Судья Сычев И.А. УИД 16RS0046-01-2022-012582-60
Дело № 2-8175/2022
№ 33-14467/2023
Учет 073г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 ноября 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Прытковой Е.В. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нигматзяновой А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе истца З.А.Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 23 декабря 2022 года, которым постановлено:
иск З.А.Р. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца З.А.Р. – В.О.А., поддержавшего жалобу, объяснения представителя ответчика А.Л.Ф., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы истца, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
З.А.Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления и назначению досрочной страховой пенсии.
В обоснование своих требований истец указал, что 18 мая 2022 года в связи с наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения продолжительностью более 30 лет он подал в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако в назначении пенсии на льготных основаниях ответчиком ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа продолжительностью 30 лет.
С данным отказом истец не согласен, полагает, что ответчиком неверно исчислена продолжительность его специального стажа в связи с необоснованным исключением из него периодов работы с 8 мая 2002 года по 31 октября 2003 года в должности главного врача Черки-Кильдуразовской участковой больницы и на 0,5 ставки врача-стоматолога по совместительству, с 1 ноября 2003 года по 2 апреля 2004 года в должности заведующего Черки-Кильдуразовской врачебной амбулаторией и на 0,5 ставки в качестве врача-стоматолога по совместительству, к которым, по его мнению, также должно применяться льготное исчисление – из расчета год за год и 3 месяца специального стажа в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности. По изложенным основаниям истец З.А.Р. просил возложить на пенсионный орган обязанность по включению указанных выше спорных периодов в специальный стаж, в том числе с применением льготного порядка исчисления, и назначению ему досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права – с 1 июня 2022 года.
В судебном заседании суда первой инстанции З.А.Р. и его представитель Г.Л.Г. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика на судебное заседание не явился, представив отзыв на исковое заявление, в котором с требованиями истца не согласился, полагая, что они являются необоснованными.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Государственного автономного учреждения здравоохранения «Буинская центральная районная больница» на судебное заседание не явился.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец З.А.Р., выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и вынести по делу новый судебный акт – об удовлетворении его исковых требований в полном объеме, приводя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске.
На судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца З.А.Р. – В.О.А. апелляционную жалобу своего доверителя поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, являющегося правопреемником Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, по доверенности А.Л.Ф., возражая против удовлетворения апелляционной жалобы истца, просила оставить в силе решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте его рассмотрения по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суд апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не находит в связи со следующим.
Так, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Реализация прав граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, Федеральный закон «О страховых пенсиях»), который вступил в законную силу с 1 января 2015 года.
Как закреплено в части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей с 1 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу положений пункта 20 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, а именно в 2022 году срок назначения страховой пенсии по старости установлен не ранее чем через 48 месяцев со дня приобретения соответствующего специального стажа.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 18 мая 2022 года З.А.Р. обратился в Государственное учреждение – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением ответчика от 4 июля 2022 года № 400539/22/33-6-26/62188 в назначении данной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа – 30 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 29 лет 4 месяца. При этом в соответствии с названным решением периоды работы истца с 8 мая 2002 года по 31 октября 2003 года в должности главного врача Черки-Кильдуразовской участковой больницы и с 1 ноября 2003 года по 2 апреля 2004 года в должности заведующего Черки-Кильдуразовской врачебной амбулаторией не были зачтены в его специальный стаж в связи с отсутствием документального подтверждения осуществления лечебной деятельности в пределах основного рабочего времени в указанных должностях, а периоды работы с 8 мая 2002 года по 1 июня 2004 года и с 15 июня 2004 года по 9 февраля 2009 года в качестве врача-стоматолога по совместительству в Черки-Кильдуразовской врачебной со ссылкой на неполную занятость (0,5 ставки) в данной должности.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований З.А.Р., суд, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, руководствуясь статьями 14, 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», пришел к выводу о законности вынесенного пенсионным органом решения в оспариваемой части и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными, исходя из следующего.
Так, целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя указанные законоположения Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «н» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список от 29 октября 2002 года № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила от 29 октября 2002 года № 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 30 лет непосредственно осуществлявшие в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В разделе «Наименование учреждений» пункта 1 Списка от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрены больницы всех наименований, а в разделе «Наименование должностей» врачи-специалисты всех наименований, в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.
В соответствии с пунктом 4 Правил от 29 октября 2002 года № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры – независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Подпунктом «а» пункта 5 этих же Правил предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), которым год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Обращаясь к вопросу подтверждения стажа на соответствующих видах работ, судебная коллегия отмечает, что пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н (далее – Порядок), предусмотрено, что в соответствии с настоящим Порядком подтверждению, в том числе, подлежат периоды осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Из пункта 4 Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).
Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Как видно из записей в трудовой книжке З.А.Р., с 8 мая 2002 года он был переведен на должность главного врача Черки-Кильдуразовской участковой больницы, врачом-стоматологом, 1 ноября 2003 года переведен на должность заведующего Черки-Кильдуразовской врачебной амбулаторией, врачом-стоматологом, а 1 июня 2004 года переведен на должность главного врача Республиканского детского соматического санатория Буинского района.
Поскольку занимаемая истцом должность относится к категории должностей «врач-руководитель», критерием к зачету работы в данной должности в стаж на соответствующих видах работ является осуществление врачебной деятельности в рамках замещаемой должности руководителя, определяемой приказом по учреждению.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют врачи-руководители учреждений, которые наряду с осуществлением должностных обязанностей руководителя также выполняют обязанности по осуществлению врачебной деятельности по должности врача-специалиста в пределах основного рабочего времени, то есть на основании совмещения.
Согласно сведениям, отраженным в справке Государственного автономного учреждения здравоохранения «Буинская центральная районная больница» от 3 июня 2022 года № 999 в подтверждение характера работы З.А.Р., с 8 мая 2002 года по 31 октября 2003 года он работал в должности главного врача Черки-Кильдуразовской участковой больницы, с сохранением 0,5 ставки врача-стоматолога по совместительству (приказ от 4 июня 2002 года № 82), а с 1 ноября 2003 года по 2 апреля 2004 года в должности заведующего Черки-Кильдуразовской врачебной амбулаторией, врачом-стоматологом, с сохранением 0,5 ставки врача-стоматолога по совместительству (приказ от 22 декабря 2003 года № 99) (лист дела 23).
Положениями статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации под совмещением понимается выполнение работником в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Совместительством признается право работника заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство) (статья 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Между тем в рассматриваемом случае доказательств, свидетельствующих об осуществлении З.А.Р. врачебной деятельности в качестве главного врача Черки-Кильдуразовской участковой больницы с 8 мая 2002 года по 31 октября 2003 года и в качестве заведующего Черки-Кильдуразовской врачебной амбулаторией с 1 ноября 2003 года по 2 апреля 2004 года, представленные истцом и имеющиеся в деле документы не содержат. Напротив, из исследованных судом доказательств видно, что врачебную деятельность истец осуществлял, занимая 0,5 ставки по должности врача-стоматолога на условиях внутреннего совместительства.
Аналогичная информация была также представлена Государственным автономным учреждением здравоохранения «Буинская центральная районная больница» по запросу суда апелляционной инстанции, которая в своем письменном ответе от 9 ноября 2023 года № 2055 отразила, что приведенные выше спорные периоды З.А.Р. осуществлял деятельность в качестве врача-стоматолога на условиях совместительства.
Актом № 5 по результатам документальной проверки достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений со стажем на соответствующих видах работ застрахованных лиц от 18 февраля 2019 года в отношении З.А.Р. было установлено, что в оспариваемые периоды в соответствии с представленными документами истец осуществлял трудовую деятельность в качестве врача-стоматолога на 0,5 ставки, в связи с чем работодателю указано на необходимость представления соответствующей корректирующей формы индивидуальных сведений. Данный акт подписан составившими его лицами, в том числе руководителем Государственного автономного учреждения здравоохранения «Буинская центральная районная больница» без замечаний.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении З.А.Р., зарегистрированного в системе обязательного пенсионного страхования 27 ноября 1998 года, сданы работодателем с указанием льготного кода 28-СМ с примечанием – 0,5 ставки, то есть только по должности врача-стоматолога, что недостаточно для зачета спорных периодов работы в специальный стаж истца исходя из условий, содержащихся в пункте 4 Правил от 29 октября 2002 года № 781 (лист дела 64).
Следует отметить, что действия работодателя, связанные с предоставлением данных сведений в пенсионный орган, истец не оспаривал ни путем обращения в лечебное учреждение, ни в судебном порядке.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований со ссылкой на то обстоятельство, что осуществлением истцом врачебной деятельности в качестве врача-специалиста является недоказанным, а замещение 0,5 ставки по должности врача-стоматолога не дает права на включение оспариваемых периодов в стаж на соответствующих видах работ.
В целом доводы апелляционной жалобы истца сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали приведенные в нем выводы, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 23 декабря 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу З.А.Р. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи