Судья Юпуртышкина С.В. дело № 33-317/2021
УИД 12RS0002-01-2020-001179-03 (дело № 2-643/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 9 февраля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Гринюк М.А. и Клюкиной О.В.,
при секретаре Кирилловой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Городничевой В.А. на решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 23 ноября 2020 года, которым иск Городничевой В.А. удовлетворен, на администрацию Звениговского муниципального района возложена обязанность предоставить Городничевой В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в срок по 31 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Городничева В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Звениговского муниципального района, в котором просила возложить на ответчика обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование искового требования указано, что истец как лицо, отнесенное к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Городничева В.А. просит отменить решение суда в части указания в резолютивной части решения на срок его исполнения – по 31 декабря 2021 года, исключить указанную формулировку.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Звениговского муниципального района приводит доводы в пользу решения суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Городничевой В.А. – без удовлетворения.
Представители ответчика администрации Звениговского муниципального района, третьих лиц отдела образования администрации Звениговского муниципального района, Министерства образования и науки Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения Городничевой В.А., ее представителя Одинцова В.И., поддержавших доводы жалобы и просьбу об отмене решения суда в части, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий пункта 1).
В силу пункта 7 статьи 8 щ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее – Закон Республики Марий Эл № 13-3) Республика Марий Эл передала органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, включая: формирование муниципального специализированного жилищного фонда, состоящего из жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; установление факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров найма специализированных жилых помещений; выявление в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятие решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений на новый срок; принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма жилых помещений; осуществление контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Марий Эл № 13-3 предусмотрено, что порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Республики Марий Эл № 79-3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 79-3 специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления на основании договора найма специализированного жилого помещения, заключаемого сроком на пять лет.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Городничева В.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей (мать истца Г.С.С. решением Звениговского районного суда от 20 сентября 2004 года лишена родительских прав в отношении дочерей А., <дата> рождения, и В., <дата> рождения; отец истца Г.А.П. умер <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти <№> от <дата>).
Согласно адресной справке Городничева В.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно акту о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от 18 июля 2014 года <№> комиссией принято решение, согласно которому проживание Городничевой В.А. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, невозможно.
Решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 18 июля 2014 года <№> Городничева В.А. включена в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Руководствуясь приведенными нормами права, принимая во внимание установленные фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции, установив также отсутствие жилых помещений в собственности Городничевой В.А., невозможность ее проживания в жилом помещении по вышеуказанному адресу ее регистрации, обоснованно удовлетворил исковые требования Городничевой В.А.
Вместе с тем, учитывая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной и резолютивной части обжалуемого судебного акта указание о сроке предоставления жилого помещения, поскольку отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено, свидетельствует о том, что указанной категории граждан жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.
Судебная коллегия учитывает срок (с 18 июля 2014 года) нахождения Городничевой В.А. на учете граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, и соответственно, длительность наличия у ответчика неисполненной обязанности обеспечить ее жилым помещением. В данном случае срок исполнения решения суда отдаляет реальную защиту нарушенных и охраняемых законом интересов Городничевой В.А., в частности ее конституционного права на жилище, закрепленного статьей 40 Конституции Российской Федерации. Ссылка ответчика на отсутствие бюджетных средств, исходя из возложенной на орган местного самоуправления публичной обязанности по обеспечению жилищных прав граждан, и при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, является несостоятельной.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для определения срока, в течение которого обязанность по предоставлению жилья должна быть исполнена ответчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 23 ноября 2020 года изменить в части.
Исключить из резолютивной части решения суда указание на срок его исполнения.
В остальной части решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 23 ноября 2020 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В. Клюкина
М.А. Гринюк