В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-2221/2021
№ 2а-16/2021
Строка 020а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2021 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Кобзевой И.В.,
судей Меремьянина Р.В., Сухова Ю.П.,
при секретаре Батуркиной О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алиевой Марям Ильхам кызы к Главному управлению МВД России по Воронежской области, Управлению по вопросам миграции Главного управления МВД России по Воронежской области о признании незаконным решения от 14 июля 2020 года,
по апелляционной жалобе Главного управления МВД России по Воронежской области на решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 19 января 2021 года.
(судья городского суда Палагин С.В.)
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения представителя Главного управления МВД России по Воронежской области по доверенности Урюпиной А.С., Алиевой М.И.к. и ее представителя по устному заявлению Покатаевой Л.В., Алиева М.А.о. судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
Алиева М.И.к. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению МВД России по Воронежской области (далее по тексту – ГУ МВД России по Воронежской области), Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о снятии ограничений на выезд ее несовершеннолетних детей за пределы Российской Федерации от 14 июля 2020 года; возложении обязанности снять запрет на выезд за пределы Российской Федерации несовершеннолетних детей.
В обоснование своих требований истец указал, что 17 июня 2020 года она обратилась в ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о снятии ограничений на выезд за пределы Российской Федерации несовершеннолетних детей - Алиевой Э.М.к. 17 мая 2010 года рождения и Алиевой Э.М.к. 25 августа 2011 года рождения, запрет на выезд которых был установлен на основании заявления от 06 марта 2019 года, поданного ею в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области.
Решением ГУ МВД России по Воронежской области от 14 июля 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Административный истец, полагая, что указанное решение является несоответствующим положениям Федерального закона № 114-ФЗ от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», просил суд признать незаконным решение ГУ МВД России по Воронежской области от 14 июля 2020 года об отказе в удовлетворении заявления о снятии ограничений на выезд за пределы Российской Федерации несовершеннолетних детей: Алиевой Э.М.к. 17 мая 2010 года рождения и Алиевой Э.М.к. 25 августа 2011 года рождения; обязать ГУ МВД России по Воронежской области снять запрет на выезд за пределы Российской Федерации несовершеннолетних детей: Алиевой Э.М.к. 17 мая 2010 года рождения и Алиевой Э.М.к. 25 августа 2011 года рождения.
Решением Нововоронежского городского суда Воронежской области от 19 января 2021 года заявленные Алиевой М.И.к. требования удовлетворены (л.д.135,136-138).
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Воронежской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д.150-154).
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Алиева М.И.к. является матерью Алиевой Э.М.к. 25 августа 2011 года рождения и Алиевой Э.М.к. 17 мая 2010 года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении II-СИ № 769028, выданным территориальным отделом ЗАГС г. Нововоронежа Управления ЗАГС Воронежской области 19 ноября 2016 года и II-СИ №769027, выданным территориальным отделом ЗАГС г. Нововоронежа Управления ЗАГС Воронежской области 19 ноября 2016 года, соответственно (л.д. 12,13).
06 марта 2019 года Алиева М.И.к. обратилась в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о несогласии на выезд из Российской Федерации ее несовершеннолетних дочерей (л.д.119).
28 марта 2019 года заключениями, утвержденными заместителем начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Воронежской области, право на выезд из Российской Федерации Алиевой Э.М.к. и Алиевой Э.М.к. по заявлению Алиевой М.И.к. ограничено (л.д.120-121,122-123).
17 июня 2020 года Алиева М.И.к. обратилась с заявлением в ГУ МВД России по Воронежской области о снятии ограничений на выезд за пределы Российской Федерации ее несовершеннолетних детей.
Письмом за подписью заместителя начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области от 14 июля 2020 года № З/207710282423 Алиевой М.И.к. сообщено, что вопрос о возможности выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации на основании части 1 статьи 21 Федерального закона № 114-ФЗ от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» разрешается в судебном порядке.
Порядок снятия ограничения права на выезд из Российской Федерации установлен приказом МВД России от 11 февраля 2019 года № 62 «Об утверждении Порядка подачи рассмотрения и ведения учета заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации», в соответствии с пунктом 14 которого ограничение может быть снято только при наличии вступившего в законную силу решения суда, поступившего в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне (л.д. 14).
Разрешая заявленные Алиевой М.И.к. требования о признании незаконным решения Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области от 14 июля 2020 года и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона № 114-ФЗ от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», приказа МВД России от 11 февраля 2019 года № 62 «Об утверждении Порядка подачи рассмотрения и ведения учета заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации», с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25 июня 2020 года № 29-П, пришел к выводу о том, что отсутствие правового механизма снятия запрета на выезд несовершеннолетнего ребенка из Российской Федерации не должно нарушать права несовершеннолетнего ребенка на свободу передвижения, учитывая отзыв родителем своего заявления, что предполагает возможность снятия в порядке самоконтроля ранее принятого административным ответчиком ограничения на выезд несовершеннолетнего ребенка за пределы Российской Федерации.При этом судом первой инстанции отмечено, что именно административный истец инициировал запрет на выезд детей, она же, в отсутствие возражений другого родителя, обратилась и за снятием этого запрета, что не препятствовало государственному органу снять ранее принятое ограничение на выезд несовершеннолетних детей за пределы Российской Федерации. Кроме того, суд первой инстанции указал, что из заявления заинтересованного лица Алиева М.А.о. (отца несовершеннолетних детей) (л.д.29) и из его пояснений в судебном заседании следует, что он не возражает против снятия ограничений на выезд детей из Российской Федерации, спора по этому вопросу между родителями несовершеннолетних детей не имеется. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, приведенными в судебном акте, у судебной коллегии не имеется, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права. Порядок подачи, рассмотрения и ведения учета заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, поданных одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Приказом МВД России от 11 февраля 2019 года № 62 утвержден «Порядок подачи, рассмотрения и ведения учета заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации». Согласно данному порядку, рассмотрение заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту приема заявления. При приеме заявления должностное лицо информирует заявителя о том, что в случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации разрешается в судебном порядке. В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2020 года № 29-П часть 1 статьи 21 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" признана не соответствующей статьям 19 (часть 1), 27 (часть 2), 38 (часть 2), 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому данной норме правоприменительной практикой, она, допуская решение судом вопроса о возможности выезда несовершеннолетнего за пределы Российской Федерации в сопровождении одного из родителей лишь в отношении конкретной поездки (в определенное государство и в определенный период) и тем более действуя в системе правового регулирования, исключающего решение этого вопроса во внесудебной процедуре в случае достижения родителями взаимного согласия, в полной мере применяется и к тому из родителей, с которым на законных основаниях постоянно проживает ребенок и который ранее в установленной процедуре заявил о своем несогласии на такой выезд. В указанном постановлении Конституционным судом отмечено, что то обстоятельство, что часть первая статьи 21 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", действующая в системе правового регулирования, не предусматривает внесудебного порядка решения вопроса о возможности выезда несовершеннолетнего за пределы Российской Федерации в случае отсутствия спора об этом между его родителями, один из которых ранее в установленном порядке заявил о своем несогласии на такой выезд, усиливает избыточно ограничительный характер предусмотренного ею правового регулирования, свидетельствующий о ее несоответствии также статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 27 (часть 2) и 38 (часть 2). Из анализа вышеприведенных норм права, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в судебном порядке подлежит рассмотрению вопрос о снятии ограничений на выезд за пределы Российской Федерации несовершеннолетних детей при отсутствии согласия родителей, то есть при наличии спора об этом. В рассматриваемом случае данных о наличии таких возражений на момент обращения Алиевой М.И.к. в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области в материалы дела не представлено, напротив отец детей Алиев М.А.о. в судебном заседании пояснил об отсутствии спора, а Алиева М.И.к. фактически отзывала свое же заявление о несогласии с выездом детей за пределы Российской Федерации, в связи с чем судом обоснованно удовлетворены требования административного истца. Отсутствие правового механизма снятия запрета в случае отзыва родителем своего заявления о несогласии на выезд несовершеннолетних детей не должно нарушать права несовершеннолетнего ребенка на свободу передвижения, учитывая отзыв родителем своего заявления, что предполагает возможность снятия в порядке самоконтроля ранее принятого административным ответчиком ограничения на выезд несовершеннолетнего ребенка за пределы Российской Федерации. С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 19 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления МВД России по Воронежской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
судьи коллегии: