Дело № 33-2137/2021
№ 2 – 615/2013 (номер дела, присвоенный судом первой инстанции)
Судья – Томашевич Н.Л.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Пермь 01 марта 2021 года
Судья Пермского краевого суда Кляусова И.В.,
при секретаре Козловой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе Правительства Пермского края на определение Осинского районного суда Пермского края от 29.12.2020, которым заявление Правительства Пермского края о предоставлении отсрочки исполнения решения Осинского районного суда Пермского края от 28.06.2013 до 30.12.2021 оставлено без удовлетворения,
у с т а н о в и л а:
Правительство Пермского края обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Осинского районного суда Пермского края от 28.06.2013 до 30.12.2021.
В обоснование заявления указано, что большая часть требований, предъявленных решением Осинского районного суда Пермского края от 28.06.2013, исполнена, в течение 2021 мероприятия, требующие завершения, планируется реализовать надлежащим образом. Имущество включено в реестр имущества государственной собственности, поставлено на кадастровый учет, проведена государственная регистрация объектов недвижимости. Приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 28.02.2017 скотомогильники закреплены на праве оперативного управления за Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края, которой в 2018 проведена ревизия скотомогильников. 28.08.2019 инспекцией заключен государственный контракт на проведение обустройства (капитального ремонта) скотомогильников. Работы по обустройству выполнены, скотомогильники приведены в нормативное состояние и не представляют биологической опасности. 31.10.2020 подписаны акты о приемке выполненных работ по обустройству скотомогильников. Финансовое обеспечение мероприятий по разработке и согласованию проекта санитарно-защитной зоны запланировано на 2021-2022 годы в связи с чем, инспекцией планируется в 2021 заключить государственный контракт на разработку и согласование проекта санитарно-защитных зон сибиреязвенных захоронений №6 и №7. Разработка и согласование проекта санитарно-защитной зоны сибиреязвенного захоронения состоят из двух этапов, срок исполнения которых датирован 10.12.2021.
В силу положений ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Оценив доводы частной жалобы, судья апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене обжалуемого определения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу положений ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Таким образом, целью института изменения способа и порядка исполнения решения суда является обеспечение исполнимости решения суда при наличии обстоятельств, затрудняющих его исполнение либо свидетельствующих о невозможности его исполнения способом, указанным в решении суда.
Аналогичные нормы предусмотрены в ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с обеспечением баланса прав и законных интересов взыскателя и должника, возможное же изменение способа и порядка исполнения решения суда должно отвечать требованиям справедливости, быть адекватным и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. Данная форма защиты прав взыскателя должна применяться с учетом обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, а основания для изменения способа и порядка исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникнуть при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
На основании ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2). Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (часть 3).
В соответствии с ч ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Право на судебную защиту, а, следовательно, и право на исполнение судебных решений, носит публично-правовой характер, поскольку может быть реализовано лишь с помощью государства, создающего для этого необходимые институциональные и процессуальные условия. Соответственно, по смыслу ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нарушение данного права, исходя из его природы, возможно лишь со стороны государства как субъекта, призванного гарантировать и обеспечивать его реализацию посредством установления конкретных процедур, включая установление системы мер, позволяющих в своей совокупности организовать и обеспечить эффективное и своевременное исполнение судебных решений.
Таким образом, основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции, решением Осинского районного суда Пермского края от 28.06.2013 исковые требования прокурора Осинского района Пермского края удовлетворены. На Правительство Пермского края возложена обязанность принять в собственность и включить в реестр имущества государственной собственности субъекта Российской Федерации – Пермского края: сибиреязвенный скотомогильник № 6, расположенный на территории **** сельского поселения Осинского района Пермского края на расстоянии 500 м от д. ****, 4300 м. в южном направлении от с. ****, географические координаты: северная широта ** восточная долгота ** площадью 35 кв.м; сибиреязвенный скотомогильник № 7, расположенный на территории **** сельского поселения Осинского района Пермского края на расстоянии 15 км. в северо-восточном направлении от с. ****, географические координаты: северная широта **, восточная долгота ** площадью 50 кв.м. В течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать проведение мероприятий по обустройству указанных сибиреязвенных скотомогильников в соответствии с требованиями п. 7.1. Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 N 56 и п.п. 5.4., 5.6, 6.2. "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) (ред. от 16.08.2007), путем огораживания территории скотомогильника глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, оборудования с внутренней стороны забора по всему периметру траншеи глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта и перекидного моста через траншею, обеспечить контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
Решение вступило в законную силу 11.09.2013.
Исполнительное производство в части возложения на Правительство Пермского края обязанности по принятию в собственность и включению в реестр имущества государственной собственности субъекта Российской Федерации – Пермского края сибиреязвенных скотомогильников, организации мероприятий по обустройству сибиреязвенных скотомогильников первоначально возбуждено 01.10.2013 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю (т. 2 л.д. 39), 16.06.2015 принято к исполнению межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, исполнительному производству присвоен номер № ** (т. 2 л.д. 37).
Определением Осинского районного суда Пермского края от 09.04.2018 в удовлетворении заявления Правительства Пермского края о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 28.06.2013 по делу №**/2013 до 31.12.2019 отказано (том 1 л.д.216-218).
Определением Осинского районного суда Пермского края от 27.08.2018, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 15.10.2018, в удовлетворении заявления Правительства Пермского края о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 28.06.2013 по делу №**/2013 до 30.06.2019 отказано (том 2 л.д. 45-47, том 2 л.д.72-74).
До настоящего времени решение суда не исполнено, должник обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, ссылаясь на наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, а именно на необходимость завершения мероприятий, связанных с разработкой и согласованием проекта санитарно-защитных зон, оценки произведенных работ, составления актов приемки и осмотра.
Закон предусматривает в качестве основания для отсрочки исполнения вступившего в законную силу решения суда наличие существенных обстоятельств, которые делают невозможным его исполнение, носят действительно исключительный характер, и объективно являются серьезным препятствием к исполнению решения суда и совершению исполнительных действий. Предоставление отсрочки является исключительной мерой, которая должна применяться судом с соблюдением баланса интересов, как должника, так и взыскателя.
Отказывая Правительству Пермского края в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного акта и подтверждающих обоснованность заявленного требования. При этом суд первой инстанции указал, что указанные в обоснование заявления обстоятельства не являются исключительными, не свидетельствуют о наличии неустранимых препятствий к своевременному исполнению должником решения суда, относятся к факторам риска, которые должник должен учитывать и принимать надлежащие меры к исполнению своих обязательств.
Судья апелляционного суда признает выводы суда первой инстанции верными, поскольку они соответствуют нормам процессуального права и фактическим обстоятельствам.
Предоставление отсрочки исполнения на предлагаемых заявителем условиях приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации, а также нарушит требования о разумности сроков по исполнению решения суда.
Судом первой инстанции обоснованно обращено внимание на то, что длительное неисполнение судебного акта (более семи лет) по указанным должником причинам, приведет к затягиванию исполнения вступившего в законную силу решения суда и нарушению прав неопределенного круга лиц.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Правительства Пермского края о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену определения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 333, 334 ГПК РФ, судья
о п р е д е л и л:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29.12.2020 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ -