Судья Савинкина Е.В. Дело № 21-787/2019
(дело № 12-424/2019)
РЕШЕНИЕ
06 ноября 2019 года г. Сыктывкар
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., рассмотрев жалобу администрации МО ГО «Ухта» на постановление заместителя начальника ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми № <Номер обезличен> от 25.06.2019 и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 15.08.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО ГО «Ухта»,
установил:
постановлением заместителя начальника ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми № <Номер обезличен> от 25.06.2019 администрация МО ГО «Ухта» привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица административного органа, администрация МО ГО «Ухта» обратилась в Ухтинский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения жалобы судьей Ухтинского городского суда Республики Коми постановлено решение 15.08.2019, которым постановление должностного лица ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми оставлено без изменения.
В жалобе, адресованной Верховному Суду Республики Коми, администрация МО ГО «Ухта» ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в виду их незаконности и необоснованности.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - администрация МО ГО «Ухта» своего представителя не направило, в жалобе просят рассмотреть жалобу в отсутствие представителя; должностное лицо, административного органа, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении своего участия не обеспечило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом. Ходатайств об отложении дела об административном правонарушении не поступало.
Принимая во внимание надлежащее извещение участников процесса, нахожу возможным, рассмотреть жалобу на решение судьи, постановленное по итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в отсутствие неявившихся лиц, явка которых судом обязательной не признается.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 11 указанного Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 105 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми 19.03.2015 возбуждено исполнительное производство № <Номер обезличен> в отношении администрации МО ГО «Ухта» на основании исполнительного листа, выданного Ухтинским городским судом Республики Коми по вступлении в законную силу решению Ухтинского городского суда Республики Коми, которым на администрацию МО ГО «Ухта» возложена обязанность предоставить ФИО5, ФИО6 на состав семьи 2 человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 40,2 кв.м., состоящее не менее чем из двух жилых комнат, на территории г. Ухты.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми от 09.04.2015 в связи с неисполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, с администрации МО ГО «Ухта» взыскан исполнительский сбор.
За неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми от 26.04.2019 должник привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
09.04.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми должнику выставлено требование об исполнении решения суда до 30.05.2019 и предоставлении в ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми подтверждающие документы об исполнении решения суда. Данное требование поступило в администрацию МО ГО «Ухта» 09.04.2019.
Основанием для привлечения администрации МО ГО «Ухта» к административной ответственности по обжалуемому постановлению должностного лица послужило то обстоятельство, что в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, администрация не исполнила содержащиеся в исполнительном листе требования.
Факт совершения администрацией МО ГО «Ухта» правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, а именно: актом об обнаружении правонарушения от 11.06.2019; копией исполнительного листа серии ФС № <Номер обезличен>; постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми о возбуждении исполнительного производства от 19.03.2015; постановлением должностного лица службы судебных приставов о взыскании исполнительского сбора от 09.04.2015; постановлением № <Номер обезличен> от 26.04.2019 заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми о привлечении администрации МО ГО «Ухта» к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ; требованием должностного лица службы судебных приставов об исполнении должником решения суда; письменными объяснениями представителя администрации МО ГО «Ухта», данных судебному приставу-исполнителю; протоколом об административном правонарушении от 11.06.2019, которые получили оценку должностным лицом административного органа и судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доказательств исполнения требований исполнительного документа администрацией не представлено.
Так как обстоятельств наличия объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки и отсутствия вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения, не установлено, принимая во внимание длительность неисполнения судебного постановления, которое составляет больше 4-х лет (с даты вступления в законную силу решения суда), совершение административного правонарушения по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, постановление должностного лица и последующее решение являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
Доводы жалобы заявителя о том, что должником принимаются все возможные меры к исполнению решения суда, не могут быть приняты во внимание и не влекут отмену постановления должностного лица и решения судьи.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Под уважительными причинами, препятствующими исполнению требований исполнительного документа, необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Отсутствие денежных средств и недостаточное финансирование для обеспечения жилыми помещениями не является основанием для неисполнения решения суда, вступившее в законную силу 02.03.2015.
Приведенные меры исполнения решения суда, перечисленные в жалобе, не являются обстоятельствами, позволяющим судить об отсутствии вины должника.
Доказательств принятия администрацией МО ГО «Ухта» всех зависящих от нее мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, не представлено.
Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 996 года № 1-ФКЗ подлежит неукоснительному исполнению.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе об отсутствии в резолютивной части постановления должностного лица ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми указания на статью, в соответствии с которой заявителю назначено наказание, признаются не состоятельными в силу следующего.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана статья указанного Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.
Как усматривается из текста постановления должностного лица, эти требования статьи 29.10 КоАП РФ должностным лицом выполнены, так как в описательно-мотивировочной части постановления имеется указание на часть 2 статьи 17.15 КоАП РФ, по которой квалифицированы действия администрации МО ГО «Ухта» и ей назначено наказание. Событие административного правонарушения, описано в соответствии с диспозицией части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, указано в нарушении каких норм законодательства оно выразилось.
Таким образом, поскольку специальные требования, предъявляемые к структуре постановления о назначении административного наказания и содержанию его отдельных частей в КоАП РФ не установлены, обоснованность привлечения администрации МО ГО «Ухта» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, сомнений не вызывает, то отсутствие такой ссылки в резолютивной части постановления не является существенным процессуальным нарушением, влекущим его безусловную отмену.
Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 996 года № 1-ФКЗ подлежит неукоснительному исполнению.
Постановление о привлечении администрации МО ГО «Ухта» к административной ответственности вынесено с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности и срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Таким образом, постановление должностного лица службы судебных приставов и судебное решение, вынесенные с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, являются законными и обоснованными, оснований для их отмены и удовлетворения жалобы администрации МО ГО «Ухта» не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление заместителя начальника ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми № <Номер обезличен> от 25.06.2019 и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 15.08.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО ГО «Ухта» оставить без изменения, жалобу администрации МО ГО «Ухта» - без удовлетворения.
Судья И.Г. Пристром