Судья Вахрушева Е.В. Дело № 2-6073/2021
35RS0010-01-2021-007729-31
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 ноября 2021 года № 33-5394/2021
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Махиной Е.С.,
судей Белозеровой Л.В., Вахониной А.М.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента строительства Вологодской области Загляда Ю.В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 02 сентября 2021 года по иску Дербиной О.Н. к Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконным решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С. объяснения представителя Департамента строительства Вологодской области Соколова Н.А., судебная коллегия
установила:
Дербина О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту строительства Вологодской области (далее Департамент), в котором с учетом уточнения просила признать незаконным и отменить распоряжение Департамента от 22 апреля 2021 года № 629 «Об отказе Дербиной О.Н. в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области» и сопроводительное письмо Департамента № 12-3817/21 от 22 апреля 2021 года, обязать ответчика предоставить ей субсидию на строительство или приобретение жилья.
В обоснование требований указала, что с 21 июля 2006 года работает <.....> бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «...» (далее – БУЗ ВО «...»). Зарегистрирована по месту жительства в общежитии по адресу: <.....>, жилое помещение предоставлено на период работы в БУЗ ВО ...» по договору найма жилого помещения в общежитии от 13 мая 2010 года. В 2014 году встала в очередь на предоставление субсидии на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области. Распоряжением Департамента от 22 апреля 2021 года № 629 в предоставлении субсидии отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом 3.12.2 пункта 3.12 Положения о предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 27 марта 2006 года № 291 (далее – Положение). С распоряжением не согласна, поскольку не совершала действий, влекущих ухудшение жилищных условий. Жилой дом, находящийся по адресу: <.....>, полученный ею по наследству в 2016 году, проданный в июне 2017 года, построен в 1948 году, представлял собой деревянный бревенчатый дом с печным отоплением, без водоснабжения и канализации. В указанном доме, расположенном более чем в 450 км от места ее работы, никогда не проживала, регистрации по месту жительства в нем не имела. Кроме того, в деревне <.....> на момент продажи дома отсутствовала необходимая для обеспечения нормального проживания и воспитания несовершеннолетнего ребенка инфраструктура, сам дом был непригоден для постоянного проживания в нем вместе с ребенком.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 02 сентября 2021 года исковые требования Дербиной О.Н. к Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконным решения, возложении обязанности удовлетворены частично.
Распоряжение Департамента строительства Вологодской области от 22 апреля 2021 года № 629 «Об отказе Дербиной О.Н. в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области» признано незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия.
На Департамент строительства Вологодской области возложена обязанность предоставить Дербиной О.Н. субсидию на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе представитель Департамента Загляда Ю.В. просит решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что заявление о предоставлении субсидии подано Дербиной О.Н. 11 марта 2021 года, когда действовала новая редакция Положения, согласно которому работникам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении субсидий, в случае совершения ими и (или) членами их семей действий, повлекших ухудшение жилищных условий, субсидия может быть предоставлена не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 1.5). На дату постановки Дербиной О.Н. на учет (18 декабря 2014 года) редакция Положения содержала пункт 1.2, аналогичный по содержанию пункту 1.5 Положения в действующей редакции. Считает, что в 2014 году Дербина О.Н. не должна была быть принята на учет для предоставления субсидии по месту работы.
В возражениях на апелляционную жалобу Дербина О.Н. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта, полагая его соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что Дербина О.Н. с 21 июля 2006 года по 16 сентября 2013 года работала в должности <.....> бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «...», с 04 октября 2013 года по настоящее время работает в должности медицинской сестры БУЗ ВО «...».
С 18 декабря 2014 года Дербина О.Н. состоит на учете нуждающихся в предоставлении за счет средств областного бюджета субсидии на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственный учреждений области.
На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию серии <.....> от 13 октября 2016 года Дербина О.Н. получила в собственность жилой дом и земельный участок под ним, расположенные по адресу: <.....>.
16 июля 2017 года на основании договора купли-продажи Дербина О.Н. продала жилой дом и земельный участок, о чем 17 июля 2017 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации перехода права собственности на указанный жилой дом.
09 марта 2021 года Дербиной О.Н. вручено уведомление Департамента о возможности получения субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в 2021 году, согласно которому ей необходимо в течение 20 календарных дней со дня получения уведомления обратиться к работодателю с заявлением о предоставлении субсидии с приложением документов, предусмотренных пунктом 3.5 Положения.
11 марта 2021 года Дербина О.Н. на имя начальника Департамента обратилась с указанным заявлением и приложенными документами (паспорт, свидетельства о рождении детей, копии лицевого счета, страховое свидетельство, договора найма жилого помещения, свидетельства о регистрации по месту жительства на истца и ее детей).
Распоряжением Департамента от 22 апреля 2021 года № 629 Дербиной О.Н. со ссылкой на подпункт 3.12.2 пункта 3.12 Положения отказано в предоставлении субсидии.
В сопроводительном письме Департамента от 22 апреля 2021 года (исх. № 12-3817/21) Дербиной О.Н. сообщено об отказе в предоставлении субсидии на основании подпункта 3.12.3. пункта 3.12 Положения в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный пунктом 1.5 Положения. Основанием для отказа Дербиной О.Н. в предоставлении субсидии послужило прекращение 17 июля 2017 года права собственности на жилое здание по адресу: <.....>.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, установив, что Дербина О.Н., являющаяся медицинским работником, поставленная в 2014 году на учет нуждающихся в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственный учреждений области в рамках реализации постановления Правительства Вологодской области от 27 марта 2006 года № 291, получившая в порядке наследования жилой дом в 2016 году, не знала и не могла знать, что, продавая его 16 июля 2017 года, совершает действия, влекущие ухудшение жилищных условий, и, следовательно, отсрочку предоставления субсидии сроком на 5 лет со дня совершения данных действий, поскольку на дату заключения сделки по отчуждению имущества Положение не содержало соответствующей нормы, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о признании незаконным и не порождающим правовых последствий распоряжения Департамента от 22 апреля 2021 года № 629 об отказе в предоставлении истцу субсидии.
Кроме того суд отметил, что такие действия Дербиной О.Н. не являются основанием для снятия ее с учета нуждающихся в предоставлении субсидии в силу норм действующей на дату совершения сделки купли-продажи дома редакции Положения.
Исходя из того, что письмо Департамента № 12-3817/21 от 22 апреля 2021 года носит исключительно информационный характер, правовых оснований для признания его незаконным суд не усмотрел.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего дела по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Вологодской области от 27 марта 2006 года № 291 утверждено Положение о предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области.
Согласно пункту 1.2 Положения (в редакции от 09 марта 2021 года) право на получение субсидии в соответствии с настоящим Положением имеют работники государственных учреждений области и работники органов государственной власти области, осуществляющие техническое обеспечение деятельности государственных органов области, а также обслуживающие государственные органы области (далее - работники), состоящие по месту работы на учете нуждающихся в предоставлении субсидии.
Субсидия предоставляется за счет и в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (пункт 1.3 Положения).
В соответствии с пунктом 1.5 Положения работникам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении субсидии, в случае совершения ими и (или) членами их семей действий, повлекших ухудшение жилищных условий, субсидия может быть предоставлена не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Из пункта 1.7 Положения следует, что преимущественное право на получение субсидии имеют работники, являющиеся медицинским работниками, состоящие по месту работы на учете нуждающихся в предоставлении субсидии.
Медицинским работником в целях настоящего Положения считается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в государственном учреждении области, являющемся медицинской организацией, и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.
Для целей настоящего Положения к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий работника, относится отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.
Вместе с тем, на дату постановки Дербиной О.Н. на учет нуждающихся в предоставлении субсидии и совершения сделки по отчуждению жилого дома действовали редакции Положения от 19 августа 2013 года, 26 декабря 2016 года соответственно.
Согласно пункту 1.2 Положения в названных редакциях претендующие на получение субсидии граждане в случае совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в предоставлении субсидии, принимаются на учет в качестве нуждающихся в предоставлении субсидии не ранее чем через 5 лет со дня совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Вопреки доводам жалобы правовой нормы, предусматривающей отсрочку предоставления работникам, которые уже состоят на соответствующем учете нуждающихся, субсидии на 5 лет со дня совершения действий, влекущих ухудшение жилищных условий, Положение в указанных редакциях не содержало.
При совершении сделки купли-продажи жилого дома Дербина О.Н. состояла на учете нуждающихся в предоставлении субсидии.
Согласно пункту 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
При таких обстоятельствах Дербина О.Н. на дату совершения сделки и регистрации перехода права собственности не знала и не могла знать, что совершает действия, ухудшающие ее жилищные условия, которые могут повлечь отсрочку предоставления субсидии сроком на пять лет.
Таким образом, в процессе реализации права на предоставление субсидии со стороны Дербиной О.Н. не было допущено недобросовестных, противоправных действий.
Довод жалобы о том, что в 2014 году Дербина О.Н. не должна была быть принята на учет нуждающихся в предоставлении субсидии по месту работы, представителем ответчика в суде апелляционной инстанции не поддержан.
Ссылки представителя Департамента, озвученные в суде апелляционной инстанции, о том, что Дербина О.Н. после отчуждения принадлежащего ей жилого дома должна была быть работодателем снята с учета нуждающихся, для рассмотрения настоящего дела правового значения не имеют, так как истец по настоящее время с учета нуждающихся в предоставлении субсидии не снята, соответствующего решения работодателем не принималось.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, основания для отмены или изменения состоявшегося судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 02 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента строительства Вологодской области Загляда Ю.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 02 декабря 2021 года.