Дело № 2-1456/2023
УИД 68RS0004-01-2023-001689-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2023 года г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе судьи Калугиной И.А.,
при секретаре Кожевниковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вейсаловой М. Н. к администрации <адрес>, Пантелеевой Л. П., Дружкиной В. Ф., администрации <адрес> об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Вейсалова М.Н. обратилась в суд с иском к администрации <адрес>, Пантелеевой Л.П., Дружкиной В.Ф., администрации <адрес> <адрес> об установлении границ земельного участка, указав, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером 68:20:2505002:5, расположенном по адресу <адрес>, пос.Тихий У., <адрес>. Земельный участок относится к категории земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства. Находится между участком с кадастровым номером 68:20:2505003:151, расположенным по адресу <адрес>, пос.Тихий У., <адрес>, принадлежащим Пантелеевой Л.П., и участком с кадастровым номером 68:20:2505003:50, расположенным по адресу <адрес>, пос.Тихий У., <адрес>, принадлежащим Дружкиной В.Ф. Границы земельного участка истца были установлены в условной системе координат. В ходе проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка в системе координат МСК-68 было выявлено пересечение (наложение) границ земельного участка, принадлежащего истцу, с границей земельного участка с кадастровым номером 68:20:2505003:151, расположенному по адресу <адрес>, пос.Тихий У., <адрес>. 25.062018 Тамбовским районным судом было вынесено решение, которым была установлена реестровая ошибка в виде пересечения (наложения) границ земельного участка с кадастровым номером 68:20:2505003:151 и земельного участка с кадастровым номером 68:20:2505002:5; установлена граница между земельным участком, принадлежащим истцу и земельным участком, принадлежащим Пантелеевой Л.П. согласно совмещенного плана границ земельных участков, составленного специалистом ООО (ЗПКП) «Земля и право» ДД.ММ.ГГГГ. После вступления решения в законную силу она снова обратилась к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана на основании решения суда, однако, при проверке межевого плана Управлением Росреестра по Т. <адрес> (на территории Т. <адрес>) было выявлено пересечение границ населенного пункта поселок <адрес> с реестровым номером 68:20-4.8, что является препятствием по осуществлению кадастрового учета и исполнению решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровым инженером Шаталовым А.А. ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен план границ земельных участков № и № <адрес> пос. Тихий У., на котором границы земельного участка истца с кадастровым номером 68:20:2505002:5 не пересекают границу населенного пункта и обозначены точками №№. При этом точка н9 и точка н12 изменяют свои координаты, точки н10 и н11 прекращают свое существование, а также добавляется точка 15. Площади земельных участков сохраняются.
В отзыве на исковое заявление администрация Т. <адрес> просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что истец в органы местного самоуправления с заявлением об изменении границ населенного пункта не обращался. Отказ от части принадлежащего ему земельного участка не является самостоятельным основанием для предоставления земельного участка иной конфигурации и не заменяет основаниям и порядок их предоставления.
В судебном заседании представитель истца Роголев К.Ю. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации Т. <адрес> Бычкова И.И. в судебном заседании против удовлетворения исковых требовани возражала
Представитель ответчика администрации <адрес>, ответчики Пантелеева Л.П., Дружкина В.Ф. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане, в частности, указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков, в том числе в целях исправления указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона ошибки в описании местоположения границ земельного участка.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указано, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как указано в ч. 3 ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4 ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что внесение в ЕГРН изменений в описание местоположения границ земельного участка осуществляется при наличии на то предусмотренных законом оснований.
Согласно ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального района.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Вейсалова М.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером 68:20:2505002:5, площадью 2400 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>
Границы земельного участка установлены в условной системе координат.
Решением Т. районного суда Т. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена реестровая ошибка в виде пересечения (наложения) границ соседнего земельного участка с кадастровым номером 68:20:2505003:151, расположенного по адресу <адрес> (собственник Пантелеева Л.П.) и земельного участка с кадастровым номером 68:20:2505002:5, принадлежащего Вейсаловой М.Н., установлена граница между земельными участкам Вейсаловой М.Н. и Пантелеевой Л.П., по линии, обозначенной точками н2-нЗ-н4-н5-н6-н15 в совмещенном плане границ от ДД.ММ.ГГГГ.
При осуществлении государственного кадастрового учета изменений установлено пересечение границ населенного пункта поселок <адрес> с реестровым номером 68:20-4.8. Площадь пересечения составила 31,3 кв.м.
Вейсаловой М.Н. заявлены требования об установлении границ земельного участка в соответствии с планом границ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым границы земельного участка истца не пересекают границы населенного пункта пос.<адрес>
Факт пересечения границ земельного участка истца с границами населенного пункта установлен в судебном заседании и ответчиками не оспаривается.
Вместе с тем, исходя из заявленных требований, расположение земельного участка истца изменяется за счет земель неразграниченной государственной собственности, но более чем на площадь пересечения. Фактически истец отказывается от части занимаемого ею участка с присоединением земель неразграниченной государственной собственности.
Однако в данных границах земельный участок истца на местности никогда не существовал. План границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не согласован с администрацией Т. <адрес>, то есть с органом уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В судебном заседании представитель администрации Т. <адрес> против установления границ земельного участка согласно представленного истцом плана возражала.
На основании изложенного, поскольку полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относятся к компетенции органа местного самоуправления муниципального района, исковые требования Вейсаловой М.Н. об установлении границ земельного участка в соответствии с представленным ею планом не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.10.2023.