Дело № 2-4439/2021
91RS0024-01-2021-007540-08
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2021 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Двирнык Н.В., при секретаре Пономаревой М.А., в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по иску Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к Сапсай Елене Алексеевне, третье лицо. Не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора – Муниципальное унитарное предприятие «РЭО-Массандра» о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
01 ноября 2021 года Инспекция по жилищному надзору Республики Крым обратилась в суд с иском к Сапсай Е.А., в котором просил обязать последнюю предоставить государственным жилищным инспекторам Инспекции по жилищному надзору Республики Крым доступ в помещение <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, мотивировав его следующим. Инспекция, согласно Положения об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 года № 173, является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Республики Крым. Истцу 14.01.2021 года поступило обращение начальника МУП «РЭО-2» ФИО по факту проведения перепланировки (переустройства) в <адрес>, вследствие чего причинен вред общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома. С целью проведения фактов, изложенных в обращении, Инспекцией дважды был осуществлен выход на место, вместе с тем доступ в указанную квартиру отсутствует.
В судебное заседание представитель истца не явился, направил в адрес суда ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии, исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Ответчик и третье лицо, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Направленная ответчику судебная повестка была возвращена в суд «в связи с истечением срока хранения», что в силу ст. 165-1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 68 Постановления Пленума от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» считается надлежаще доставленным сообщением.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица, в порядке заочного судопроизводства, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 2.1 Постановления Совета министров Республики Крым от 21 октября 2014 г. N 387 «Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Республики Крым» жилищный надзор на территории Республики Крым осуществляется Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым. Положение об Инспекции утверждается Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 73 утверждено Положение об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (далее - Положение).
Инспекция по жилищному надзору Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Республики Крым (п. 1.1 Положения).
К полномочиям Инспекции относится проведение проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию (п. 3.6 Положения).
В связи с реализацией возложенных полномочий Инспекция имеет право обращаться в установленном законодательством порядке в судебные и правоохранительные органы в целях защиты своих прав, а также пресечения нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, обеспечения сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилище неприкосновенно и проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан возможно только в установленном законом порядке или на основании судебного решения.
Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
По смыслу данной нормы отсутствует запрет на обеспечение доступа в жилое помещение уполномоченных лиц при отсутствии согласия собственника на основании судебного решения. При этом наличием обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 3 ЖК РФ, суд не связан.
В силу положений ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществление регионального государственного жилищного надзора; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного контроля вправе посещать с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования.
Ст. 30 ЖК РФ установлены права и обязанности собственника жилого помещения, в том числе обязанность поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. п. 17, 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25, на собственника возложена обязанность использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ, обеспечивать сохранность жилого помещения, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством.
По сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРН от 15.02.2021 года № КУВИ-002/2021 -11714014, правообладателем квартиры №<номер> в доме <адрес> является Сапсай Е.А.(л.д. 7-9).
14.01.2021 года в Инспекцию поступило обращение начальника МУП «РЭО-2» в г. Ялта ФИО, с просьбой о проведении обследования и принятия дальнейших мер к собственнику квартиры №<номер> в доме <адрес> (л.д. 10-13).
С целью проверки фактов, изложенных в обращении начальника МУП «РЭО-2» в г. Ялта ФИО,, на основании приказа Инспекции от 22.03.2021 № 777 назначена соответствующая проверка с периодом проведения с 31.03.2021 года по 06.04.2021 года (л.д. 15-16).
23 марта 2021 года Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым в адрес Сапсай Е.А. направлено уведомление № 03/07/2092 о необходимости предоставить доступ в жилое помещение, собственником которого она является в период с 31 марта 2021 года по 06 апреля 2021 года, и предложено согласовать точную дату и время проведения проверки с обеспечением доступа в помещения квартиры. Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №29500057687049, указанное уведомление адресатом не получено, неудачная попытка вручения 31.03.2021 года (л.д. 17-23).
При проведении проверки, правообладатель квартиры №<номер> по <адрес> – Сапсай Е.А., не присутствовала, доступ в жилое помещение для проведения осмотра не предоставила.
По результатам проверки составлен Акт внеплановой выездной проверки от 06.04.2021 № 580 который направлен в адрес Сапсай Е.А. заказным письмом с РПО №29500058236147 (л.д. 25-28).
На основании приказа Инспекции от 26.07.2021 № 2538 назначено проведение повторной проверки с целью установления факта соблюдения (несоблюдения) физическим лицом правил пользования жилыми помещениями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.206 года № 25 (л.д. 30-31).
В адрес Сапсай Е.А. заказным письмом с РПО №29500061501799 по адресу объекта проверки, направлено уведомление от 27.07.2021 № 03-07/7460 о необходимости предоставить доступ в жилое помещение в период с 11 августа 2021 года по 17 августа 2021 года, и предложено согласовать точную дату и время проведения проверки и обеспечить доступ в помещения квартиры. Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №29500061501799, указанное уведомление адресатом не получено (л.д. 32-38).
При проведении внеплановой выездной проверки, установлено, что правообладатель квартиры №<номер> по <адрес> Сапсай Е.А., не присутствовала, доступ в жилое помещение для проведения осмотра не предоставила.
По результатам проверки составлен Акт № 1164 от 17.08.2021 года. который направлен в адрес Сапсай Е.А. заказным письмом (л.д. 40-43).
Данные обстоятельства установлены судом, подтверждены доказательствами в деле.
В связи с чем истец просит возложить на ответчика обязанность предоставить доступ в принадлежащее ей жилище с целью реализации полномочий, предусмотренных ЖК РФ, для выполнения возложенных на него обязанностей с целью пресечения нарушения прав и законных интересов проживающих в жилом доме граждан.
Порядок проведения внеплановой проверки урегулирован Приказом Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 15 января 2015 г. № 5 «Об утверждении административного регламента исполнения Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Крым», в соответствии с которым внеплановая выездная проверка в отношении гражданина проводится по месту нахождения жилого помещения гражданина.
Согласно п. 24.4 административного регламента, в случае если для проведения внеплановой выездной проверки требуется доступ в помещение, принадлежащее заинтересованному лицу, инспектор уведомляет последнее посредством направления письма с указанием даты и времени проведения проверки, которое направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не менее чем за десять дней до дня проведения проверки или иным доступным способом.
Таким образом, порядок уведомления собственника о предстоящей проверке был исполнен сотрудниками Инспекции, извещение дважды направлялось в адрес Сапсай Е.А. по месту нахождения ее имущества - <адрес>. Сам факт не извещения ответчика по зарегистрированному месту жительства не может иметь определяющего значения при разрешении вопроса о предоставлении допуска в жилое помещение, поскольку Сапсай Е.А. извещалась по адресу жилого помещения, собственником которого она является, и которое является объектом проверки, что не противоречит требованиям административного регламента.
С учетом изложенного, исковые требования Инспекции являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, они направлены на реализацию предоставленных полномочий в сфере государственного жилищного надзора с целью пресечения нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме.
В связи с удовлетворением иска в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к Сапсай Елене Алексеевне, третье лицо. Не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора – Муниципальное унитарное предприятие «РЭО-Массандра» о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать Сапсай Елену Алексеевну предоставить государственным жилищным инспекторам Инспекции по жилищному надзору Республики Крым доступ в помещение <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Сапсай Елены Алексеевны в доход бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Мотивированное заочное решение в окончательной форме составлено судом 17 декабря 2021 года.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Двирнык Н.В.