Дело №2- 75/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 24 января 2018 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Шерстюкова И.В.,
при секретаре Фатиховой Г.Р.,
с участием: прокурора Гребневой М.В., представившей служебное удостоверение № от Дата
представителя ответчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по доверенности от Дата № Шаламовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерного общества «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала станции ... Свердловской дирекции пассажирских обустройств, возложении обязанности обеспечить защиты объекты транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал станции ... от актов незаконного вмешательства посредством передачи под охрану подразделению транспортной безопасности в течение ... со дня вступления решения суда в законную силу,
у с т а н о в и л:
Пермский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению государственной охраны на железнодорожном вокзале станции ... Свердловской дирекции пассажирских обустройств, возложении обязанности обеспечить объект транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал станции ... государственной охраной посредством передачи под охрану подразделению транспортной безопасности в течение ... со дня вступления решения суда в законную силу. В уточненном исковом заявлении содержится просьба признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в непринятии мер по обеспечению защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала станции ... от актов незаконного вмешательства. Возложении обязанности на ОАО «РЖД» в течение ... со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить защиту объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал станции ...» от актов незаконного вмешательства посредством передачи его под охрану подразделению транспортной безопасности. В обосновании искового заявления, уточненных исковых заявлений указано следующее. Пермской транспортной прокуратурой в связи с поручением Уральского транспортного прокурора от Дата № в связи с проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Кубка Конфедерации FIFA по проведена проверка соблюдения законодательства на объекте транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал станции ... в области обеспечения транспортной безопасности, в том числе по вопросам обеспечения государственной охраны. В исковом заявлении приведены положения Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Объектом транспортной прокуратуры являются технологические комплексы, включающие в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции. «Железнодорожный вокзал станции ... Федеральным агентством железнодорожного транспорта объекте транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал станции ... включен в реестр категорированных ОТИ 2 категории, №. Оценка уязвимости ОТИ «Железнодорожный вокзал станции «... проведена ООО ... результаты оценки уязвимости утверждены Росжелдором Дата План обеспечения транспортной безопасности «Железнодорожный вокзал станции ... разработан Свердловской дирекцией пассажирских обустройств и утвержден Росжелдором Дата На ОТИ «Железнодорожный вокзал станции ... фактически отсутствует необходимая физическая охрана, государственной охраной ОТИ не обеспечен. Железнодорожные вокзалы относятся к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования и подлежат государственной охране. ОАО «РЖД» как собственник объектов транспортной инфраструктуры, является субъектом транспортной инфраструктуры, обязан обеспечить транспортную безопасность объектов транспортной инфраструктуры. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" установлено, что охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 "Вопросы негосударственной (частной) охраны и негосударственной (частной) сыскной деятельности" (действует с учетом внесенных изменений и дополнений) утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране Согласно п. 15 Перечня к таким объектам отнесены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования. Указанный Перечень ограничивает охранную деятельность частных организаций и определяет объекты, услуги, по охране которых эти организации осуществлять не могут. Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Государственная охрана - это функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер (статья 1 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ "О государственной охране"). В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено названным Федеральным законом и иными федеральными законами. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. ОАО «РЖД», являясь собственником железнодорожного вокзала ... обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере данного транспортного комплекса, реализовав установленную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства, при этом не установлено, что обеспечение транспортной безопасности железнодорожных вокзалов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, государственная охрана, то есть транспортная безопасность железнодорожных вокзалов должна быть обеспечена в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" силами самого субъекта транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД». Согласно пункту 7.1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под подразделением транспортной безопасности понимаются осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица. В нарушении норм действующего законодательства ответчиком ОАО «РЖД» охрана ж. д вокзала ... не обеспечена, меры по передаче вокзала под охрану организации, обладающей соответствующими полномочиями, не приняты. Неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности, особенно с массовым пребыванием людей, наиболее подверженным незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц (который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В соответствии с пунктом 7 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав возможна путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, восстановления положения, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Прокурор в данном случае обращается в суд в защиту права неопределенного круга лиц, на жизнь, гарантированного частью 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что доводы представителя ответчика несостоятельны. Представленные копии отдельных судебных актов касаются иных предмета и оснований иска. Утверждением Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, вместо ранее действовавших требований, утвержденных Минтрансом России, не освобождают от обязанности ОАО «РЖД» исполнить план транспортной безопасности, уточнения при необходимости указанного плана, не предполагает возможности для приостановления действия плана транспортной безопасности, не состоятельны доводы ответчика о недостаточности денежных средств, решение данного вопроса находится в компетенции ОАО «РЖД», ответчик длительное время уклоняется от исполнения возложенных на него законом обязанностей, не обеспечивает надлежащее исполнение требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности». Также просила учесть, Федеральным агентством железнодорожного транспорта принято решение в отказе в предоставлении государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности в случае не указания в Плане о привлечении подразделения транспортной безопасности, наименования, структуры, численности. То есть в любом случае необходимо подобрать и заключить договор с соответствующим подразделением транспортной, а затем вносить изменения в План, проводить его уточнение. Просила удовлетворить исковые требования в редакции уточнённого иска.
Представитель ответчика исковые требования не признала, в отзыве и в судебном заседании пояснила, что в целях реализации требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, необходимо провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, в том числе на тех, где она уже проведена, о чем указано в письме департамента безопасности ОАО «РЖД». Проведение данной работы потребует проведение расчетов необходимых транспортных средств для формирования инвестиционной заявки. Действующий план обеспечения транспортной безопасности объект транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал станции ... Свердловской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД», утвержденного Федеральным агентством железнодорожного транспорта Дата предусматривал передачу ОТИ под охрану на 2 этапе его реализации, после создания материальной базы для деятельности подразделения транспортной безопасности – приложения № к Плану. План был разработан на основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. № 43 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", не предусматривавшего жестких сроков его реализации,1 этап был привязан к реализации инвестиционной программы и предполагал реализовать мероприятия по оснащению ОТИ инженерно – техническими средствами охраны и средствами охраны, систем контроля, допуска пассажиров, инвестиционная программа не была реализована. Дополнительная оценка уязвимости, внесение изменение в план потребует время, которое может превысить ... срок. Пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" установлено, что реализация планов транспортной безопасности осуществляется поэтапно, определяемых планами транспортной безопасности. Подпунктом 3 пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 предусматривает привлечение подразделений транспортной безопасности не в произвольном порядке, а в соответствии с Планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Объективная оценка защищенности возможна при точных исходных данных об объекте транспортной инфраструктуры и подтвержденных компетентным органом последовательных этапах осуществления соответствующих мероприятий. Нарушение этапов реализации не обеспечит безопасность, логическое продолжение, привлечение подразделений транспортной безопасности без создания базы для его деятельности не достигнет цели обеспечения безопасности, для заключения договора с подразделениями транспортной безопасности необходимо реализовать 1 этап плана, подготовить материальную базу для данного подразделения, рассчитать состав и оснащенность подразделений транспортной безопасности. Безопасность граждан на вокзале обеспечивают сотрудники линейного отдела внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 2 ФЗ « О полиции». В силу закона органы внутренних дел относятся к органам правомочным осуществлять государственную охрану. Разработан Регламент взаимодействия работников вокзала ... и сотрудников ЛОВД на станции ... по обеспечению транспортной безопасности. Представила копию письма от Дата № по вопросу организации проведения дополнительных оценок уязвимости ОТИ, результаты которых были утверждены ранее. Просит в удовлетворении исковых требований транспортному прокурору отказать.
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта(УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) представителя в судебное заседание не направил. В отзыве содержится просьба рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, исковые требования Пермского транспортного прокурора удовлетворить. Позиция Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта была изложена ранее в отзыве на исковое заявление( л.д.59 – 61). В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ "О ведомственной охране" установлено, что имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ "О ведомственной охране" ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции и другие строения. Согласно п. 15 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", к объектам, подлежащим государственной охране относятся, в том числе, средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены. Как следует из Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 540 от 27.06.2009, ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения Агентства, от противоправных посягательств, охраны грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для участия в обеспечении транспортной безопасности, организации и осуществления профилактики пожаров. Ведомственная охрана состоит из органа управления и территориальных подразделений ведомственной охраны.Орган управления ведомственной охраны является федеральным государственным унитарным предприятием, находящимся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта и осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом. Территориальные подразделения ведомственной охраны создаются органом управления ведомственной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с приказом Приказ Росгвардии от 17.11.2016 № 359(ред. от 23.08.2017 "О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" Главное управление вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Целями деятельности ФГУП «Охрана» в том числе являются: 13.1. Охрана объектов различных форм собственности, в том числе объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, обеспечение их защиты от противоправных посягательств. 14.1. Охрана имущества физических и юридических лиц в соответствии с заключенными договорами, в том числе при его транспортировке;14.2. Охрана на договорной основе в установленном порядке объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
Таким образом, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, считает, что вокзал станции ... подлежит охране исключительно силами государственных предприятий федеральных органов исполнительной власти (государственная ведомственная или вневедомственная охрана).
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, материалы дела, представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Право на безопасность охраняется Конституцией РФ, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства (ст. 2, 37, 55, 72).
Основные принципы обеспечения безопасности закреплены в ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности".
В силу статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предупреждение (профилактика) терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов, являются неотъемлемой частью деятельности по противодействию терроризму. Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" закреплено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1).
Пунктами 3, 4 и 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 2). Пунктом 5 ст. 1 ФЗ № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" также установлено, что железнодорожные вокзалы и станции являются объектами транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 8 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности" к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Исходя из приведенных норм закона ОАО "РЖД" - собственник объектов транспортной инфраструктуры является субъектом транспортной инфраструктуры, на которого возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожных вокзалов.
В соответствии с п. 4 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности" под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (противоправных действий (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекших за собой или создавших угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, материального ущерба - п. 1 ст. 1 данного Федерального закона).
В соответствии с абзацем 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. В соответствии со статьей 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ. Статьей 11 указанного ФЗ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством РФ.
Правительство Российской Федерации, реализуя предусмотренные приведенной нормой Федерального закона полномочия, издало Постановление от 14.08.1992 г. № 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", которым утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране (Приложение № 1).
Согласно п. 15 указанного Перечня к таким объектам отнесены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования. Необходимо отметить, что принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, поэтому меры по обеспечению безопасности должны приниматься и соблюдаться в строгом соответствии с действующими нормами независимо от наличия или отсутствия реальной угрозы безопасности.
Практика других судов, на которую ссылается представитель ответчика, не имеет к данному конкретному гражданскому делу, поскольку суды исходили из обстоятельств, установленных по конкретным делам, при этом были иные предмет и основания.
Вопреки доводам представителя ответчика, в настоящее время не обеспечивается надлежащая безопасность граждан на железнодорожном вокзале станции ... о чем свидетельствует Справка о результатах проверки исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, законодательства о защите прав потребителей на объектах транспортной инфраструктуры – железнодорожном вокзале станции ... проеденной Пермской транспортной прокуратурой с участием специалистов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ГУ МЧС России по Пермскому краю, Пермского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», Управления Федеральной службы в сфере благополучия населения и защите прав потребителей, в ходе проверки было установлено, что не в полном объеме выполнен план транспортной безопасности; не полностью в нарушении требований законодательства, правовых актов, не полностью проведена проверка работников ОАО «РЖД», непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности; начальник вокзала, как лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ, не прошел необходимую аттестацию; в соответствии с планами транспортной безопасности не образовано подразделение транспортной безопасности для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства, физическая охрана отсутствует; локальные нормативные акты (Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ, Порядок выявления и распознавания на КПП или транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ; Порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки инженерно – технических систем транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению актов незаконного вмешательства; Порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, а также подразделений транспортной безопасности ОТИ на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства. Из представленных материалов следует, что данные документы разработаны с учетом наличия подразделений транспортной безопасности, внедрения инженерно - технических систем обеспечения транспортной безопасности, и не исполняются; не создан пост (пункт) транспортной безопасности; не обеспечена передача данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности ФСБ России, Ространснадзору; видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности КПП и посту(пункте) управления транспортной безопасности не обеспечено; не организован пропускной и внутриобъектовый режим, не приняты меры по воспрепятствованию проникновения в зону транспортной безопасности ОТИ лиц, вне зоны КПП, доступ любых лиц в перевозочный сектор является неконтролируемым и свободным, периметр границ транспортной безопасности не огражден; вокзал не оснащен инженерно – техническим средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренных Планом; отсутствуют технические средства и системы для досмотра; не обеспечено выявление лиц и материальных объектов, подготавливающих или совершающих акты незаконного вмешательства, запрещённых предметов и вещей для свободного перемещения; не обеспечивается выявление нарушителей, совершения или подготовки совершения актов незаконного вмешательства, не обеспечен непрерывный контроль сотрудниками сил транспортной безопасности данных, эксплуатационных и функциональных показателей ИТСО, патрульного объезда9обхода) периметра зоны транспортной безопасности. Из Справки о результатах проверки исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, законодательства о защите прав потребителей на объектах транспортной инфраструктуры – железнодорожном вокзале станции ... проведенной Пермской транспортной прокуратурой с участием специалистов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ГУ МЧС России по Пермскому краю, Пермского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», Управления Федеральной службы в сфере благополучия населения и защите прав потребителей в части транспортной безопасности следует, что отсутствие государственной охраны на железнодорожном вокзале станции ... Свердловской дирекции пассажирских обустройств силами подразделений транспортной безопасности, создает потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, делает ОТИ уязвимым и незащищенным, План транспортной безопасности не реализован в указанной части, безопасность не обеспечена.
В справке также указано, что Дата проводилась проверка УФСБ России по Пермскому краю проверка эффективности применения мер антитеррористической защиты вокзала ..., Дата сотрудниками УФСБ России по Пермскому краю допущен пронос тест – предмета (муляж СВУ) на территорию вокзального комплекса ... находился в зале ожидания в качестве бесхозного предмета в течение ..., тест – предмет ответственным персоналом ОТИ не обнаружен. Указанное подтверждает, что отсутствие защиты путем использования подразделения транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции ... Свердловской дирекции пассажирских обустройств силами подразделений транспортной безопасности, создает потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, делает ОТИ уязвимым и незащищенным. Доводы представителя ответчика являются не состоятельными, подобное состояния дел с обеспечением безопасности не может быть признано соответствующим закону, поскольку не гарантирует безопасность граждан от актов незаконного вмешательства.
Ссылки на Регламент взаимодействия работников вокзала ... и сотрудников ЛОВД на станции ... по обеспечению транспортной безопасности не состоятельны. Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ "О полиции" одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Сотрудники полиции осуществляют взаимодействие с подразделением транспортной безопасности, а не подменяют и осуществляют деятельность подразделения транспортной безопасности или за него, договора ОАО «РЖД» с МВД РФ, Федеральной службой войск национальной гвардии, их территориальными подразделениями, не представлено. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 3). При разрешении иска суд руководствуется ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 4, п. 5 и 9 ст. 1 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", ст. 23 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Перечнем наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденным Распоряжением Правительства РФ № 891-р от 27 июня 2009 года, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 397, которым утверждено Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (п. 1), п. 1 ст. 2 ФЗ от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", ч. 2 ст. 8 ФЗ "О ведомственной охране", ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", абз. 1 и 3 ст. 11 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 № 2487-1, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587, которым утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране и приходит к выводы у о том, что ОАО "РЖД" являясь субъектом транспортной инфраструктуры на станции ... обязано принимать необходимые меры по поддержанию состояния защищенности и безопасности железнодорожных вокзалов, являющихся объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, включенных в перечень объектов, подлежащих государственной охране. Государственная охрана, т.е. транспортная безопасность железнодорожных вокзалов должна быть обеспечена в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации "О транспортной безопасности" силами самого субъекта транспортной инфраструктуры - ОАО "РЖД". Охрана железнодорожных вокзалов, владельцем которых является ОАО "РЖД", должна осуществляться подразделениями транспортной безопасности на основании заключенных договоров с ОАО "РЖД".
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.09.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности; порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 2).
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти (ч. 4).
В судебном заседании исследовался план обеспечения транспортной безопасности объект транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал станции ... Свердловской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД», утвержденного Федеральным агентством железнодорожного транспорта Дата ... В разделе II Плана дано определение подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица (л.8). Согласно пункта 1.1.2 Управлением транспортной безопасности ФАЖД уведомлением исх. № от Дата года вокзалу ... присвоена 2 категория по транспортной безопасности. Ответственным за транспортную безопасность является начальник вокзала (пункт 1.5.3). План содержит подробный анализ возможной реализации угроз в отношении ОТИ. Пунктом 3.7. Плана предусматривается порядок формирования сил транспортной безопасности, структура, численность, порядок функционирования определяется в соответствующих приложениях. Согласно Плана и приложения к Плану обеспечения транспортной безопасности предусмотрены Положения о подразделениях транспортной безопасности, проект договора на оказание услуг транспортной безопасности с согласованием необходимой численности, режима работы сил транспортной безопасности, форма акта сдачи – приемки объекта под защиту силами подразделений транспортной безопасности, а также утверждены Положение по обеспечению внутиобъектового и пропускного режима на объекте, номенклатура должностей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности, образцы пропусков и иных документов, по организации и функционированию подразделения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал станции ... тем самым, Планом и приложением к Плану обеспечения транспортной безопасности фактически предусмотрена государственная охрана ОТИ посредством подразделения транспортной безопасности. После утверждения Плана обеспечения транспортной безопасности в установленном законом порядке прошел достаточный период времени, с Дата – ..., что более чем достаточно для исполнения требований законодательства, вместе с тем, ответчик ОАО «РЖД» не предпринял действенных мер по исполнению требований законодательства Российской Федерации с области обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал станции ... дальнейшее промедление создает потенциальную угрозу и жизни и здоровья граждан и не может быть признано допустимым, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного Пермским транспортным прокурором иска, действующего в защиту государственных и общественных интересов, интересов неопределенного круга лиц.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Требования, утвержденные данным документом, вступили в силу с 1 июля 2017 года. Общество как субъект транспортной инфраструктуры обязано выполнять установленные законодательством мероприятия по обеспечению транспортной безопасности вне зависимости от наличия утвержденных результатов оценки уязвимости ОТИ и плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Аналогичный вывод содержится в Постановление Верховного Суда РФ от 08.06.2015 № 303-АД15-5165 по делу № А73-4411/2014.
Полномочия по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, а также по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор).
Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта утверждены Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, введение в действие с 01.07.2017 года. Аналогичные требования содержались в нормативных правовых актах федерального органа исполнительной власти в области нормативного регулирования в сфере транспорта. Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 43 ранее были утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Кроме того, в соответствии со ст. 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут административную ответственность, при совершении административного нарушения повторно, установлена административная ответственность по части 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ. Административная ответственность по ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ наступает за нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приведенными правовыми нормами была проведена и утверждена оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал станции ... который включен в реестр категорированных объектов, план транспортной безопасности утвержден Дата
В ходе проведения проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта на железнодорожном вокзале ... Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» Пермским транспортным прокурором было установлено, что план обеспечения транспортной безопасности «Железнодорожный вокзал станции ... реализован не в полном объеме, положения приложения относительно применения подразделения транспортной безопасности носит декларативный, имитационный характер, в связи с чем, меры прокурорского реагирования в данной ситуации являются обоснованными, поскольку за ... период действия указанного Плана ОАО «РЖД» не предприняло никаких мер для фактического привлечения подразделения транспортной безопасности к защите вокзала ... от возможных актов незаконного вмешательства, а исходя из представленных материалов, телеграмме от Дата №, не планирует таких мер в настоящее время.
Как следует из указанного, с принятием Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, введение в действие с 01.07.2017 года Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, обязанность ответчика ОАО «РЖД» устранить недостатки и исполнить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Железнодорожный вокзал ... сохраняется. Доводы представителя ответчика направлены на затягивание исполнения требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности, способы реализации процессуальных прав не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Ссылки на необходимость проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ, также не состоятельны, не являются препятствием для реализации утвержденного плана транспортной безопасности, после проведения оценки уязвимости ОТИ, возможно проведение корректировки и уточнения плана транспортной безопасности, вместе с тем, затягивание исполнения действующего утвержденного плана транспортной безопасности ОТИ ... а также не исполнение требований об обеспечении государственной охраны создает угрозу жизни и здоровья граждан, общественной безопасности.
В силу статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Безопасности указанной железнодорожной станции. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Поскольку непринятие мер по государственной охране железнодорожного вокзала может привести к негативным последствиям для жизни и здоровья населения, круг которого не может быть определен, затронуты интересы государства, которое определило специальный порядок охраны такого рода объекта транспортной инфраструктуры, прокурор правомерно обратился в суд с рассматриваемым иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Как следует из положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из положений ст. 210 Гражданского процессуального кодекса РФ исполнение решения суда связано с моментом вступления его в законную силу. Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту и интересов прав граждан, неопределенного круга лиц. Российской Федерации и муниципальных образований, таким образом иск транспортным прокурором предъявлен правомерно.
На основании изложенных норм права, суд считает необходимым установив срок в течение ... с момента вступления решения суда в законную силу. Учитывая, что нарушение требований законодательства в области транспортной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, при этом установленный срок должен быть реальным для исполнения, с учетом мнения прокурора, лиц, участвующих в деле, суд полагает, что указанные сроки являются разумными и не противоречат требованиям закона. При этом суд обращает внимание на то, что ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ о предоставлении отсрочки исполнения решения при наличии доказательств, подтверждающих конкретные обстоятельства невозможности исполнения решения в установленный срок.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пермского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», выразившееся в непринятии мер по обеспечению защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала станции ... Свердловской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиале ОАО «РЖД» от актов незаконного вмешательства, в части не обеспечения защиты объекта подразделением транспортной безопасности.
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» объект транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал станции ... Свердловской дирекции пассажирских обустройств – структурном подразделении Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиале ОАО «РЖД» государственной охраной посредством передаче под охрану подразделению транспортной безопасности в течение ... с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета государственную пошлину в размере ...
Решение суда в течение месяца со дня его принятия ... может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья И.В. Шерстюков