Решение по делу № 33-173/2024 (33-4380/2023;) от 19.12.2023

Судья Баранова Т.В. №33-173/2024

10RS0013-01-2022-001202-15

Дело №2-413/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 февраля 2024 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Маловой Н.Б., Никитиной А.В.

при секретаре Павловой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по иску Калинина В. С. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Калинин В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также - Министерство), в котором просил признать решение ответчика об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка от ХХ.ХХ.ХХ незаконным, возложить на ответчика обязанность принять решение по заявлению административного истца. Требования мотивированы тем, что административный истец ХХ.ХХ.ХХ обратился в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , площадью 1050 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, (.....), в районе (.....), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Однако решением от ХХ.ХХ.ХХ административный ответчик оставил заявление Калинина В.С. без удовлетворения. С указанным решением Калинин В.С. не согласен, полагает его незаконным и нарушающим его права как члена многодетной семьи на получение земельного участка. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Калинин В.С. обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, определением суда от ХХ.ХХ.ХХ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Петрозаводского городского округа Республики Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ исковые требования административного истца были удовлетворены. Суд признал решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ незаконным; возложил на ответчика обязанность повторно в течение 30 дней со дня поступления вступившего в законную силу настоящего решения суда рассмотреть заявление Калинина В.С. от ХХ.ХХ.ХХ, сообщить административному истцу и в суд о принятом решении; взыскал с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия расходы по оплате государственной пошлины в пользу Калинина В.С. в размере 300 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ решение Прионежского районного суда от ХХ.ХХ.ХХ отменено; дело направлено на новое рассмотрение в Прионежский районный суд.

Определениями суда от ХХ.ХХ.ХХ, 24.05.2023к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, Управление Росреестра по Республике Карелия, ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество».

Определением от ХХ.ХХ.ХХ суд перешел к рассмотрению административного иска Калинина В.С. в порядке гражданского судопроизводства и привлек к участию в деле в качестве соответчика Межрегиональное территориальное управление Росимущества в (.....) и Республике Карелия (далее также - МТУ Росимущества).

Решением суда исковое заявление Калинина В.С. оставлено без удовлетворения.

С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с решением Петрозаводского городского Совета от ХХ.ХХ.ХХ «Об утверждении Правил землепользования и застройки (.....) в границах территории Петрозаводского городского округа» испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Жип-зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Решением Петрозаводского городского Совета от ХХ.ХХ.ХХ «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне ЖД – зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами. Согласно сведениям, предоставленным МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым . Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее также – ЕГРН) земельный участок представляет единое землепользование, в состав земельного участка входят составные части, в том числе обособленные, в количестве 689 земельных участков, в том числе земельные участки с кадастровыми и , границы которых определены и не пересекаются с испрашиваемым истцом земельным участком. Указывает, что испрашиваемый истцом земельный участок не является федеральной собственностью. Полагает, что оспариваемое решение уполномоченного органа является незаконным, нарушает права его многодетной семьи на предоставление спорного земельного участка.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ настоящее гражданское дело возвращено в суд первой инстанции для вынесения дополнительного решения, поскольку судом не были рассмотрены требования к ответчику Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия.

Дополнительным решением Прионежского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ в удовлетворении требований Калинина В.С. к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в (.....) и Республике Карелия отказано.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель Филатов К.С., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав новые доказательства, принятые судом апелляционной инстанции в соответствии с п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ХХ.ХХ.ХХ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в целях установления юридически значимых по делу обстоятельств, в т.ч. материалы административных дел Петрозаводского городского суда РК и , судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В силу п.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ -Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ -Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законом Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия наделены с ХХ.ХХ.ХХ полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу ст.3 Закона Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.

Постановлением Правительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.

Постановлением Правительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Как следует из пп.39 п.9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -П, Министерство осуществляет, среди прочих, функции в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия.

Положениями приведенных нормативно-правовых актов Министерство наделено полномочиями по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, но не имеет полномочий на распоряжение землями, находящимися в собственности Российской Федерации.

Согласно статье 124, пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), пункту 5.37 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ , от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом осуществляет Росимущество, которое в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.1, статьи 39.2, статьи 39.14 ЗК РФ вправе реализовывать полномочия по предоставлению в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в вышеприведенном подпункте 6 статьи 39.5 настоящего Кодекса, а также порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Закон Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» (далее также - Закон Республики Карелия -ЗРК) определяет случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов.

Согласно части 16 статьи 4 Закона Республики Карелия -ЗРК решение о бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка принимается уполномоченным органом, каковым является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Частью 10 ст. 4 Закона Республики Карелия -ЗРК предусмотрено, что заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в соответствии с федеральным законодательством). Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.

Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней с даты принятия решения о соответствии многодетной семьи требованиям, установленным частью 1 статьи 2 настоящего Закона, при отсутствии оснований для отказа в бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, готовит схему расположения земельного участка и направляет заявителю заказным письмом с уведомлением предложение о бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка (ч.11 ст. 4 Закона Республики Карелия -ЗРК).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ХХ.ХХ.ХХ Калинин В.С. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , площадью 1050 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, (.....), в районе (.....), категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для индивидуального жилищного строительства, в целях его предоставления в собственность в порядке, предусмотренном положениями Закона Республики Карелия -ЗРК.

Решением от ХХ.ХХ.ХХ Министерство отказало Калинину В.С. в удовлетворении его заявления, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, суд первой инстанции исходил из того, что решение вопроса о предоставлении испрашиваемого истцом земельного участка не относится к компетенции Министерства, поскольку участок не относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку расположен в границах земельного участка, являющегося федеральной собственностью.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований к МТУ Росимущества, суд первой инстанции указал, что МТУ Росимущество не является органом государственной власти, который предоставляет земельные участки бесплатно в собственность гражданам данной категории. Кроме того, Калинин В.С. с заявлением о предоставлении земельного участка в МТУ Росимущества не обращался, МТУ Росимущества никаких решений в отношении испрашиваемого истцом земельного участка не принимало, соответственно, прав истца не нарушало.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая следующее.

Из материалов дела следует, что Калининым В.С. испрашивается земельный участок, расположенный между земельными участками с кадастровым и (л.д.10 т.1).

Ранее на данном месте был образован земельный участок с кадастровым , который был поставлен на государственный кадастровый учет ХХ.ХХ.ХХ и снят с учета ХХ.ХХ.ХХ, как временный, поскольку права на него не были зарегистрированы
(л.д.97 т.3).

Генеральным планом (.....), утвержденным решением Петрозаводского городского Совета XX сессии XXVI созыва от ХХ.ХХ.ХХ № XXVI/XX-361 (далее также - ГП 2008 г.),в границы (.....) были включены земельные участки из состава земель лесного фонда, в частности, в ряде кварталов Пригородного лесничества (по лесоустройству) Пригородного участкового лесничества Прионежского лесничества, в том числе квартал Пригородного участкового лесничества Прионежского лесничества, на территории которого истцом в настоящее время испрашивается земельный участок, а именно квартал 110 выдел 4 Пригородного участкового лесничества Прионежского центрального лесничества.

На данной территории были образованы земельные участки с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, которые предоставлялись гражданам.

При этом ранее предоставленные и согласно данным Единого государственного реестра недвижимости имевшие правообладателей земельные участки в соответствии с Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» были исключены из числа земель лесного фонда.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ -КП6-5 по административному делу Генеральный план (.....) в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденный решением Петрозаводского городского Совета от ХХ.ХХ.ХХ № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план (.....)», признан недействующим в части включения в границы населенного пункта лесных участков в кварталах 118, 120, 137, 138, 262, 263 Петрозаводского участкового лесничества, 1, 3, 4, 9, 24-26, 32-36, 49, 50, 109-111, 113-120, 123-131, 134, 138-141, 149, 150 Пригородного участкового лесничества, 201-203 Орзегского участкового лесничества, 22, 222 Лососинского участкового лесничества, 67-70, 78-80 Заозерского участкового лесничества Прионежского центрального лесничества (.....) Республики Карелия.

Решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022Генеральный план (.....) утвержден в новой редакции (далее - ГП 2022 г.). При этом в Генеральный план г.Петрозаводска внесены изменения, включающие в границы населенного пункта лесные участки, исключенные указанным судебным постановлением Верховного Суда Российской Федерации, после чего их категория изменилась на земли населенных пунктов.

Испрашиваемый истцом земельный участок располагается на землях, которые до принятия Генерального плана (.....) в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной решением Петрозаводского городского Совета от ХХ.ХХ.ХХ № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план (.....)» (далее - ГП (.....) 2008 г.), относились к землям лесного фонда, и в дальнейшем были включены в черту (.....) решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022.

Данный вывод следует из сопоставления заключенияо пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда по результатам графического совмещения границ населенного пункта (.....) с границами лесничеств Республики Карелия ФГБУ «Рослесинфорг» (приложение к письму Рослесхоза от 15.02.2022 в составе документации по подготовке ГП 2022г.), копии которых имеются в материалах настоящего дела (л.д.88-90 т.1).

Между тем, изменения в сведения ЕГРН о границах населенного пункта – (.....) (реестровый .195) на основании указанного решения Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022 до настоящего времени не внесены (л.д.142 т.3).

Кроме того, по сообщению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, изменения в сведения о границе Прионежского лесничества Республики Карелия в установленном порядке до настоящего времени не внесены. Такая работа проводится, но не завершена (л.д.144 т.2).

Согласно карте функциональных зон ГП 2022 г. испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными) с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны (ЖД).

Решением Петрозаводского городского Совета от ХХ.ХХ.ХХ были внесены изменения в Правила землепользования и застройки (.....) в связи с принятием решения Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022 и осуществлено градостроительное зонирование для новых территорий, включенных в границы населенного пункта.

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки (.....) (в редакции решения от ХХ.ХХ.ХХ ) испрашиваемый истцом участок расположен в зоне застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (перспективной застройки) (Жип).

Нахождение испрашиваемого истцом земельного участка на землях, ранее относившихся к землям лесного фонда, переданных в состав земель населенного пункта решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.

В частности, по сообщению ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» от ХХ.ХХ.ХХ, лесной участок в квартале 110 выделе 4 Пригородного участкового лесничества по материалам лесоустройства Пригородного участкового лесничества Прионежского центрального лесничества в районе расположения земельных участков с кадастровым и был исключен из государственного лесного фонда (.....)

По сообщению Межрегионального территориального управления Росимущества в (.....) и Республике Карелия испрашиваемый истцом земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым (ранее присвоенные кадастровые , ). Номер в реестре федерального имущества , вид разрешенного использования – для размещения объектов лесного фонда, категория земель – земли лесного фонда (л.д.125-126 т.1).

По утверждению Администрации Петрозаводского городского округа испрашиваемый истцом земельный участок расположен на территории лесных участков, которые были включены в границы территории Петрозаводского городского округа (л.д.147 т.2).

По сообщению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия испрашиваемый истцом земельный участок находится на землях лесного фонда (л.д.144 т.2,л.д.10 т.3).

Оценка тому обстоятельству, что территория, где истцом испрашивается к образованию земельный участок, находится на землях лесного фонда, включенных в границы Петрозаводского городского округа решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022об утверждении генерального плана (.....) в новой редакции, ранее уже была дана вступившими в законную силу решениями суда по иным делам, которые хоть и не имеют при рассмотрении настоящего спора преюдициального значения, тем не менее, в силу положений ст.13 ГПК РФ являются обязательными в части установления обстоятельств принадлежности определенной территории.

Так, вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по административному делу по исковому заявлению Б.Б..к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения установлено, что испрашиваемый Бердник А.О. и Бердник К.Л. земельный участок не может быть отнесен к земельным участкам (землям), государственная собственность на которые не разграничена, поскольку само по себе его включение в границы Петрозаводского городского округа не прекращает право собственности на него Российской Федерации, поэтому Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия не наделено полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности (л.д.19-24 т.3).

При этом из материалов указанного административного дела следует, что БердникА.О.испрашивал земельный участок в том же самом месте, что и Калинин В.С., а именно между земельными участками с кадастровым и (л.д.78 т.3). При этом заявление Бердник А.О. было подано в Министерство ХХ.ХХ.ХХ, т.е. ранее Калинина В.С., который обратился ХХ.ХХ.ХХ (л.д.20 т.1, л.д.77 т.3).

Аналогичные выводы были сделаны судом и по заявлению Железовской Е.А., также испрашивавшей в соответствии с заявлением от ХХ.ХХ.ХХ земельный участок между земельными участками с кадастровым номерами и (л.д.58, 61 т.3), в решении Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ (л.д.26-35 т.3) и апелляционном определении Судебной коллеги по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ (л.д.66-70 т.3) по административному делу по исковому заявлению Железовской Е.А.к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения.

С учетом совокупности приведенных доказательств судебная коллегия полагает установленным и не требующим дополнительной проверки, в т.ч. экспертным путем, факт нахождения испрашиваемого истцом земельного участка на землях, ранее относившихся к категории земель лесного фонда, включенных в границ (.....) решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022об утверждении генерального плана (.....) в новой редакции.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно п.1 ст.17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В соответствии с ч.3 статьи 3 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также – ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 ЗК РФ).

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 ЗК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Отказывая истцу в предоставлении спорного участка, Министерство, в том числе, ссылалось на то, что после перевода находящихся в федеральной собственности земель лесного фонда право федеральной собственности на них не прекратилось, а сам административный ответчик не наделен полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований к Министерству, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что независимо от включения указанных земель в черту (.....) и их перевода в порядке части 1 статьи 8 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов в силу статьи 3 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 8 ЛК РФ, они продолжают находиться в федеральной собственности. Подобный подход вытекает и из правоприменительной практики (определение Верховного Суда Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ по делу №, ).

В своем отзыве на иск МТУ Росимущество указывало, что включение земель лесного фонда в границы территории Петрозаводского городского округа прав Российской Федерации на данные земли не умаляет, граница (.....) в соответствии с нормами законодательства не установлена, необходимые сведения о местоположении границы города и земельных участков, вошедших в его границы, в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером (единое землепользование) находится в федеральной собственности, имеет категорию земель «земли лесного фонда» и вид разрешенного использования «для ведения лесного хозяйства».

Действительно, из установленных Законами Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» и от ХХ.ХХ.ХХ -ЗРК «О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия», пп. 38 п. 9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -П, полномочий Министерства по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, следует вывод об отсутствии у Министерства компетенции по предоставлению спорного участка из земель, находящихся в федеральной собственности.

Испрашиваемый же истцом земельный участок в силу приведенного обоснования не может быть отнесен к землям, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку само по себе включение соответствующей территории в границы Петрозаводского городского округа не прекращает право собственности на нее Российской Федерации.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия не наделено полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Калинина В.С. к Министерству имущественных и земельных отношении Республики Карелия, обоснованно отказавшему истцу в утверждении схемы расположения земельного участка, являются правильными.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований к МТУ Росимущества, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец к данному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в целях его предоставления никогда не обращался. Таким образом, прав и законных интересов истца данным ответчиком нарушено не было, препятствий в реализации прав не создано, в связи с чем оснований для предоставления судебной зашиты истцу не имеется.

Кроме того, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истцом заявлялось об утверждении схемы расположения земельного участка в целях его предоставления в собственность бесплатно на основании положений Закона Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия», предусматривающего предоставление земельных участков многодетным семьям уполномоченным органом.

В силу п.2 ст.1 Закона Республики Карелия -ЗРК уполномоченным органом в смысле положений данного Закона является орган исполнительной власти Республики Карелия, орган местного самоуправления в Республике Карелия, обладающие правом распоряжения земельными участками в соответствии со статьями 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3.3 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 1 Закона Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия".

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что льготной категории граждан в порядке, предусмотренном Законом Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия», могут представляться земельные участки только из земель, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия и муниципальной собственности. Законом субъекта РФ возможность представления многодетным семьям земельных участков, находящихся в федеральной собственности, также не предусмотрена, что также является основанием для отказа в удовлетворении иска к МТУ Росимущество.

С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о правильности постановленного по делу решения и дополнительного решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Калинина В.С.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Несогласие истца с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены решения суда по настоящему делу.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение от ХХ.ХХ.ХХ и дополнительное решение от ХХ.ХХ.ХХ Прионежского районного суда Республики Карелия по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Баранова Т.В. №33-173/2024

10RS0013-01-2022-001202-15

Дело №2-413/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 февраля 2024 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Маловой Н.Б., Никитиной А.В.

при секретаре Павловой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по иску Калинина В. С. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Калинин В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также - Министерство), в котором просил признать решение ответчика об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка от ХХ.ХХ.ХХ незаконным, возложить на ответчика обязанность принять решение по заявлению административного истца. Требования мотивированы тем, что административный истец ХХ.ХХ.ХХ обратился в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , площадью 1050 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, (.....), в районе (.....), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Однако решением от ХХ.ХХ.ХХ административный ответчик оставил заявление Калинина В.С. без удовлетворения. С указанным решением Калинин В.С. не согласен, полагает его незаконным и нарушающим его права как члена многодетной семьи на получение земельного участка. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Калинин В.С. обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, определением суда от ХХ.ХХ.ХХ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Петрозаводского городского округа Республики Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ исковые требования административного истца были удовлетворены. Суд признал решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ незаконным; возложил на ответчика обязанность повторно в течение 30 дней со дня поступления вступившего в законную силу настоящего решения суда рассмотреть заявление Калинина В.С. от ХХ.ХХ.ХХ, сообщить административному истцу и в суд о принятом решении; взыскал с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия расходы по оплате государственной пошлины в пользу Калинина В.С. в размере 300 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ решение Прионежского районного суда от ХХ.ХХ.ХХ отменено; дело направлено на новое рассмотрение в Прионежский районный суд.

Определениями суда от ХХ.ХХ.ХХ, 24.05.2023к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, Управление Росреестра по Республике Карелия, ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество».

Определением от ХХ.ХХ.ХХ суд перешел к рассмотрению административного иска Калинина В.С. в порядке гражданского судопроизводства и привлек к участию в деле в качестве соответчика Межрегиональное территориальное управление Росимущества в (.....) и Республике Карелия (далее также - МТУ Росимущества).

Решением суда исковое заявление Калинина В.С. оставлено без удовлетворения.

С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с решением Петрозаводского городского Совета от ХХ.ХХ.ХХ «Об утверждении Правил землепользования и застройки (.....) в границах территории Петрозаводского городского округа» испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Жип-зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Решением Петрозаводского городского Совета от ХХ.ХХ.ХХ «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне ЖД – зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами. Согласно сведениям, предоставленным МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым . Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее также – ЕГРН) земельный участок представляет единое землепользование, в состав земельного участка входят составные части, в том числе обособленные, в количестве 689 земельных участков, в том числе земельные участки с кадастровыми и , границы которых определены и не пересекаются с испрашиваемым истцом земельным участком. Указывает, что испрашиваемый истцом земельный участок не является федеральной собственностью. Полагает, что оспариваемое решение уполномоченного органа является незаконным, нарушает права его многодетной семьи на предоставление спорного земельного участка.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ настоящее гражданское дело возвращено в суд первой инстанции для вынесения дополнительного решения, поскольку судом не были рассмотрены требования к ответчику Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия.

Дополнительным решением Прионежского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ в удовлетворении требований Калинина В.С. к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в (.....) и Республике Карелия отказано.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель Филатов К.С., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав новые доказательства, принятые судом апелляционной инстанции в соответствии с п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ХХ.ХХ.ХХ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в целях установления юридически значимых по делу обстоятельств, в т.ч. материалы административных дел Петрозаводского городского суда РК и , судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В силу п.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ -Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ -Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законом Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия наделены с ХХ.ХХ.ХХ полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу ст.3 Закона Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.

Постановлением Правительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.

Постановлением Правительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Как следует из пп.39 п.9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -П, Министерство осуществляет, среди прочих, функции в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия.

Положениями приведенных нормативно-правовых актов Министерство наделено полномочиями по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, но не имеет полномочий на распоряжение землями, находящимися в собственности Российской Федерации.

Согласно статье 124, пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), пункту 5.37 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ , от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом осуществляет Росимущество, которое в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.1, статьи 39.2, статьи 39.14 ЗК РФ вправе реализовывать полномочия по предоставлению в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в вышеприведенном подпункте 6 статьи 39.5 настоящего Кодекса, а также порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Закон Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» (далее также - Закон Республики Карелия -ЗРК) определяет случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов.

Согласно части 16 статьи 4 Закона Республики Карелия -ЗРК решение о бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка принимается уполномоченным органом, каковым является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Частью 10 ст. 4 Закона Республики Карелия -ЗРК предусмотрено, что заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в соответствии с федеральным законодательством). Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.

Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней с даты принятия решения о соответствии многодетной семьи требованиям, установленным частью 1 статьи 2 настоящего Закона, при отсутствии оснований для отказа в бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, готовит схему расположения земельного участка и направляет заявителю заказным письмом с уведомлением предложение о бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка (ч.11 ст. 4 Закона Республики Карелия -ЗРК).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ХХ.ХХ.ХХ Калинин В.С. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , площадью 1050 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, (.....), в районе (.....), категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для индивидуального жилищного строительства, в целях его предоставления в собственность в порядке, предусмотренном положениями Закона Республики Карелия -ЗРК.

Решением от ХХ.ХХ.ХХ Министерство отказало Калинину В.С. в удовлетворении его заявления, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, суд первой инстанции исходил из того, что решение вопроса о предоставлении испрашиваемого истцом земельного участка не относится к компетенции Министерства, поскольку участок не относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку расположен в границах земельного участка, являющегося федеральной собственностью.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований к МТУ Росимущества, суд первой инстанции указал, что МТУ Росимущество не является органом государственной власти, который предоставляет земельные участки бесплатно в собственность гражданам данной категории. Кроме того, Калинин В.С. с заявлением о предоставлении земельного участка в МТУ Росимущества не обращался, МТУ Росимущества никаких решений в отношении испрашиваемого истцом земельного участка не принимало, соответственно, прав истца не нарушало.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая следующее.

Из материалов дела следует, что Калининым В.С. испрашивается земельный участок, расположенный между земельными участками с кадастровым и (л.д.10 т.1).

Ранее на данном месте был образован земельный участок с кадастровым , который был поставлен на государственный кадастровый учет ХХ.ХХ.ХХ и снят с учета ХХ.ХХ.ХХ, как временный, поскольку права на него не были зарегистрированы
(л.д.97 т.3).

Генеральным планом (.....), утвержденным решением Петрозаводского городского Совета XX сессии XXVI созыва от ХХ.ХХ.ХХ № XXVI/XX-361 (далее также - ГП 2008 г.),в границы (.....) были включены земельные участки из состава земель лесного фонда, в частности, в ряде кварталов Пригородного лесничества (по лесоустройству) Пригородного участкового лесничества Прионежского лесничества, в том числе квартал Пригородного участкового лесничества Прионежского лесничества, на территории которого истцом в настоящее время испрашивается земельный участок, а именно квартал 110 выдел 4 Пригородного участкового лесничества Прионежского центрального лесничества.

На данной территории были образованы земельные участки с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, которые предоставлялись гражданам.

При этом ранее предоставленные и согласно данным Единого государственного реестра недвижимости имевшие правообладателей земельные участки в соответствии с Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» были исключены из числа земель лесного фонда.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ -КП6-5 по административному делу Генеральный план (.....) в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденный решением Петрозаводского городского Совета от ХХ.ХХ.ХХ № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план (.....)», признан недействующим в части включения в границы населенного пункта лесных участков в кварталах 118, 120, 137, 138, 262, 263 Петрозаводского участкового лесничества, 1, 3, 4, 9, 24-26, 32-36, 49, 50, 109-111, 113-120, 123-131, 134, 138-141, 149, 150 Пригородного участкового лесничества, 201-203 Орзегского участкового лесничества, 22, 222 Лососинского участкового лесничества, 67-70, 78-80 Заозерского участкового лесничества Прионежского центрального лесничества (.....) Республики Карелия.

Решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022Генеральный план (.....) утвержден в новой редакции (далее - ГП 2022 г.). При этом в Генеральный план г.Петрозаводска внесены изменения, включающие в границы населенного пункта лесные участки, исключенные указанным судебным постановлением Верховного Суда Российской Федерации, после чего их категория изменилась на земли населенных пунктов.

Испрашиваемый истцом земельный участок располагается на землях, которые до принятия Генерального плана (.....) в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной решением Петрозаводского городского Совета от ХХ.ХХ.ХХ № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план (.....)» (далее - ГП (.....) 2008 г.), относились к землям лесного фонда, и в дальнейшем были включены в черту (.....) решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022.

Данный вывод следует из сопоставления заключенияо пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда по результатам графического совмещения границ населенного пункта (.....) с границами лесничеств Республики Карелия ФГБУ «Рослесинфорг» (приложение к письму Рослесхоза от 15.02.2022 в составе документации по подготовке ГП 2022г.), копии которых имеются в материалах настоящего дела (л.д.88-90 т.1).

Между тем, изменения в сведения ЕГРН о границах населенного пункта – (.....) (реестровый .195) на основании указанного решения Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022 до настоящего времени не внесены (л.д.142 т.3).

Кроме того, по сообщению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, изменения в сведения о границе Прионежского лесничества Республики Карелия в установленном порядке до настоящего времени не внесены. Такая работа проводится, но не завершена (л.д.144 т.2).

Согласно карте функциональных зон ГП 2022 г. испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными) с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны (ЖД).

Решением Петрозаводского городского Совета от ХХ.ХХ.ХХ были внесены изменения в Правила землепользования и застройки (.....) в связи с принятием решения Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022 и осуществлено градостроительное зонирование для новых территорий, включенных в границы населенного пункта.

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки (.....) (в редакции решения от ХХ.ХХ.ХХ ) испрашиваемый истцом участок расположен в зоне застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (перспективной застройки) (Жип).

Нахождение испрашиваемого истцом земельного участка на землях, ранее относившихся к землям лесного фонда, переданных в состав земель населенного пункта решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.

В частности, по сообщению ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» от ХХ.ХХ.ХХ, лесной участок в квартале 110 выделе 4 Пригородного участкового лесничества по материалам лесоустройства Пригородного участкового лесничества Прионежского центрального лесничества в районе расположения земельных участков с кадастровым и был исключен из государственного лесного фонда (.....)

По сообщению Межрегионального территориального управления Росимущества в (.....) и Республике Карелия испрашиваемый истцом земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым (ранее присвоенные кадастровые , ). Номер в реестре федерального имущества , вид разрешенного использования – для размещения объектов лесного фонда, категория земель – земли лесного фонда (л.д.125-126 т.1).

По утверждению Администрации Петрозаводского городского округа испрашиваемый истцом земельный участок расположен на территории лесных участков, которые были включены в границы территории Петрозаводского городского округа (л.д.147 т.2).

По сообщению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия испрашиваемый истцом земельный участок находится на землях лесного фонда (л.д.144 т.2,л.д.10 т.3).

Оценка тому обстоятельству, что территория, где истцом испрашивается к образованию земельный участок, находится на землях лесного фонда, включенных в границы Петрозаводского городского округа решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022об утверждении генерального плана (.....) в новой редакции, ранее уже была дана вступившими в законную силу решениями суда по иным делам, которые хоть и не имеют при рассмотрении настоящего спора преюдициального значения, тем не менее, в силу положений ст.13 ГПК РФ являются обязательными в части установления обстоятельств принадлежности определенной территории.

Так, вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по административному делу по исковому заявлению Б.Б..к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения установлено, что испрашиваемый Бердник А.О. и Бердник К.Л. земельный участок не может быть отнесен к земельным участкам (землям), государственная собственность на которые не разграничена, поскольку само по себе его включение в границы Петрозаводского городского округа не прекращает право собственности на него Российской Федерации, поэтому Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия не наделено полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности (л.д.19-24 т.3).

При этом из материалов указанного административного дела следует, что БердникА.О.испрашивал земельный участок в том же самом месте, что и Калинин В.С., а именно между земельными участками с кадастровым и (л.д.78 т.3). При этом заявление Бердник А.О. было подано в Министерство ХХ.ХХ.ХХ, т.е. ранее Калинина В.С., который обратился ХХ.ХХ.ХХ (л.д.20 т.1, л.д.77 т.3).

Аналогичные выводы были сделаны судом и по заявлению Железовской Е.А., также испрашивавшей в соответствии с заявлением от ХХ.ХХ.ХХ земельный участок между земельными участками с кадастровым номерами и (л.д.58, 61 т.3), в решении Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ (л.д.26-35 т.3) и апелляционном определении Судебной коллеги по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ (л.д.66-70 т.3) по административному делу по исковому заявлению Железовской Е.А.к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения.

С учетом совокупности приведенных доказательств судебная коллегия полагает установленным и не требующим дополнительной проверки, в т.ч. экспертным путем, факт нахождения испрашиваемого истцом земельного участка на землях, ранее относившихся к категории земель лесного фонда, включенных в границ (.....) решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022об утверждении генерального плана (.....) в новой редакции.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно п.1 ст.17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В соответствии с ч.3 статьи 3 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также – ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 ЗК РФ).

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 ЗК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Отказывая истцу в предоставлении спорного участка, Министерство, в том числе, ссылалось на то, что после перевода находящихся в федеральной собственности земель лесного фонда право федеральной собственности на них не прекратилось, а сам административный ответчик не наделен полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований к Министерству, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что независимо от включения указанных земель в черту (.....) и их перевода в порядке части 1 статьи 8 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов в силу статьи 3 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 8 ЛК РФ, они продолжают находиться в федеральной собственности. Подобный подход вытекает и из правоприменительной практики (определение Верховного Суда Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ по делу №, ).

В своем отзыве на иск МТУ Росимущество указывало, что включение земель лесного фонда в границы территории Петрозаводского городского округа прав Российской Федерации на данные земли не умаляет, граница (.....) в соответствии с нормами законодательства не установлена, необходимые сведения о местоположении границы города и земельных участков, вошедших в его границы, в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером (единое землепользование) находится в федеральной собственности, имеет категорию земель «земли лесного фонда» и вид разрешенного использования «для ведения лесного хозяйства».

Действительно, из установленных Законами Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» и от ХХ.ХХ.ХХ -ЗРК «О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия», пп. 38 п. 9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -П, полномочий Министерства по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, следует вывод об отсутствии у Министерства компетенции по предоставлению спорного участка из земель, находящихся в федеральной собственности.

Испрашиваемый же истцом земельный участок в силу приведенного обоснования не может быть отнесен к землям, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку само по себе включение соответствующей территории в границы Петрозаводского городского округа не прекращает право собственности на нее Российской Федерации.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия не наделено полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Калинина В.С. к Министерству имущественных и земельных отношении Республики Карелия, обоснованно отказавшему истцу в утверждении схемы расположения земельного участка, являются правильными.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований к МТУ Росимущества, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец к данному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в целях его предоставления никогда не обращался. Таким образом, прав и законных интересов истца данным ответчиком нарушено не было, препятствий в реализации прав не создано, в связи с чем оснований для предоставления судебной зашиты истцу не имеется.

Кроме того, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истцом заявлялось об утверждении схемы расположения земельного участка в целях его предоставления в собственность бесплатно на основании положений Закона Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия», предусматривающего предоставление земельных участков многодетным семьям уполномоченным органом.

В силу п.2 ст.1 Закона Республики Карелия -ЗРК уполномоченным органом в смысле положений данного Закона является орган исполнительной власти Республики Карелия, орган местного самоуправления в Республике Карелия, обладающие правом распоряжения земельными участками в соответствии со статьями 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3.3 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 1 Закона Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия".

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что льготной категории граждан в порядке, предусмотренном Законом Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ -ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия», могут представляться земельные участки только из земель, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия и муниципальной собственности. Законом субъекта РФ возможность представления многодетным семьям земельных участков, находящихся в федеральной собственности, также не предусмотрена, что также является основанием для отказа в удовлетворении иска к МТУ Росимущество.

С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о правильности постановленного по делу решения и дополнительного решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Калинина В.С.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Несогласие истца с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены решения суда по настоящему делу.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение от ХХ.ХХ.ХХ и дополнительное решение от ХХ.ХХ.ХХ Прионежского районного суда Республики Карелия по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-173/2024 (33-4380/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Калинин Вадим Сергеевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия
Другие
Филатов Константин Сергеевич
Администрация Петрозаводского городского округа
Министерство природных ресурсов и экологии РК
ГКУ РК "Прионежское центральное лесничество"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Степанова Татьяна Геннадьевна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
19.12.2023Передача дела судье
22.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2024Передано в экспедицию
05.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее