным.

В связи с тем, что постановление Избирательной комиссии Республики Хакасия признается судом законным, оснований для удовлетворения требования об обязании зарегистрировать республиканский список кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Хакасия» отказать.

Руководствуясь статьями 174-179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении административного искового заявления регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров                        за социальную справедливость» в Республике Хакасия к Избирательной комиссии Республики Хакасия об оспаривании постановления Избирательной комиссии Республики Хакасия от 08 августа 2018 г. № 73/518-7 «Об отказе         в регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Хакасия»,       об обязании зарегистрировать республиканский список кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Хакасия» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию                          по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.

Председательствующий                                                   Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 15 августа 2018 г. в 11 часов 00 минут

3а-173/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия
Прокуратура РХ
Ответчики
Избирательная комиссия Республики Хакасия
Другие
Иванов Олег Альбертович
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Дело на странице суда
vs.hak.sudrf.ru
04.07.2020Регистрация административного искового заявления
04.07.2020Передача материалов судье
04.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2020Подготовка дела (собеседование)
04.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2020Судебное заседание
04.07.2020Судебное заседание
04.07.2020Судебное заседание
04.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2020Дело оформлено
04.07.2020Дело передано в архив
14.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее