Решение по делу № 33-2600/2022 от 17.02.2022

Судья Родина Е.Б. Дело № 33-2600/2022 (2-2285/2021)

Докладчик Емельянов А.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 14 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Емельянова А.Ф.

судей Ельмеевой О.А., Ворожцовой Л.К.

при секретаре Бурдуковой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Кемерово на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 23 декабря 2021 года

по иску В., Д., А. к администрации города Кемерово о признании права на включение в список по расселению граждан из аварийного (ветхого) жилья, обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признании за ними права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛА:

В., Д., А., с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратились в суд с иском к администрации города Кемерово о признании за ними права на включение в список по расселению граждан из аварийного (ветхого) жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ; обязании администрации города Кемерово включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ; признании за ними права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья (л.д.88-89, т.1).

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ П. приобрел в собственность дом, расположенный по адресу: <адрес>., где он со своей семьей: супругой В. и в последующем с рожденными у них детьми Д. и А. проживали с 1996 года.

П. по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ передал право собственности на указанный дом, расположенный на земельном участке с кадастровым , В., Д. и А..

С момента приобретения жилья П. и до настоящего времени заявители проживают в указанном доме, не имеют иного места жительства или права собственности на иное недвижимое имущество.

В настоящее время несущие и ограждающие конструкции этого дома находятся в аварийном состоянии, дом имеет перекос, искривление линии пола, отклонение перекрытий по горизонтали и вертикали, трещины в стенах, которые постоянно увеличиваются, а также имеет место деформация фундамента и стен, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом признан аварийным.

Данные обстоятельства подтверждаются актами экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем, согласно ст. 7 ФЗ № 384-Ф3 от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" дальнейшая эксплуатация обследуемого жилого дома несет угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, живущих в нем.

Дом стал ветхим в связи с проведением горных работ ликвидированной шахты "Северная" в 1958-1976 гг.

Из ответа администрация г. Кемерово на запрос от 25.06.2019 следует, что согласно правилам землепользования и застройки в городе Кемерово, утв. Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 № 75, земельный участок по адресу <адрес> расположен в зоне влияния горных выработок, а также в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с ограниченным использованием земельных участков и объектов капитального строительства в связи с нахождением в зоне влияния горных выработок, в границах горных отводов ликвидированных шахт. В неопасных зонах влияния горных выработок малоэтажное жилищное строительство допустимо при условии специальной инженерной подготовки территории для строительства, при строгом соответствии с требованиями СП 21.13330.2012. Свод правил. Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и посадочных грунтах. Актуализированная редакция СНиП 2.01.09-91 (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 624), а также с учетом "Разработки схемы горногеологических ограничений по освоению, застройке и проживанию на подработанной территории ликвидированных шахт "Северная", "Бутовская", "Лапичевская" г. Кемерово", проведенной Сибирским филиалом научно-исследовательского института горной механики и маркшейдерского дела с Рекомендациями от 14.02.2003 № 18.

Дом, расположенный по адресу: <адрес>, был построен в 1957 г., то есть за 46 лет до вынесения требований к застройке на указанной территории, а также до проведения горных работ ликвидированной шахтой "Северная" в 1958-1976 гг.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.12.1997 № 1523, действующему на момент ликвидации шахты "Северная", подлежат сносу ветхие дома жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, а также оказывается содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ деятельность АООТ "Шахта Северная" прекращена 08.09.2005. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ решение о ликвидации было принято только 10.08.2004, соответственно, списки домов, подлежащих сносу в связи с ведением горных работ должны были составляться на 10.08.2004. В указанное время они уже проживали в доме и, соответственно, имели право на переселение из жилья, ставшего непригодным для проживания вследствие ведения горных работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 № 1523, действующим на момент ликвидации шахты "Северная".

Считают, что они подлежат включению в список по расселению граждан из аварийного (ветхого) жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и за ними должно быть признано право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья.

Истцы В., Д., А. в судебное заседание не явились.

Представитель истцов М. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика Р. исковые требования не признала.

Решением суда от 23 декабря 2021 года постановлено: признать за В., Д., А. право на включение в список по расселению граждан из аварийного (ветхого) жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

Обязать администрацию города Кемерово включить В., Д., А. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

Признать за В., Д., А. право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья.

Взыскать с администрации города Кемерово в пользу В. расходы на проведение независимого исследования и производство судебной экспертизы в сумме 47 800 рублей.

В апелляционной жалобе администрация г. Кемерово просит решение суда отменить, указывая на то, что спорный жилой дом не был включен ликвидационной комиссией в списки домов, подлежащих сносу по критериям безопасности. Истцы на день принятия решения о ликвидации шахты права собственности на жилое помещение не имели, факт проживания истцов на указанный момент в доме не установлен, процент износа на момент составления списков и факт признания дома аварийным в результате ведения горных работ истцами не доказан. Судом в качестве третьего лица привлечено Министерство энергетики РФ, однако в решении суда данный факт не отражен. Взысканные судом расходы на проведение независимого исследования в ИП О. в сумме 10 000 руб. не являются расходами, понесенными в связи с рассмотрением данного гражданского дела.

Относительно апелляционной жалобы представителем истцов М. принесены возражения.

Проверив материалы дела, судебная коллегия установила, что суд первой инстанции принял решение в отсутствие представителя третьего лица - Министерства энергетики РФ, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что в силу требований п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда.

В связи с этим судебная коллегия вынесла 17 марта 2022 г. определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Истцы, ответчик, третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы, представитель третьего лица не явились.

Судебная коллегия, руководствуясь ч.1 ст.327, ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель истца М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала заявленные исковые требования, а также просила взыскать с ответчика судебные издержки: в пользу В. в размере 150 470,45 руб., в пользу Д. в размере 1900 руб., в пользу А. в размере 2 740 руб., а также в пользу В. дополнительно взыскать судебные издержки в размере 17 000 руб.

Представители ответчика Р., Л. в судебном заседании исковые требования не признали.

Заслушав объяснения представителя истцов М., представителей ответчиков Р., Л., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно пункту 5 указанных Правил, иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации таких мероприятий, как снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в городах Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область); б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (подпункты а, б).

Согласно абз. 1 п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

В соответствии с абз. 3 п. 8 Правил основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 N 976);

государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 N 976);

снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 N 976);

проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2564);

фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2564).

Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 N 976).

В соответствии с п. 12 названных Правил орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Изложенные в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.

Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 1 ноября 2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов независимо от форм собственности, являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Указанные меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

При этом отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.

Данным постановлением не предусмотрено в качестве одного из оснований для включения граждан в список, подлежащих переселению, признание дома ветхим после принятия решения о ликвидации шахты.

Из материалов дела видно, что В., Д., А. с 1996 г. и по настоящее время проживают в жилом доме по адресу: <адрес> (л.д. 71-76), что было подтверждено показаниями свидетелей Т., С., медицинскими книжками Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.74-76, т.1), А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.71-73, т.1).

Из пояснений представителя истцов М. следует, что истцы ранее проживали по адресу: <адрес>.

В дальнейшем по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом был приобретен в собственность П. (л.д.16). В указанном жилом доме В., Д., А. зарегистрированы по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31- 33).

Как следует из решения общего собрания акционеров АООТ "Шахта Северная" от 24.11.1997, на данном собрании акционеры АООТ "Шахта Северная" приняли решение о ликвидации АООТ "Шахта Северная".

Из выписки из ЕГРЮЛ от 16.10.2019 следует, что сведения о решении о ликвидации данного общества внесены в ЕГРЮЛ 10.08.2004, а сведения о прекращении деятельности данного общества в связи с ликвидацией внесены 08.09.2005 (л.д.20-22, т.1).

Списки домов, пострадавших в результате ведения горных работ и подлежащих сносу, составлялись в 1999 году ликвидационной комиссии шахты, согласовывались с профсоюзом работников угольной промышленности и были направлены в ФГБУ ГУРШ для утверждения.

Формирование списков осуществлялось на основании заключений СФ АО "ВНИМИ" об оценке степени подработанных жилых домов.

Жилой дом по адресу: <адрес> ликвидационной комиссией АООТ "Шахта Северная" не был включен в списки домов, подлежащих сносу по критериям безопасности, заключение СФ АО "ВНИМИ" в отношении указанного дома на тот момент не составлялось (л.д.82-83, т.1).

Заключение СФ АО "ВНИМИ" об оценке степени влияния горных работ ликвидированной шахты "Северная" на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и рекомендации о возможности сохранения или сноса дома" составлено только 26.10. 2021. Согласно данному заключению указанный жилой дом находится на горном отводе ликвидированной шахты "Северная", в зоне влияния от её подземных горных работ, рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой "Северная" (л.д.187-198, т.1).

Учитывая, что истцы были зарегистрированы проживающими по месту постоянного жительства по адресу: <адрес> только ДД.ММ.ГГГГ после принятия решения о ликвидации АООТ "Шахта Северная", указанный жилой дом на день принятия решения о ликвидации АООТ "Шахта Северная" не был признан в установленном законом порядке ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте АООТ "Шахта Северная", предусмотренных п. 8 Правил оснований для включения истцов в список граждан, подлежащих переселению, не установлено и, как следствие, у истцов не возникло право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов о включении их в указанный список и признания за ними права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья.

Доводы истцов о наличии у них права на включение в список граждан, подлежащих переселению, и права на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, судебная коллегия отклоняет как необоснованные, поскольку социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.

К числу таких условий, относятся, в частности, постоянное проживание зарегистрированных на этой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты, а также наличие у гражданина права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилого помещения ветхим и непригодным.

Между тем, совокупность указанных условий не нашла своего подтверждения.

В соответствии с ч. 1 ст. 88, ч. 3 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу абз. 1 ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.

По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Учитывая, что заявленные истцами исковые требования не подлежат удовлетворению, оснований для присуждения с ответчика судебных расходов (издержек) в пользу истца В. в размере 150 470,45 руб. и дополнительно 17 000 руб., а также в пользу Д. в размере 1900 руб., в пользу А. в размере 2 740 руб. не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 23 декабря 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска В., Д., А. к администрации города Кемерово о признании права на включение в список по расселению граждан из аварийного (ветхого) жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ: об обязании включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ; о признании права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья; о взыскании судебных расходов отказать.

Председательствующий: А.Ф. Емельянов

Судьи: О.А. Ельмеева

Л.К. Ворожцова

Апелляционное определение в окончательной форме составлено 15 апреля 2022 года.

33-2600/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении ИСКА (заявлении)
Истцы
Иванов Станислав Викторович
Иванова Наталья Александровна
Торопова Яна Викторовна
Ответчики
Администрация г. Кемерово
Другие
Министерство энергетики Российской Федерации
Коледенко Анастасия Александровна
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Емельянов Александр Федорович
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
18.02.2022Передача дела судье
17.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
12.04.2022Судебное заседание
14.04.2022Судебное заседание
18.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2022Передано в экспедицию
14.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее