Судья Абаева Д.Р.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2024 г. по делу № 7.2-295/2024
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Бажанов Александр Олегович, рассмотрев в г. Саранске Республики Мордовия жалобу заместителя начальника отделения-заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России М.Л.В. на решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 14 августа 2024 г.,
установил:
постановлением врио заместителя начальника отделения-заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России М.Л.В. от 30 мая 2024 г. администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 14 августа 2024 г. постановление должностного лица по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, должностное лицо просит отменить решение судьи, отказать в удовлетворении жалобы администрации муниципального района, указывая, что материалами дела подтверждается и должником не оспаривается факт неисполнения содержащегося в исполнительном листе требования после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора; при рассмотрении дела об административном правонарушении не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии районной администрацией всех возможных мер к своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе; недостаточное финансирование, отсутствие освобожденных жилых помещений социального использования в жилом фонде, такими обстоятельствами не являются; совершенное правонарушение посягает на принципы эффективности судебной защиты, реального и своевременного восстановления нарушенного права гражданина, доказательств исключительности ситуации по настоящему делу лицом, привлечённым к административной ответственности, не представлено; совершенное районной администрацией правонарушение посягает на институт судебной власти, порядок принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов, а также жилищные права граждан.
В судебное заседание представитель администрации муниципального района Республики Мордовия, обладающий полномочиями представлять интересы органа местного самоуправления без доверенности, защитник Сидорова Л.В., потерпевшая Л.Р.Р. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого решения судьи, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 14 Федерального закона № 118-ФЗ предусмотрено, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 105, 113 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 1 декабря 2021 г. на администрацию Рузаевского района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить Б.Р.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м.
7 февраля 2022 г. на основании исполнительного листа, выданного Рузаевским районным судом Республики Мордовия, ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия в отношении должника возбуждено исполнительное производство <№>-ИП.
В соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником его копии.
24 февраля 2022 г. в связи с неисполнением требования, содержащегося в исполнительном документе, ведущим судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России по Республике Мордовия от 5 апреля 2024 г. установлен новый срок исполнения требования исполнительного документа до 14 мая 2024 г.
15 мая 2024 г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 30 мая 2024 г. администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Согласно положениям пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление, или об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не допускается по жалобе должностного лица административного органа отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если отсутствуют существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, когда при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Заявляя требование об отмене решения судьи районного суда, должностное лицо не приводит доводов о существенных нарушениях судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судьи районного суда об отсутствии в действиях администрации муниципального района состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, переоценке установленных судьей обстоятельств и сделанных выводов, а потому отмену решения судьи повлечь не могут, поскольку отсутствуют основания для сомнений в правильности выводов судьи районного суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
В статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 32-З) администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлению контроля за распоряжением ими.
Пунктом 1 статьи 6 Закона № 32-З установлено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Следовательно, в силу бюджетного законодательства обязательства Республики Мордовия, переданные, в том числе муниципальному району, не могут быть исполнены за счёт бюджетных ассигнований из бюджета муниципального образования, а подлежат исполнению исключительно за счёт субвенций из бюджета Республики Мордовия.
С учётом изложенного состав вменённого административного правонарушения имеет место только в том случае, когда администрация района не предприняла всех возможных мер к получению субвенций из бюджета Республики Мордовия для приобретения и предоставления жилого помещения Л.Р.Р.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении указано, что администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не исполнила вступившее в законную силу решение суда.
Как было отмечено выше, администрация муниципального района не вправе использовать средства бюджета муниципального образования для исполнения судебных решений об обеспечении детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, т.к. расходы на данные цели относятся к полномочиям Республики Мордовия, и лишь в силу законодательства они переданы муниципальному образованию.
Администрацией муниципального района представлены доказательства принятия мер к исполнению решения суда, которые по независящим от должника причинам не дали результата, к сроку, вновь установленному судебным приставом-исполнителем, а именно направлялись обращения к Министру строительства и архитектуры Республики Мордовия <№> от 7 мая 2024 г., <№> от 17 апреля 2024 г., <№> от 9 апреля 2024 г., <№> от 16 февраля 2024 г., <№> от 30 ноября 2023 г., <№> от 2 августа 2023 г., <№> от 22 июня 2023 г., <№> от 15 мая 2023 г., <№> от 16 марта 2023 г., <№> от 21 февраля 2023 г., Министру финансов Республики Мордовия <№> от 21 февраля 2023 г. о дополнительном выделении денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В протоколе об административном правонарушении не указано, какие конкретно меры для исполнения судебного акта администрация муниципального района имела возможность предпринять, но не предприняла.
На основании изложенного нахожу обоснованным вывод судьи районного суда о том, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для добровольного исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении Л.Р.Р. жилого помещения, районная администрация не была обеспечена денежными средствами, необходимыми для осуществления возложенного на неё государственного полномочия по обеспечению Л.Р.Р. жилым помещением. Следовательно, виновность районной администрации в совершении административного правонарушения, как верно указано судьей районного суда, отсутствует.
Таким образом, состоявшееся по делу решение судьи не может быть отменено по жалобе должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 14 августа 2024 г. оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения-заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России М.Л.В. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов