УИД34RS0004-01-2021-001674-12 Административное дело № 2а-1356/2021
Судья Озаева О.В., Дело № 33а-7424/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 7 июля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судьей Камышниковой Н.М., Сергеева С.С.
при ведении протокола помощником судьи Муравлевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Волгоградской области к Мартыненко В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций
по частной жалобе административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Волгоградской области
на определение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 11 мая 2021 года, которым постановлено:
административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Волгоградской области к Мартыненко В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций - производством прекратить.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России № 8 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Мартыненко В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, в обоснование которого указано, что у административного ответчика имеется задолженность по оплате земельного налога с физических лиц за 2018 год в размере 14 159 руб. 15 коп., пени в размере 246 руб. 20 коп., на общую сумму 14 405 руб. 35 коп., заявленная налоговым органом ко взысканию.
Судом постановлено указанное выше определение.
В частной жалобе административный истец МИФНС России № 8 по Волгоградской области ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Просит определение суда отменить и направить в районный суд для рассмотрения по существу.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Прекращая производство по делу, судья пришел к выводу об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с данным иском ввиду того, что в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)(далее Закон о банкротстве) взыскиваемая с налогоплательщика, признанного банкротом налоговая задолженность относится к реестровой и подлежала взысканию в рамках дела о банкротстве гражданина.
Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью данного вывода ввиду следующего.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральнымзакономфункциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исходя из абз. 1 п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. В силу п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчёт налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требованиеоб уплате налога может быть передано руководителю организации(еёзаконномуили уполномоченному представителю) или физическому лицу (егозаконномуили уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган.
Исчисление налоговой базы производится налоговыми органами по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных (пункт 5 статьи 54 Кодекса).
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения (п. 4 ст. 85 НК РФ).
Согласно ч.ч.1,3 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Как установлено судом апелляционной инстанции, Мартыненко В.А. имеет в собственности земельный участок и является плательщиком земельного налога. За 2018 год у него образовалась задолженность по оплате земельного налога с физических лиц в размере 14 159 руб. 15 коп., пени в размере 246 руб. 20 коп., на общую сумму 14 405 руб. 35 коп.
Налоговой инспекцией ответчику направлялись налоговое уведомление, требование, судебный приказ о взыскании налоговой задолженности отменен 6.10.2020г. Однако, ответчиком задолженность не погашена. Что стало основанием для обращения в суд с названным иском.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 мая 2018г. ИП Мартыненко В.А. признан банкротом.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 января 2020г. завершена процедура реализации имущества должника - ИП Мартыненко В.А. При этом, из данного определения видно, что в арбитражный суд ПАО «Сбербанк» о признании ИП Мартыненко В.А. банкротом обратилось 17.11.2017г.
Судебная коллегия полагает, что взыскиваемая налоговая задолженность ответчика, признанного банкротом является текущей и налоговый орган вправе был обратиться в суд с данным иском в силу следующего.
В силу ч.1 ст.5 Закона о банкротстве в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Таким образом, текущими платежами являются те налоговые обязательства, которые возникли у налогоплательщика после принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом.
Согласно правовой позиции, приведенной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ от 20.12.2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового(отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
С учетом вышеизложенного, задолженность, образовавшаяся у ответчика по земельному налогу за 2018 год, является текущей, так как обязанность по уплате налогов у налогоплательщика возникла не ранее 31.12.2018 года (день окончания налогового периода), то есть после 17.11.2017г.- даты обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве и принятия Арбитражным судом Волгоградской области заявления о признании ответчика банкротом.
Тогда как в силу ч.3 ст. 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Согласно ч.5 ст.213.28 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, текущая задолженность должника-банкрота предъявляется и взыскивается в общем порядке, установленном КАС РФ.
При таких обстоятельствах, определение суда о прекращении производства по делу как не соответствующее нормам материального и процессуального права на основании п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ подлежит отмене с направлением административного дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 11 мая 2021 года отменить, административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Волгоградской области к Мартыненко В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Председательствующий судья
Судьи