Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» января 2024 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Щелокова И.И.,
при секретаре Решетниковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Елены Николаевны к Государственному внебюджетному фонду – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить период работы в специальный страховой стаж, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Васильева Е.Н. обратилась в суд с иском кГосударственному внебюджетному фонду – Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области (далее – ОСФР по Челябинской области), в котором с учётом уточнений просила:
- признать незаконным решение Государственного учреждения –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте Челябинской области (далее – ГУ УПФР в г. Златоусте Челябинской области) за № от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения в специальный стаж периода работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя отдела детских учреждений Златоустовского металлургического завода;
- обязать ОСФР по Челябинской области включить в специальный стаж истца период работысо ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя отдела детских учреждений Златоустовского металлургического завода;
- обязать ОСФР по Челябинской области назначить Васильевой Е.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях») с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-5,131-132).
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Васильева Е.Н. обратилась в ГУ - УПФР в г. Златоусте Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. По результатам разрешения вышеуказанного заявления ответчиком было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работо чем вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ за №.Согласно оспариваемого решения ГУ - УПФР в г. Златоусте Челябинской области, продолжительность страхового стажа Васильевой Е.Н. определена в размере 24 года 09 месяцев 20 дней. В стаж работы, дающей право для назначения страховой пенсии по старости, на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» не включён период работы в должности музыкального руководителя отдела детских учреждений Златоустовского металлургического завода со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Отказ ответчика во включении в специальный педагогический стаж вышеуказанного периода истец полагает незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства.
Истец Васильева Е.Н. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержала, настаивая на их удовлетворении; в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Васильева Е.Н. также указала, что само по себе отнесение дошкольного образовательного учреждения, в котором истец работалав спорный период к ведению металлургического завода, не свидетельствует о том, что она непосредственно не осуществляла педагогическую деятельность.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области Герасимова Н.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 167), в судебном заседании с исковыми требованиями Васильевой Е.Е. не согласилась, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление.
В соответствии с представленными в материалы дела письменными возражениями на исковое заявление, оспариваемым решением истцу Васильевой Е.Н. было отказано в установлении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. По имеющимся в распоряжении территориального органа пенсионного обеспечения документам, продолжительность стажа с учётом педагогической деятельности составила: 24 года 09 месяцев 20 дней, при требуемой продолжительности – 25 лет. В стаж на соответствующих видах работ по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» не засчитан период работы истца: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности руководителя отдела детских учреждений Златоустовского металлургического завода, поскольку наименование учреждения не соответствует разделу «наименование учреждений», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, нет сведений о работе с выполнением нормы рабочего времени в соответствии с п. 5 Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений,с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также нет возможности применить п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как отдел детских учреждений в указанном пункте не поименован (л.д. 32-33).
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24» (далее – МАДОУ «Детский сад № 24») (л.д. 168).
Представитель третьего лицаМАДОУ «Детский сад № 24» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещённым о дате и времени слушания дела (л.д. 237, оборот).
Руководствуясь положениями ст.ст.2,61,167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав лиц, принявших участие в ходе судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Васильева Е.Н. обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в котором также проставлена отметка о согласии заявителя с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда РФ сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта без представления дополнительных сведений о стаже и заработке (л.д. 55-57).
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, решением ОПФР по Челябинской области (г. Златоуст) от ДД.ММ.ГГГГ № Е.Н. было отказано в установлении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (л.д. 38-40).
Из содержания решения ОПФР по Челябинской области (г. Златоуст) от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что по имеющимся в распоряжении территориального органа пенсионного обеспечения документам право истца Васильевой Е.Н. определено по Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 № 781за весь период: продолжительность стажа с учётом педагогической деятельности составила 24 года 09 месяцев 20 дней; величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 39,81. Условия назначения пенсии, отсутствующие у заявителя: продолжительность стажа на соответствующих видах работ – не менее 25-ти лет. В стаж на соответствующих видах работ по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» не засчитаны периоды: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности музыкального руководителя отдела детских учреждений Златоустовского металлургического завода в соответствии с разделом «наименование учреждений» Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, нет сведений о работе с выполнением нормы рабочего времени в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также нет возможности применить п. 13, так как отдел детских учреждений в указанном пункте не поименован.
Также ОПФР по Челябинской области в специальный стаж Васильевой Е.Н. не были включены иные периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, законность невключениякоторых истец не оспаривает.
В силу положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.04.2021 № 138п «О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Челябинской области» ГУ – ОПФР по Челябинской области реорганизовано в форме присоединения к нему подведомственных территориальных органов ПФР, в частности, ГУ – УПФР в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное).
Согласно положениям чч. 1,2,4 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее – ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), Фонд создается путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации; датой создания Фонда считается 01.01.2023. Со дня создания Фонда, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации считаются территориальными органами Фонда, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации реорганизуются в форме присоединения к территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.12.2022, в целях обеспечения реализации п. 2 ч. 4 ст. 18 ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», ГУ – ОПФР по Челябинской области переименовано в ОСФР по Челябинской области (л.д. 34-36).
Таким образом, несмотря на ошибочное указание Васильевой Е.Н. о принятии оспариваемого решения ГУ - УПФР в г. Златоусте Челябинской области, фактически процессуальное решение было принято ОПФР по Челябинской области, правопреемником которого на момент судебного разбирательства является ОСФР по Челябинской области.
Суд находит отказ ответчика во включении в специальный стаж Васильевой Е.Н. спорного периода работы незаконным в связи с нижеследующим.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (чч. 1, 2 ст. 39 Конституции РФ). Таким образом, конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно п. 5 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии, в том числе право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на день обращения Васильевой Е.Н. в ОПФР по Челябинской области), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу положений ч. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Положениями ч. 1.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Частью 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу положений ч. 4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подп. 19 п. 1 ст. 27) и Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. 80).
Частью 5 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «м» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения», в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», возможно применение следующих нормативных актов, действовавших в период выполнения работы:
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992, либо до 01.10.1993 (на основании ч. 4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях»);
- Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992, либо с 01.10.1993 (на основании ч. 4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях») по 31.10.1999 включительно;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (за периоды педагогической деятельности, имевшей место с 01.01.2002 либо за весь период трудовой деятельности).
Как установлено при рассмотрении дела, согласно записям, произведённым в трудовой книжке на имя истца Васильевой (Сайгиной) Е.Н., последняя осуществляла трудовую деятельность, в частности, в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности музыкального руководителя отдела детских учреждений Златоустовского Орденов Отечественной войны 1-ой степени и Трудового Красного Знамени металлургический завод (записи №№ 3,4) (т.1, л.д. 59-63).
Как следует из содержания архивной справки муниципального бюджетного учреждения «Архив Златоустовского городского округа» (далее – МБУ «Архив ЗГО») от ДД.ММ.ГГГГ, предприятие «Златоустовский металлургический завод им. И.В. Сталина» с ДД.ММ.ГГГГ именовалось «Златоустовский металлургический завод»; на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ предприятие переименовано в «Ордена Трудового Красного Знамени Златоустовский металлургический завод».Согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ предприятие называлось «Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-ой степени Златоустовский металлургический завод». На основании решения Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № и постановления Главы администрации г. Златоуста № от ДД.ММ.ГГГГ «Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-ой степени Златоустовский металлургический завод» реорганизован в акционерное общество открытого типа «Златоустовский металлургический завод». В состав «Златоустовского металлургического завода» входило, в частности, детское дошкольное учреждение №. На основании постановления Главы администрации города Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ № и приказа генерального директора «Златоустовский металлургический завод» от ДД.ММ.ГГГГ №, детские дошкольные учреждения, в том числе № (здание, контингент, штаты, оборудование), с ДД.ММ.ГГГГ были переданы на баланс городского управления образованием (л.д. 156-157).
В соответствии с постановлением Главы администрации г. Златоуста Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрировано муниципальное дошкольное учреждение № (л.д. 177).
Как следует из содержания исторической справки, представленной МАДОУ «Детский сад №», муниципальное дошкольное учреждение № с учётом последующих изменений наименования, - на основании распоряжения Главы Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за № поименовано как муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» (л.д. 72).
Согласно Устава муниципального дошкольного учреждения № г. Златоуста в первоначальной редакции, учреждение обеспечивает уход и присмотр за детьми дошкольного возраста 1,5 – 7 лет с 12-ти часовым пребыванием и решает следующие задачи, в том числе развитие личности, таланта, умственных и физических способностей ребёнка в их полном объёме (л.д. 138-147).
Таким образом, в спорный период истец Васильева Е.Н. осуществляла трудовую деятельность в должности музыкального руководителя отдела детских учреждений «Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-ой степени Златоустовский металлургический завод».
Из представленной в материалы дела выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в ней отражён период работы Васильевой (Сайгиной) Е.Н. в должности музыкального руководителя отдела детских учреждений «Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-ой степени Златоустовский металлургический завод» со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47-54).
В обозначенный период, как указано выше, действовали Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.
В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в наименовании учреждений и организаций значатся «детские сады и объединенные ясли-сады», в наименовании должностей – «заведующие, руководители-воспитатели, воспитатели».
Согласно Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, в наименовании учреждений значатся, в частности, «школы - детские сады, детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады,сады - ясли, детские ясли)»; относительно наименования должностей, в частности, «воспитатель»,«старший воспитатель».
Вместе, как следует из содержания Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в наименовании должностей имеется указание на должность музыкального руководителя.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила подсчёта и подтверждения стажа для установления страховых пенсий).
В соответствии с п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, в страховой стаж включаются (засчитываются): периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - страховые взносы).
Согласно п. 8 Правил подсчёта и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с п. 10 Правил подсчёта и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17(1) настоящих Правил.
В силу положений п. 11 Правил подсчёта и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Положениями ст. 18 Кодекса законов о труде Российской Федерации, утверждённого ВС РСФСР 09.12.1971 (далее - КЗоТ), действовавшей в спорные периоды, прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под расписку. Фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.
Согласно ст.ст. 236,237 КЗоТ, действовавшего до 01.02.2002, все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка.
Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования. Размеры страховых взносов и порядок их уплаты устанавливаются законом.
Из приведённых выше положений следует, что периоды до 01.01.2002 при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию (за исключением лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (ч. 3 ст. 13 ФЗ «О страховых пенсиях»)) учитываются в страховой стаж независимо от уплаты страховых взносов; включение в страховой стаж периодов работы с 01.01.2002 обусловлено уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение.
Таким образом, указание в оспариваемом решении органа пенсионного обеспечения относительно одной из причин отказа как отсутствие сведений о работе с выполнением нормы рабочего времени, не может быть судом принято во внимание.
Как следует из содержания представленной в материалы дела архивной справки МБУ «Архив Златоустовского городского округа» от ДД.ММ.ГГГГ, в документах архивного фонда ОАО «Златоустовский металлургический завод» имеется личное дело Васильевой (Сайгиной) Е.Н., в котором имеется приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о приёме истца со ДД.ММ.ГГГГ на работу музыкальным руководителем в ясли-сад № отдела дошкольных учреждений, а также приказ об увольнении с ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 25).
Из содержания представленных в материалы дела МБУ «Архив Златоустовского городского округа» табелей учёта рабочего времени усматривается, что в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Васильева (Сайгина) Е.Н. непосредственно осуществляла трудовую деятельность ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ – находилась в декретном отпуске (л.д. 111-126).
Как следует из содержания архивной справки МБУ «Архив Златоустовского городского округа» от ДД.ММ.ГГГГ за №, приказы директора Златоустовского металлургического завода по личному составу за ДД.ММ.ГГГГ в архив на хранение поступили не в полном объёме; в личной карточке формы Т-2 сведения о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком отсутствуют, в связи с чем данное обстоятельство подтверждается табелями учёта рабочего времени (л.д. 27-28).
Из представленного в материалы дела свидетельства о заключении брака, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Сайгиной Е.Н. после вступления в брак присвоена фамилия Васильева (л.д. 108).
Согласно свидетельства о рождении, истец Васильева Е.Н. имеет дочь, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 110).
В соответствии с ответами МБУ «Архив Златоустовского городского округа» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, предоставленными по запросу суда, Положение об отделе детских учреждений «Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-ой степени Златоустовский металлургический завод»,приказы о предоставлении истцу декретного отпуска и отпуска по уходу за ребёнком по достижении им возраста полутора летв архиве не обнаружены (л.д. 135).
Из представленного МБУ «Архив Златоустовского городского округа» расстановочного штата рабочих Златоустовского металлургического завода на ДД.ММ.ГГГГ следует, что в структуре предприятия имелась «Непромышленная группа цехов» в которую входил отдел детских учреждений. Вместе с тем, в расстановочном штате рабочих и учеников по отделу детских учреждений, какое-либо указание на должность музыкального руководителя в нём отсутствует (л.д. 158-161).
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений чч. 1-3 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1).Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2).Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3).
Согласно п. 37 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. К заявлению гражданина об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний прилагаются:документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи со стихийным бедствием и невозможность их восстановления;справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом на основании свидетельских показаний.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца Васильевой Е.Н. допрошены свидетели ФИО11, ФИО12, показавшие, что ДД.ММ.ГГГГ они вместе с истцом осуществляли трудовую деятельность в дошкольном учреждении за № – детском саду, который на тот момент относился к отделу детских учреждений Златоустовского металлургического завода (л.д. 241-242).В подтверждение факта осуществления в спорный период трудовой деятельности наряду с истцом в одном подразделении предприятия в материалы дела представлены копии трудовых книжек, выданных на имя обозначенных свидетелей, в которых имеются соответствующие записи (л.д. 219-228).
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 03.06.2004 по делу о проверке конституционности подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Определении от 18.06.2004 № 197-О, в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (так же, как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В этой связи суд учитывает, что ФЗ «Об образовании» предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные – частные, учреждения общественных организаций и другие. При этом закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет.
Считать включение спорных периодов в специальный стаж в зависимость от правового статуса педагогического учреждения, где истец осуществляла трудовую деятельность, является необоснованным и ведёт к ущемлению её конституционного права. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
Таким образом, проанализировав установленные по делу фактические обстоятельства и подлежащие применению нормы права, суд приходит к выводу о том, что период работы истца со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя отдела детских учреждений «Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-ой степени Златоустовский металлургический завод» должен быть включён Васильевой Е.Н. в специальный стаж, поскольку факт осуществления педагогической деятельности в обозначенный период подтверждается содержанием записей в трудовой книжке, выданной на имя последней, показаниями допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей, оснований не доверять которым у суда не имеется. При этом с учётом приведённых выше положений нормативных правовых актов, вышеуказанный период работы истца подлежит включениюнезависимо от условия выполнения нормы рабочего времени.
Суд также полагает, что само по себе указание наименования учреждения и структурного подразделения, в котором Васильева Е.Н. осуществляла трудовую деятельность в спорный период, как отдел детских учреждений «Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-ой степени Златоустовский металлургический завод», не может умалять право последней на досрочное пенсионное обеспечение.
Как следует из содержания Приложения № 7 к ФЗ «О страховых пенсиях» Сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19-21 настоящего Федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста), в случае, если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2022 год, то срок назначения страховой пенсии по старости наступает не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Согласно ответа ОСФР по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного по запросу суда, в случае включения в специальный стаж периода работы истца со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, датой возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» будет являться ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 230).
На день обращения ДД.ММ.ГГГГ Васильевой Е.Н. в ОСФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, продолжительность её страхового стажа была определена органом пенсионного обеспечения как 24 года 09 месяцев 20 дней, в связи с чем, с учётом включения судом спорного периода работы истца: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 03 месяца 25 дней), требуемая продолжительность страхового стажа на дату вынесения оспариваемого решения наличествовала, соответственно, страховая пенсия истцу должна быть назначена Васильевой Е.Н. с момента обращения за ней – ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 103, 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Васильевой Елены Николаевны (паспорт №) удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области за № от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», периода работы соДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя отдела детских учреждений «Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-ой степени Златоустовский металлургический завод».
Обязать Государственный внебюджетный фонд – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской областивключить Васильевой Елене Николаевне в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях», период работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя отдела детских учреждений «Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-ой степени Златоустовский металлургический завод».
Назначить Васильевой Елене Николаевне страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Златоустовский городской суд Челябинской области.
Председательствующий: И.И. Щелоков
Мотивированное решение по делу изготовлено 26.01.2024.