Решение по делу № 2-494/2019 от 31.10.2018

Дело № 2-494/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2019 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Никитенковой Е.В.,

при секретаре Алееве А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масановой М.Г. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании действий незаконными, признании права на получение государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат,

УСТАНОВИЛ:

Масанова М.Г. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании действий незаконными, признании права на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» исходя из даты постановки на учет – 25.07.2008, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.

В обоснование иска указано, что истец относится к категории инвалидов, ранее состояла в списках граждан, имеющих право на предоставление жилья за пределами районов Крайнего Севера, по категории пенсионеров. 09.07.2018 истец обратилась с заявлением о переводе ее в очередь инвалидов и была поставлена на учет по категории инвалидов с 14.12.2017 – даты установления инвалидности. Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми 31.08.2018 отказано истцу в предоставлении государственного жилищного сертификата на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что истец считает незаконным.

В судебное заседание Масанова М.Г. не явилась, извещена о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, заявила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми Алешихина А.А. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что постановка на учет для получения социальной выплаты носит заявительный характер. Указала, что истец не может быть признана прибывшей в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, до 01.01.1992, поскольку Княжпогостский район отнесен к таким местностям лишь 01.04.1992. Также пояснила, что истец проживает в Нижегородской области, в связи с чем не имеет права на предоставление субсидии в связи с выездом в другую местность. Кроме того, указала, что у ответчика отсутствует правовая возможность предоставить истцу государственный жилищный сертификат в срок, установленный для исполнения решения суда, поскольку Министерством сформированы списки получателей жилищных сертификатов на 2019 год, в них включены лица, поставленные на учет до февраля 2013 года. Таким образом, с учетом очередности право у истца на предоставление сертификата не наступило.

Третье лицо Администрация МР «Княжпогостский» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом. В письменном отзыве указало, что считает иск подлежащим удовлетворению.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Масанова М.Г...

Истец является получателем пенсии по старости с 25.05.1987.

Истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: ... с составом семьи один человек с 26.05.1981, что подтверждается выпиской из домовой книги, справками о составе семьи.

С 27.10.1965 по 09.12.1992 Масанова М.Г. работала непрерывно на предприятиях на территории пст. Мещура Княжпогостского района Республики Коми.

Установлено, что Масанова М.Г. с 25.07.2007 состояла в Администрации МР «Княжпогостский» в списках граждан, имеющих право на предоставление жилья за пределами районов Крайнего Севера, по категории пенсионеров.

09.07.2018 Масанова М.Г. обратилась в Администрацию МР «Княжпогостский» с заявлением о ее переводе в списках граждан, имеющих право на предоставление жилья за пределами районов Крайнего Севера, из категории пенсионеров в категорию инвалидов с 14.12.2017.

На основании данного заявления Постановлением Администрации МР «Княжпогостский» от 19.07.2018 № 277, Масанова М.Г. переведена из категории пенсионеров в категорию инвалидов с даты установления ей инвалидности – 14.12.2017.

26.06.2018 Масанова М.Г. обратилась с заявлением о выделении ей государственного жилищного сертификата 2019 года выпуска.

Пакет документов на Масанову М.Г. для решения вопроса о предоставлении ей государственного жилищного сертификата 2019 года выпуска был направлен Администрацией МР «Княжпогостский» на рассмотрение в Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.

31.08.2018 Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми сообщено об отсутствии оснований для выдачи сертификата по тем основаниям, что Масанова М.Г. неправомерно включена в очередь инвалидов с датой постановки на учет 14.12.2017, поскольку в указанной очереди она может состоять лишь с даты обращения с соответствующим заявлением – с 09.07.2018. Кроме того, указано на то, что Масанова М.Г. не может быть признана прибывшей в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, до 01.01.1992, поскольку Княжпогостский район отнесен к таким местностям лишь 01.04.1992.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

На основании ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, ... а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.

Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено определение очередности граждан при переходе из одной категории в другую – с момента возникновения у гражданина права на переход в другую категорию.

Поскольку ... впервые установлена истцу 14.12.2017, на указанную дату она состояла в списках граждан, имеющих право на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ по иной категории – пенсионеров, Масанова М.Г.. при переводе ее в иную категорию граждан обоснованно поставлена на учет в очередь инвалидов с 14.12.2017.

При этом суд считает неосновательными требования истца о признании за нею права состоять на учете с даты 25.07.2008, поскольку истец по собственной инициативе реализовала свое право перейти из категории пенсионеров, по которой она состояла на учете с 25.07.2007, в иную категорию учета – инвалидов. При этом ее право состоять на учете по этой категории в силу прямого указания закона возникло лишь с даты установления ей инвалидности, то есть с 14.12.2017.

Оценивая доводы ответчика о выезде истца на другое постоянное место жительства, суд исходит из следующего.

Согласно сведениям, представленным Администрацией СП «Мещура», жилой дом по адресу: ... признан в установленном порядке аварийным и снесен на основании Постановления Администрации СП «Мещура» № 78 от 24.12.2010, что установлено справкой ФГУП Республики Коми «Республиканское бюро технической инвентаризации» от 01.02.2011.

Учитывая изложенное, доводы о выезде истца на другое постоянное место жительства являются необоснованными, поскольку из материалов дела следует, что выезд истца являлся вынужденным – в связи со сносом дома и отсутствием у нее иного пригодного для проживания помещения, по новому месту пребывания истец зарегистрирована временно, сведений о том, что она имеет иное постоянное место жительства в Нижегородской области, суду не представлено.

Указом Президента РФ от 24.01.1992 № 46 «О неотложных мерах по стабилизации экономики и развитию социальной сферы Коми ССР» внесены изменения в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029: с 1 апреля 1992 г. Печорский, Ижемский, Усть-Цилемский районы отнесены к районам Крайнего Севера, город Сыктывкар, Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сысольский, Усть-Вымский, Усть-Куломский районы отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Доводы ответчика, о том, что Масанова М.Г. не считается прибывшей в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01.01.1992, несостоятельны, поскольку по своему содержанию понятие лица, прибывшего в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, не идентично понятию лица, проживающего в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Как установлено судом, истец проживала на территории Княжпогостского района Республики Коми до 01.01.1992 и проживает до настоящего времени. То обстоятельство, что Княжпогостский район Республики Коми был отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, после 01.01.1992, не свидетельствует о том, что истец прибыла в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, после 01.01.1992 и не может служить основанием к умалению прав истца на получение жилищной субсидии.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования в части признания за Масановой М.Г. права на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» основанными на законе и подлежащими удовлетворению. При этом суд признает право истца на получение субсидии в соответствии с установленной очередностью по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 14.12.2017.

Между тем, суд не усматривает оснований для признания действий ответчика незаконными и возложения на Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми обязанности выдать истцу государственный жилищный сертификат, исходя из следующего.

Согласно п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 879 от 10.12.2002, п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, государственный жилищный сертификат выдается в порядке очередности.

Учитывая изложенное, оснований для возложения на ответчика обязанности по выдаче субсидии не имеется, поскольку наличие решение суда об обязании выдать субсидию предполагает внеочередную обязанность, поскольку решение суда подлежит исполнению в сроки, установленные законом. Кроме того, как следует из объяснений представителя ответчика, Министерством сформированы списки получателей жилищных сертификатов на 2019 год по категории инвалидов, в них включены лица, поставленные на учет до февраля 2013 года. Доказательств того, что у истца с учетом даты принятия ее на учет 14.12.2017 наступило в порядке очередности право на получение государственного жилищного сертификата, суду не представлено.

Также, помимо наличия самого права, для получения сертификата необходимо не только соблюдение очередности, но и оформление документов в полном объеме и в соответствии с предъявляемыми требованиями. Невыполнение данного требования, даже при наличии права на получение социальной выплаты, препятствует ее получению.

Учитывая изложенное, суд отказывает в иске в части возложения на ответчика обязанности предоставить истцу государственный жилищный сертификат, что не препятствует истцу при наступлении очередности обратиться в установленном порядке в Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми за получением сертификата, представив при этом предусмотренный Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, пакет документов.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Масановой М.Г. право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды» в соответствии с установленной очередностью, исходя из даты постановки на учет – 14.12.2017.

В удовлетворении иска в части признания действий Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми незаконными, признании права Масановой М.Г. на получение государственного жилищного сертификата исходя из даты постановки на учет 25.07.2008, возложения на Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми обязанности выдать Масановой М.Г. государственный жилищный сертификат в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья                                Е.В. Никитенкова

...

2-494/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Масанова Маргарита Гурьевна
Ответчики
Министерство стротельства и дорожного хозяйства РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее