Номер дела в суде первой инстанции № 2-1010/2021
УИД: 68RS0013-01-2021-001747-18
Дело № 33-4019/2021
Судья Сергеев А.К.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 декабря 2021 года город Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,
судей Коростелёвой Л.В., Туевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гнилицкой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.П.В. к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области о перерасчете размера страховой пенсии,
по апелляционной жалобе истца Д.П.В. на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 31 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Коростелёвой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д.П.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе *** (межрайонное) о перерасчете размера страховой пенсии по инвалидности с 3 декабря 2019 года по 30 июня 2020 года с учетом стажа и заработной платы за период работы 2000-2001 годы в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением Мичуринского городского суда *** от 31 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований Д.П.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец Д.П.В. выражает несогласие с обжалуемым решением, считает его необоснованным, просит отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных им исковых требований. По мнению автора жалобы, суд не в полном объеме исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, вследствие чего неправильно определил их.
Обращает внимание суда на тот факт, что он дважды обращался к ответчику 6 декабря 2019 года и 24 декабря 2019 года и предоставил копии трудовой книжки, военного билета, диплома, свидетельств об уплате единого налога на вмененный доход за 2000 и 2001 года для того, чтобы ему были включены в стаж все отработанные периоды работы в соответствии с документами и была начислена пенсия по инвалидности по стажу и заработной плате с учетом свидетельств об уплате единого налога на вмененный доход за 2000-2001 годы. При этом ответчик злоупотребил своим правом, не только не выдал документа с перечнем предоставленных копий документов, но не обеспечил своевременное включение в индивидуальный лицевой счет представленных им сведений и не разъяснил права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений.
Указывает, что из-за материального положения он был вынужден обратиться в клиентскую службу *** в июле 2020 года, им были подписаны заполненные на основании свидетельств об уплате единого налога на вмененный доход за 2000-2001 годы формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, после чего с 1 августа 2020 года размер его пенсии был пересчитан с учетом свидетельств об уплате единого налога на вмененный доход за 2000 и 2001 года, однако заявления на перерасчет размера страховой пенсии он не писал.
Судебной коллегией по гражданским делам Тамбовского областного суда 24 ноября 2021 года произведена замена ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе *** (межрайонное) на государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ***.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав истца Д.П.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ОПФР по *** Т.А.А, просившую решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 6 декабря 2019 года Д.П.В. обратился в УПФР в *** (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии. К заявлению о назначении пенсии были приложены следующие документы: свидетельство о рождении; военный билет; документ об образовании; трудовая книжка (л.д. 49-53).
5 марта 2020 года Д.П.В. дополнительно предоставил в пенсионный орган следующие документы: свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход (***, дата: ***); справка (***, дата: ***); справка работодателя о периодах работы (***, дата: ***) (л.д. 54).
Решением УПФР в *** (межрайонное) от 5 марта 2020 года Д.П.В. была назначена страховая пенсия по инвалидности в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 129).
Д.П.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 24 июля 2000 года. На дату назначения пенсии сведения о стаже и заработной плате истца за 2000-2001 годы на лицевом счете застрахованного лица отсутствовали (л.д. 62-63), в связи с чем указанный период не был включен в страховой стаж истца и не учтен при назначении пенсии.
Считая, что период его работы в качестве индивидуального предпринимателя подлежал включению в страховой стаж, Д.П.В. обратился в суд с исковыми требованиями к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в *** (межрайонное) о включении периодов работы, в том числе периода работы индивидуальным предпринимателем в 2000-2001 годы, в страховой стаж. Также Д.П.В. просил произвести ему перерасчет пенсии с 3 декабря 2019 года.
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 8 декабря 2020 года исковые требования Д.П.В. удовлетворены частично. На ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в *** (межрайонное) возложена обязанность включить в страховой стаж истца периоды его работы с 1 декабря 1991 года по 24 февраля 1993 года и с 1 июня 1993 года по 20 января 1995 года и произвести перерасчет страховой пенсии по инвалидности с 3 декабря 2019 года.
В то же время исковые требования Д.П.В. в части включения в страховой стаж периода работы с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года в качестве индивидуального предпринимателя оставлены без удовлетворения (л.д. 38-42).
Как следует из мотивировочной части указанного решения, отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в страховой стаж периода работы Д.П.В. с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года в качестве индивидуального предпринимателя, суд исходил из добровольного исполнения данной обязанности Пенсионным фондом в июле 2020 года.
8 апреля 2021 года вынесено определение о разъяснении решения Мичуринского городского суда *** от 8 декабря 2020 года, в котором указано, что перерасчет пенсии по инвалидности Д.П.В., согласно решению суда, должен быть осуществлен с 3 декабря 2019 года с учетом включения в его страховой стаж, в том числе и периода работы с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 43-44).
Из информации пенсионного органа, направленной в адрес Д.П.В., следует, что в соответствии с определением Мичуринского городского суда *** от 8 апреля 2021 года ему была произведена доплата пенсии по инвалидности с 3 декабря 2019 года по 30 июля 2020 года в размере 1 234 руб. 36 коп. (л.д. 65-67).
При этом, как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, указанная доплата произведена с учетом периода работы, заработная плата за спорный период при перерасчете пенсии не учитывалась.
Перерасчет пенсии по инвалидности с учетом заработка за период работы с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года в качестве индивидуального предпринимателя произведен с 1 августа 2020 года на основании решения начальника УПФР в *** (межрайонное) от 13 января 2020 года (л.д. 55).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просил произвести перерасчет страховой пенсии по инвалидности с 3 декабря 2019 года по 30 июня 2020 года с учетом стажа и заработной платы за период с 2000-2001 годы в качестве индивидуального предпринимателя.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал в решении, что перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы, день перерасчета пенсии определен в зависимости от даты приема заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими наличие основания для проведения перерасчета. Факт предоставления документов в декабре 2019 года, о котором указывает истец, при отсутствии соответствующего заявления о перерасчете не влечет обязанность пенсионного органа на осуществление перерасчета размера пенсии с даты предоставления документов.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы (ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, в пункте 20 которых указано, что периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Исходя из положений пункта 2 части 5 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»);
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «г»).
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт «а»);
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт «в»).
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Суд первой инстанции при разрешении исковых требований Д.П.В. о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по инвалидности изложенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по инвалидности, не применил, в связи с чем не установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснил, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении заявления Д.П.В. о назначении пенсии.
Между тем истец Д.П.В. в судебном заседании указывал, что в связи с разъяснениями, полученными им от сотрудника пенсионного органа при подаче заявления о назначении пенсии 6 декабря 2019 года, он 24 декабря 2019 года предоставил в пенсионный орган копии свидетельств об уплате единого налога на вмененный доход за 2000-2001 годы. В подтверждение указанного обстоятельства Д.П.В. предоставил сопроводительное письмо заместителя начальника Межрайонной ИФНС России *** по *** от 20 декабря 2019 года о направлении в его адрес копий свидетельств об уплате единого налога на вмененный доход за период *** – *** (л.д. 128).
В свою очередь, являясь более сильной стороной процесса, ответчик, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не предоставил доказательств того, когда и каким образом указанные копии свидетельств поступили в пенсионный орган.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 24 ноября 2021 года, было исследовано пенсионное дело Д.П.В., в котором отсутствовали копии свидетельств об уплате единого налога на вмененный доход, направленные в адрес Д.П.В. налоговым органом в декабре 2019 года. В судебное заседание, состоявшееся 1 декабря 2021 года, копии указанных свидетельств, заверенных налоговым инспектором 19 декабря 2019 года, были предоставлены представителем ответчика (л.д. 125-127).
На указанных копиях свидетельств имеется отметка о принятии их пенсионным органом 29 июня 2020 года, вместе с тем иных доказательств о поступлении данных свидетельств именно 29 июня 2020 года стороной ответчика не предоставлено.
В индивидуальных сведениях о трудовом стаже, заработке, доходе и начисленных страховых взносах, поданных Д.П.В. 29 июня 2020 года по форме СЗВ – 1, отсутствует указание на приложение свидетельств об уплате единого налога на вмененный доход (л.д. 60-61).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что копии свидетельств об уплате единого налога на вмененный доход за период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года были предоставлены в пенсионный орган до принятия решения о назначении пенсии по инвалидности, то есть не позднее трех месяцев со дня обращения с заявлением о назначении пенсии и следовательно должны были учитываться при назначении пенсии.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Д.П.В. о перерасчете размера страховой пенсии по инвалидности с 3 декабря 2019 года по 30 июня 2020 года. Период перерасчета пенсии определен судебной коллегией в пределах заявленных истцом исковых требований.
Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 31 августа 2021 года отменить и принять новое решение.
Обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по *** произвести Д.П.В. перерасчет размера страховой пенсии по инвалидности с 3 декабря 2019 года по 30 июня 2020 года с учетом заработной платы за период работы 2000-2001 годы в качестве индивидуального предпринимателя.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено ***.