Решение по делу № 2-82/2024 (2-1262/2023;) от 26.10.2023

Дело № 2-82/2024

УИД № 42RS0014-01-2023-001358-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мысковский городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи                     Фисуна Д.П.,

при секретаре                             Ананиной Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мыски Кемеровской области - Кузбассу              07 февраля 2024 года гражданское дело по иску Тюменцева Н.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» » о расторжении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, признании незаконным начисления денежных средств за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и аннулировании задолженности по указанной услуге,

УСТАНОВИЛ:

Тюмецнева Н.В. обратилась с иском к ООО «Экологические технологии», с учетом поступивших уточнений, просит суд расторгнуть Договор от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами , заключенный между Обществом с ограниченной ответственностью «Экологические Технологии» и Тюменцева Н.В.; признать незаконными и аннулировать начисления денежных средств за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

Требования обоснованы тем, что 04 апреля 2023 года между ней и ООО «Экологические Технологии» был заключен договор .

Согласно п. 1 предметом указанного договора является оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по адресу: <адрес>.

Истец обращает внимание на то, что строения, расположенные по адресу: <адрес> не являются жилыми. По указанному адресу расположен гараж.

Кроме того, она уже оплачивает в ООО «ЭкоТек» услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту своего фактического проживания и регистрации: <адрес>, что подтверждается справкой об отсутствии задолженности по месту проживания, приложенной к настоящему заявлению.

Истец полагает, что у ООО «ЭкоТек» отсутствует основание для начисления и взыскания с нее оплаты за услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес>.

ООО «ЭкоТек» мотивируют начисление оплаты за обращение с ТКО тем, что осуществили выезд по адресу: <адрес> после визуального осмотра установили, что гараж, расположенный по адресу: <адрес> обладает признаками жилого объекта: имеется входная дверь; есть окно; печная труба; подключена электроэнергия.

Вместе с тем, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, а также отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в частности, по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений.

Указанным требованиям гараж, расположенный по адресу: <адрес> не обладает.

Также, ООО «ЭкоТек» не является, организацией, которая в силу действующего законодательства обладает полномочиями признания помещения жилыми.

Кроме того, в данном конкретном случае, ООО «ЭкоТек» неверно производит начисление за коммунальную услугу «обращение с ТКО». Так Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 установлено: «при отсутствии постоянно и временно зарегистрированных в жилом помещении начисление производится по количеству собственников жилого помещения или домовладения». Свою очередь, собственник земельного участка, расположенного по <адрес> - один. При этом, начисления за коммунальную услугу ООО «ЭкоТек» производит за двоих человек, что подтверждается расчетом приложенным к исковому заявлению.

В судебное заседание истец Тюменцева Н.В. и ее представитель Стефанович З.В., действующая на основании нотариальной доверенности от 15 ноября 2023 года (л.д. 33) исковые требования поддержали в полном объеме и настаивали на их удовлетворении, при этом привели доводы, аналогичные изложенным в описательной части решения суда

Представитель ответчика ООО «Экологические технологии» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дате и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом.

Выслушав истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, и находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов).

    Таким образом, обязанность по внесению оплаты за обращение с твердыми коммунальными зависит от установленного норматива потребления, а не фактического количества твердых коммунальных отходов.

    В силу п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

    В соответствии с п. 4 ст. 24.7 данного закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

    Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

    Судом установлено, что Тюменцева Н.В. на основании постановления Администрации Мысковского городского округа «О передаче в собственность бесплатно земельного участка» от 30 мая 2014 года является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального садоводства и огородничества, общей площадью 919 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 15-16).

    Кроме того, Тюменцева Н.В. на основании постановления Администрации Мысковского городского округа «О передаче в собственность бесплатно земельного участка» от 30 мая 2014 года и декларации об объекте недвижимости т 09 февраля 2016 года является собственником гаража, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 17).

    04 апреля 2023 года между Тюменцевой Н.В. (потребитель) и ООО «Экологические Технологии» (региональный оператор) был заключен договор на оказание услуг по обращение с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого Региональный оператор принял на себя обязанность принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (л.д. 7-9).

    Согласно п. 4 указанного договора, датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01 июля 2018 года.

    В силу подпункта «з» п. 13 указанного договора, перерасчет за оказанные услуги по обращению с ТКО производится региональным оператором только на основании документов, подтверждающих факт увеличения/уменьшения количества проживающих лиц, добавления/исключения объектов Потребителя на основании цент, тарифов и норм, действующих в каждый период, но не более с начала текущего календарного года.

    Согласно п. 15 указанного договора, стороны договорились производить учет объема и масс ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО.

    Как следует из представленного в суд платежного документа за апрель 2023 года (л.д. 12) Региональный оператор произвел перерасчет платы за обращение с ТКО, исходя из расчета на 1 человека, по адресу: <адрес>, что в свою очередь подтверждается карточкой должника за период с 01 июля 2018 года по 01 августа 2023 года (л.д. 18).

    Ранее, истец обращалась к ответчику с заявление о расторжении договора на оказание услуг по обращение с твердыми коммунальными отходами от 04 апреля 2023 года (л.д. 19-20), однако в расторжении договора ей был оказано (л.д. 22).

    Доводы истца о незаконности заключения договора по оказанию услуг по обращению с ТКО в связи с тем, что недвижимое имущество - строение (гараж), расположенное по адресу: <адрес> не является жилым, при этом она оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту своего фактического проживания и регистрации: <адрес>, в связи с чем, она не потребляла услугу регионального оператора и у ответчика отсутствует основание для начисления и взыскания с нее оплаты за услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, отклоняются судом по следующему основанию.

    В соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, договор о вывозе ТКО с региональным оператором считается заключенным с определенного законом срока независимо от волеизъявления потребителя.

    Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (п. 8).

    В силу пункта 8 (4) указанных Правил основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

    В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) данных Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

    До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18) Правил).

    Региональный оператор не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещениями в здании и многоквартирных домах, в том числе на основании договора аренды, если такое лицо само не обратится к нему с заявкой о заключении договора. Следовательно, по общему правилу, региональный оператор вправе при направлении имущественных притязаний об оплате оказанных услуг ориентироваться на данные публично достоверного ЕГРН о собственнике имущества (статья 210 ГК РФ).

    При этом учитывая, что размер платы зависит от категории потребителей услуги по обращению с ТКО (пункт 3 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, подпункт "б" пункта 4 Правил N 1390), способных оказывать различное негативное воздействие на окружающую среду, а также исходя из принципа платности природопользования (абзац седьмой статьи 3 Закона об охране окружающей среды), региональный оператор вправе взимать плату по нормативу накопления отходов, соответствующему фактическому виду деятельности, осуществляемой в спорном объекте недвижимости.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Согласно подпункту «в» пункта 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

    Таким образом, презюмируется, что собственником ТКО является собственник объекта недвижимости.

    Как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. N 52-П обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления (по крайней мере, в части приема отходов и их транспортирования, стоимость которых, как и других элементов обращения с ТКО, в структуре данной платы не определена), а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды.

    С учетом изложенного, наличие в собственности лица недвижимого имущества, в том числе гаража, презюмирует производство им ТКО. При этом не имеет правового значения для заключения договора на обращение с ТКО то, является ли указанный объект недвижимости жилым помещением или нет.

    Гараж, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в ЕГРН в качестве объекта недвижимости, его собственником является истец Тюменцева Н.В., в связи с чем она обязана заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором (ООО «ЭкоТек»).

    Относительно доводов истца о незаконности начислении платы за оказание услуг по обращению с ТКО, начиная с 01 июля 2018 года, то есть ранее даты заключения договора, суд также считает их необоснованными ввиду следующего.

    Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (пункт 1); собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4); договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5); юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6).

    По смыслу статьи 426 ГК РФ условия публичного договора определяются пунктами 2 и 4 этой статьи и правилами, обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а также уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

    Из приведенных норм следует, что собственник ТКО обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора, который может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

    Форма такого типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".

    Пункт 8(18) Правил N 1156 определяет порядок взаимодействия регионального оператора и собственников ТКО до дня заключения договора на индивидуальных условиях. Исходя из содержания данного пункта в указанный период услуги по обращению с ТКО оказываются региональным оператором и подлежат оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора.

    Исходя из указанных правовых норм, правоотношения по обращению с Тюменцевой Н.В., как собственником ТКО, производимых в результате эксплуатации принадлежащего ей объекта недвижимости, в силу фактического оказания ей услуг до подписания сторонами договора начались с момента начала осуществления ООО «ЭкоТек» своей деятельности по обращению с ТКО, как регионального оператора.

    При этом, в силу обязанностей, возложенных на него статье 24.6 Закона N 89-ФЗ, ООО «ЭкоТек», как региональный оператор, обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, в том числе с теми, с кем не заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

    Иной подход в нарушение статьи 10 ГК РФ допускал бы возможность избежать заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и их оплаты в обход требований закона об обязательности заключения такого договора с региональным оператором.

    Приведенные истцом доводы о том, что она уже является плательщиком услуг по обращению с ТКО, как собственник жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося напротив земельного участка и нежилого строения по адресу: <адрес>, ввиду чего не обязана нести двойную финансовую нагрузку по оплате услуг по обращению с ТКО, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.

    Так, пунктом 8(3) Правил N 1156 предусмотрена возможность лица, владеющего несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, заключить один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.

    При этом суд отмечает, что Тюменцева Н.В. не лишена права обратиться к региональному оператору с заявлением об изменении условий договора определяя стоимость оказанных услуг исходя из количества и объема принадлежащего ей индивидуального контейнера для сбора ТКО.

    Необоснованными признаются также доводы истца о завышенном размере платы за оказанные услуги по обращению с ТКО.

    Как очевидно следует из представленного истцом платежного документа о начислении платы за оказанные услуги по обращению с ТКО, ежемесячная оплата начисляется исходя из установленных тарифов по количеству собственников нежилого помещения – то есть на одного человека, что в полной мерее соответствует действующему законодательству, приведенному в решении выше.

Таким образом, заявленные Тюменцевой Н.В. исковые требования не основаны на законе, ввиду чего не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Тюменцевой Н.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» о расторжении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 04 апреля 2023 года , заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» и Тюменцевой Н.В., о признании незаконным начисления денежных средств за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и аннулировании задолженности по указанной услуге - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в
Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в
окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 09 февраля 2024 года.

Председательствующий: Фисун Д.П.

2-82/2024 (2-1262/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Тюменцева Нина Викторовна
Ответчики
ООО "Экологические технологии"
Суд
Мысковский городской суд Кемеровской области
Дело на странице суда
myskovsky.kmr.sudrf.ru
26.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2023Передача материалов судье
31.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2023Подготовка дела (собеседование)
29.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.12.2023Предварительное судебное заседание
28.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Подготовка дела (собеседование)
17.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2024Судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
09.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее